На территориях, где хорошо жить, надо содействовать развитию человеческого потенциала, а с территорий, где жить невозможно, на мой взгляд, надо помогать людям перебираться в более комфортные места.
- Еще один уязвимый тип поселений в нашей стране - малые города. По данным той же переписи, за 10 лет в России их стало на 290 меньше.
- Уменьшение числа малых городов, к сожалению, специфическая беда России. Таким городкам положено быть центрами сервиса и услуг для окрестного сельского населения, но большинству из них это не удается. Существующая система межбюджетных отношений оставляет малые города с деньгами, достаточными разве что на зарплату местному начальству. Это вопрос федеральной политики, которая не меняется уже 15 лет и способствует ослаблению таких типов поселений.
- Практика, когда и без того скудный местный бюджет вычищается в пользу центра, по европейским меркам принадлежит к безнадежно устаревшим формам управления территориями. От каких еще неэффективных стереотипов, на ваш взгляд, надо отказаться?
- Это плохое понимание властями гуманитарного шлейфа любых управленческих и экономических действий. Гуманитарная безграмотность, которую невероятно трудно компенсировать и которая сильно тормозит развитие территорий.
Власти надо пересмотреть отношение к человеку. В нашей логике бюджетных отношений человек всегда рассматривался не как инвестиционная, а как затратная часть. Вся прибыль для нашей власти сосредоточена у нефтяной скважины, в то время как в развитых странах она давно - в человеческом капитале.
Есть еще одно препятствие для развития человеческого капитала в регионах - колониальная логика наших крупнейших монополий. Собственник далеко, а менеджер лишь исполняет его волю, у него нет корней на этой территории. К сожалению, у нас действуют обедненные представления о том, что такое капитализм, которого в чистом виде давным-давно нет в развитых странах, где вся экономика завязана на культурные процессы.
К счастью, в условиях демографической ямы, в которую мы скатываемся, и на властном уровне, и на уровне производственных корпораций происходит осознание дефицита человеческого капитала. Сегодня между регионами растет конкуренция за людей, и это хорошо. Значит, растет цена человека. Некоторое демографическое сжатие идет нам на пользу. Оно дает шанс, что наша власть начнет понимать: народ - не то, что само народится. Это люди - ресурс номер один.
- «Человеческий капитал» надо не просто обнаружить, но и удержать. Иначе энергичные и умные будут уезжать.
- В регионах, где власть меняет отношение к людям, происходят интереснейшие вещи. Калужская область сделала качественный рывок, создав Агентство регионального развития. В Томске вокруг еще недавно консервативных технических университетов возникло кольцо инновационных фирм. Такие изменения я наблюдаю даже на уровне районных центров. Например, администрация знаменитых ерофеевских Петушков, что во Владимирской области, составляет карту распределения человеческого капитала, пытаясь учесть всех думающих и инициативных людей района.
Удержать креативный слой можно только изменением качества среды. В масштабах страны в этом направлении пока ничего особенно не сделано. Но сегодня даже такой сложный собеседник, как столичное правительство, благодаря работе экспертов, кажется, осознало эту проблему. Если Москва занимает по деловой активности 20-ю позицию, а по качеству среды - 72-ю; если, по данным опросов, 8 из 10 приезжающих в Москву туристов не собираются возвращаться, значит, качество среды уже тормозит деловую активность.