Feb 12, 2006 21:38
А теперь поговорим о добре.
Определить его куда сложнее, чем зло. Моральные релятивисты говорят: всё из-за того, что это категория расплывчатая, существуюшая лишь в индивидуальном (вариант - культурном) сознании и потому реально не существующая.
Фактически их позиция - перепев фразы, брошенной после мятежа на небесах и повторённой в одной семитомной книге, которая иначе заслуживала бы сожжения: "Добра и зла и не существует, есть только власть".
Сложность определения и тем более реализации добра в нашей жизни говорит не о том, что его нет, а о нашем глубоком отпадении от него. Наши мелкотравчатые мечтанья, мелкие грешки и хилая добродетель заслоняют нам сияющую громаду подлинного бытия.
-Что есть добро?- спросите вы.
А я, известный любомудр, отвечу так (список черт добра далеко не полон и будет дополняться):
-Добро изначально, бесконечно прекрасно, для всех едино и одинаково благотворно для всех;
-Добро, однако, требует усилий от тех, кто хочет к нему приобщиться. Добро мало совместимо с образом жизни, который удобнее всего вести;
-Добро есть самый разумный и желательный порядок вещей. Оно нормально, но не в смысле "то, что совершается чаще всего", а в смысле "то, что должно совершаться;
-Добро никогда не выдаёт себя за то, чем не является. Напротив, зло, не будучи самоценным, всегда подделывается под добро и скрывает свою подлинную сущность;
-Добро всегда стеснено в средствах. В отличие от зла, оно не может применять некоторые методы для достижения своих целей, не исказив свою природу;
-И самая грустная новость для Века Сего. Окончательное торжество добра предполагает конец мира, который мы знаем. Но этот конец света закончится хорошо.