Журнал "КОЛЛИЕРС" и Сталинские космонавты

Mar 31, 2012 06:49

В 1952-м году американский журнал Колльерс (COLLIER'S), опубликовал статью, написанную группой людей, страстно увлеченных одной идеей. Среди них был и некий Браун,, недавно натурализовавшийся в Штатах немецкий эмигрант. Помимо прочего он во время войны состоял в СС, в чине штурмбанфюрера. Именно он был главным инициатором этой публикации, точнее серии публикаций, которые сыграли немалую роль в поистине исторических событиях, развернувшихся в противоположных концах земного шара. Об этом и будет рассказано в данном тексте. Автор предупреждает, что это всего лишь его собственные догадки, насколько они убедительны - судить вам, а пока расказ о некоем штурмбанфюрере придется начать с некоторых сопутсвующих обстоятельств.

Обстоятельства.
Главное из них - это то, что Вторая Мировая Война сделала фактом невероятный научно-технический прорыв человечества. То, что еще в тридцатых годах представлялось немыслимой фантастикой, уже в середине сороковых годов стало фактом. Прежде всего, разумеется, Бомба. Поистине универсальное оружие, которое убивало и разрушало всеми возможными способами: взрывной волной, светом, звуком, проникающей радиацией... Психологические последствия атомных взрывов был неменьшим.
В лицо человечества пахнуло могильным смрадом: теперь можно было убить не просто огромное число людей в предельно короткий срок, появилось средство покончить с людьми как с биологическим видом.
Это ошеломляющее обстоятельство отодвинуло на задний план менее масштабные прорывные технологии: вычислительную технику, реактивную авиацию, телевидение и радиолокацию и пр. и пр. Особенно не повезло ракетам.
Несмотря на ошеломляющий успех немецкого ракетостроения, сама по себе ракета середины сороковых оставалась достаточно проблемным видом оружия. Хотя ее радиус действия был почти на порядок больше, чем дальность любой артиллерийской системы, однако стоимость самой ракеты нередко превышала стоимость разрушенного объекта. Точность ракеты была в то время такова, что применять ее можно было только против больших городов. Даже применяя боеголовки с оружием массового поражения, эффективность применения ракет оставалась очень маленькой, особенно в сравнении с авиационными бомбардировками с большой высоты, в то время недоступной ни для истребительной авиации, ни для зенитной артиллерии.
Поэтому две главные военные державы конца сороковых годов - Соединенные Штаты и Советский Союз не слишком занимались ракетным оружием. И можно смело утверждать, что именно публикации журнала «Кольерс» 1952-3 гг взрывоподобно изменили ситуацию.
Что же произошло? И как это получилось?

Кто был нацистским космонавтом?

Единственным государством, которое строило и применяла тяжелые баллистические ракеты во время Второй Мировой Войны, была Германия. Это были созданные Вернером фон Брауном системы А4, известные во всем мире как Фау-2. Фау (V) означало «Вундерваффе» - чудо-оружие. И это было действительно чудо, настолько далеко обогнавшее свое время, что многопытные конструкторы отказывались верить своим глазам, ознакомившись с деталями конструкции этих ракет. Долгий период после войны все, что делалось в области ракетостроения, сводилось к простому копированию этой конструкции - и у нас, и в Штатах.
При этом сам фон Браун после вйны жил Америке.Казалось бы, опираясь на технические и финансовые ресурсы этой страны, можно было осуществить немыслимые вещи... Однако всё, что ему позволили - наладить производство несколько измененных ракет А4. Ну, и пожалуй, рахитичные эксперименты с ракетами «Пэтриот» в качестве второй ступени А4.
А между тем Вернер фон Браун знал, на грани какого прорыва он был в 44-году. Было завершено проектирование и начались испытания двухступенчатой системы А9/А10. До конца войны были проведены 16 испытательных пусков, два из которых были успешны.
Система давала межконтинентальную дальность ( 5000 км, по непроверенным данным) и предназначалась для удара возмездия по приморским городам Северной Америки.
Три обстоятельства делали этот проект особенным, выходящим за рамки технического уровня сороковых годов.
Первое - разумеется невероятная дальность
Второе - это высота полета. Вторая ступень поднималась на суборбитальную высоту, т.е., по американской классификации, выходила в космос.
И, третье - из-за несовершенства систем наведения, вторая ступень системы А10 была пилотируемой. В кабине ракеты сидел пилот-смертник. ( Теоретически, пилот должен был катапультироваться после точного наведения на цель, но практически, оставалось столько нерешенных проблем, что спасение пилота было делом очень маловероятным. Хотя вряд ли опасность гибели пилота остановила бы нацистов.)
Таким образом, считанные месяцы, если не недели, отделяли нацистскую Германию от того, чтобы стать первой страной, пославшей в космос человека. Вероятность этого события была столь велика, что после космического полета Юрия Гагарина, в ГДР нашелся человек, утверждавший, что именно он был пилотом во время одного из испытательного пусков несостоявшегося Фау-3. Судьба этого человека печальна - его упрятали в психушку. Скорее всего, справедливо. Потому что кем бы ни был этот человек - авантюристом или сумашедшим, единственно кем он не мог быть - это пилотом ракеты. Если вы взглянете на изображение системы А9/А10, вы увидите что крылья второй ступени имеют стреловидную форму. Стреловидность - это почти гениальное провидение для сороковых годов, однако подходит лишь для сверхзвуковых скоростей. Скорости суборбитального полёта гораздо выше, и требуют принципиально иной аэродинамики. То есть, запустить летчика-испытателя в подобный полет нацисты могли. Он вполне мог бы живым достичь заатмосферного пространства. Но вот приземлиться живым на ракете подобной конструкции он не смог бы никак. Тем не менее, техническая возможность выхода в космос была практически доказана и близка к осуществлению.
Нетрудно представить состояние конструктора Вернера фон Брауна, который знал, на что способен, который знал себе цену, и который вынужден был год за годом заниматься пустопорожней рутиной, растрачивать свой талант по-пустякам... А ведь вернее сказать, не талант - гений...
Почему же он не мог докричаться до властей? На то были причины, и объективные, и субъективные.
Объективные факты говорили о том, что несмотря на грандиозный прорыв, конструкции фон Брауна мало что давали для усиления военной мощи Соединенных Штатов. Радиус действия стратегической авиации США в то время покрывал практически весь земной шар, и при этом она была почти неуязвима для средств ПВО. К тому же она опиралась на сеть авиабаз, которая быстро и успешно расширялась, охватывая границы стратегических противников - т.е. СССР и, тогда еще маломощного, Китая, а также покрывала районы других возможных конфликтов. Таким образом, если надо было решать, куда вкладывать миллиарды, любой американский политический деятель встал бы на сторону авиации, которая к тому времени показала свою исключительную эффективность, в том числе и как носитель ядерного оружия, к тому же ее развертывание было связано с солидными капиталовложениями в недвижимость. Это было надежно, в сравнении с эфемерными фантазиями бывшего эсэсовца.
Это второе, субъективное обстоятельство, также не могло не играть роли. Хотя чин штурмбанфюрера не столь уж значителен - что-то вроде майора, и означал скорее подчиненное положение внутри преступного ордена, чем допуск к принятию каких-либо решений, однако на репутацию конструктора ложилась несмываемым пятном причастность к заводам «Дора».
«Дора» - это сеть поземных заводов, где в адских условиях, не видя дневного света работали десятки тысяч рабов - военнопленных и гастарбайтеров, большей частью русских, которые строили ракеты Фау-2 и самолеты-снаряды Фау-1... Сюжет для фантастического романа 30-х годов...
Достоверно неизвестно, насколько замешан сам фон Браун в этих преступлениях. Вопрос этот запутан, и запутан, повидимому сознательно, с одной стороны, чтобы никто не имел повода требовать выдачи фон Брауна, как военного преступника, с другой стороны чтобы держать его на коротком поводке самой возможностью подобного развития событий.
Ситуация таким образом была тупиковая. Но гений на то и гений - он нашел, как всегда неординарный, выход.
Фон Браун начал серию турне по городам Америки, с циклом лекций о возможностях завоевания космоса при помощи ракет. Наверное фон Браун обладал огромной силой убеждения, - в результате он смог заразить своими идеями множество людей. Не малую роль здесь сыграла и атомная бомба - она, еще на памяти очень многих, превратилась из полубредовой фантазии полудурков, читающих сайенс фикшн, в грозную реальность. Так почему же фантастическая идея выхода в космос была менее вероятна? Волна интереса к теме космической экспансии захлестнула Соединенные Штаты. И поэтому появилась серия публикаций в журнале «Кольерс».

Что такое журнал «Кольерс».

Журнал «Кольерс» относится к категории глянцевых еженедельников, казалось, еще не так давно, царствовавших в прессе Соединенных Штатов.
Сейчас трудно представить и понять степень влияния этих изданий в тридцатые-пятидесятые годы. Журналы «Лайф», «Лук», «Сатедей ивнинг пост», и разумеется «Кольерс» были лицом Америки, распространялись миллионными тиражами по всему миру, опубликоваться в них было большой честью и огромной удачей. Сейчас, как воспоминание о былом величии, выходит только один журнал из этой породы, кажется «Лук». Но это скорее тень былого великолепия.
«Колльерс» закрылся еще в 1957-м году, в первый год космической эры, для начала которой он так много сделал...
Наверное нельзя не упомянуть о другой футуристической публикации, которая также произвела огромное впечатление на мировое общественное мнение, а для советского читателя сделало название «Колльерс» особенно значимым.
В 1951-м году вышел номер журнала, где в форме репортажа с места событий, описывалась победоносная атомная война США против СССР. Лишь в семидесятые годы стало известно , что эти публикации опирались на сценарий реального плана «Дропшот», разработанного в штабах американской армии. Осмелюсь предположить, что уже тогда это обстоятельство не было секретом для правительства СССР. Нужно ли объяснять с каким интересом вчитывались в Советском Союзе в каждый номер «Колльерса»?

Так что же там было?

Итак, пришло время посмотреть на картинки. Начнем с начала. На развороте журнала читатель увидел шокирующее зрелище: на немыслимой высоте, где-то над Тихим океаном висит совершенно немыслимая конструкция в виде бублика (дирижабль, что ли? Но почему тогда вдоль предполагаемого объёма, заполненного водородом, множество окошечек?)
Далее, вдоль невразумительных конструкций со стреловидными крыльями, порхают люди в водолазных скафандрах. Предметы на картинке освещены солнцем, но при этом небо черное и покрыто звездами...Все на этой картинке противоречит привычным взглядам, здравому смыслу, даже здравому уму. Зловещий бред. Что-то вроде фантазий Дали или Магрита...
Разумеется, в Америке выходило множество журналов научной фантастики, а также научно-популярных, с картинками. Несмотря на это, даже много времени спустя, уже когда космические полеты стали реальностью, еще долго пишущим о космосе приходилось объяснять, что в космосе небо всегда черное и покрыто звездами, а в невесомости нет ни верха, ни низа. Нетрудно представить, какое впечатление произвело все что было нарисовано на этой картинке на читателя Соединенных Штатов начала пятидесятых годов...
Но для нас с вами здесь уже нет никаких загадок. Поэтому обратимся к чисто техническим деталям этого прогностического изображения. Первое - это торообразная космическая станция. Пока что ее содание так и осталось неосуществленным. И существуют сильные сомнения, что подобный проект состоится в ближайшем будущем. Во всяком случае, за полстолетия космической эры даже вопроса о строительстве такого сооружения в космосе не возникло. А ведь авторы статьи смело утверждали, что нечто подобное появится на околоземной орбите в 1963-м году!
Дальше идет описание этой станции - вы можете видеть ее в разрезе. Мы еще вернемся к этому описанию позже. А пока займемся картинкой, на котором космонавт, вернее астронавт, в скафандре, передвигается в пространстве при помощи индивидуального реактивного двигателя.
К скафандру особых претензий нет. Более того, жесткая кираса у космического скафандра появилась почти пятнадцать лет спустя после первого космического полета, до этого даже выход в открытый космос осуществляли в мягком скафандре.
А вот что касается двигателя... Идея индивидуального реактивного двигателя для передвижения в космосе отдельного человека была стара, восходила еще к Циолковскому. Однако, подобный полет возможен только в случае абсолютно точного приложения вектора силы к центру тяжести. Иначе космонавт, конечно, полетит, но вот куда... Под действием силы реактивного двигателя он начнет кувыркаться вокруг своего центра тяжести. Однако идея была слишком увлекательной. И ее удалось осуществить.На фотографии вы можете видеть конструкцию, которую создали, чтобы можно было передвигаться в космосе с индивидуальным двигателем. Но практически применять ее не стали, поскольку возни с ним, пока,больше, чем толку.
Тоже самое можно сказать и о космической ракете. Но здесь уже начинаются некоторые нюансы.
Первое, что бросается в глаза - наивные аэродинамические стабилизаторы вдоль всей конструкции. Сказывался примитивный уровень электроники того времени, систем автоматической стабилизации при помощи газовых рулей и вспомогательных двигателей достаточной надёжности, еще не было, поэтому важно было удерживать ракету на курсе, на первом этапе полета всеми возможными средствами.
Второе. В разрезе видно, что ракета работает на двух компонентах - топливе и окислителе. Казалось бы, что такого, все так делают. Однако А4 и А9/A10 работали на одном компоненте - концентрированной перекиси водорода. От этой идеи пришлось отказаться , но всё , что было связано с военной техникой было секретом, и знающий человек уже по соотношению объёмов баков мог сделать важные выводы. Следовательно, Браун не считал это обстоятельство тайной.
И, наконец, третье. На рисунке вы видите что баки в ракете - цилиндрические. Однако, если вы присмотритесь к фотографии, на которой конструктор держит в руках макет этой ракеты, можно легко разглядеть, что обтекатель явно описывает шарообразную поверхность. На кадре из мультфильма тоже ясно видна эта особенность конструкции. Баки были сферическими. Очевидно, это обстоятельство было достаточно важным, чтобы его не раскрывать. К этому мы также вернемся позже.
Итак, главный вывод, который делает Вернер фон Браун - подобную конструкцию можно было построить в начале пятидесятых годов, и она должна была работать. В журнальной статье он называет точную дату, когда подобная станция окажется на орбите - 1963-й год.
Иными словами надо было десять лет на создание космической индустрии и выход в космос. Оправданы ли были эти надежды?
Согласно второму закону Бартини, часто созданию какого-нибудь новшества препятствует не технический уровень данного времени, а психологическая инерция. И наоборот, уверенность в осуществимости идеи часто делает ее возможной. Обычно срок преодоления психологического барьера называют двадцать-тридцать лет. Однако, что такое было у Эдиссона, чего не было, скажем, у Гиерона, чтобы создать фонограф? Стекла для мембраны? Иголки? Олова, чтобы иголку припаять к мембране? Воска для валиков? Что мешало китайцам построить дельтаплан? Римлянам - систему оптического телеграфа? (Кстати, Кулибин предложил Екатерине Великой создать такую систему, за пятьдесят лет до французов... но это было, по тем временам, слишком, даже для незаурядной императрицы.)
Но мы немного отклонились от темы.
Главным всё же в публикации оставалась космичечкая станция, которая в такой форме и в таких размерах, невозможна и в наши времена (Невозможна ли?).
Однако вернемся к параметрам станции. Это сооружение, которое выглядит даже сейчас фантастическим, тем не менее скорее относится к технологическим вершинам тридцатых сороковых годов. Прежде всего неимоверно большой экипаж - 80 человек. Это и объясняет огромные, по нашим представлениям размеры: недостаточно развитая электроника и вычислительная техника требовала постоянного человеческого контроля за системами жизнеобеспечения и функционирования объекта. Поэтому диаметр станции планировался в 75 м, диаметр тора - 9 м.
Если присмотреться - поверх основного тора расположен странный желобок. Это солнечная печь, которая разогревает жидкость в паротрубной системе, вырабатывая электроэнергию. Не было еще атомных электростанций, топливных элементов, даже кремниевых панелей. Очистка воздуха происходит в бассейнах с хлореллой, их размеры впечатляют - 20 кв. м. Уже тогда предусматривалось пониженное атмосферное давление при повышенном содержании кислорода.
Теперь перейдем к назначению станции. Речь во всех статьях «Кольерса» идет о завоевании космоса(conquest of the space).
Но, судя по всему, это была вовсе не метафора. На борту станции - атомные бомбы ( термоядерных тогда еще не было). Станция, которая пролетает над экваториальной зоной Центральной Америки, покрытой идилическим облачками, способна контролировать практически всю поверхность земного шара.
Запомним это. А пока вернемся к истории публикаций фон Брауна в журнале «Кольерс».
Они имели огромный успех. Привлекли внимание многих влиятельных и знаменитых людей. Однако, это тот случай, когда не было бы несчастья , да счастье помогло. На фотографии вы можете увидеть фон Брауна вместе с нескольким пожилыми господами. В руках у одного из них( это Вилли Лей, один из констукторов) - макет легко узнаваемой Фау-2, и что-то , похоже на карадашик. Рядом с ним - некий господин с тонкими усиками.
Поясняю. В руках у Вилли Лея - вершинное достижение американского ракетостроения конца сороковых годов, ракета «Патриот». Один из немногих экспериментов, который дозволили ( оплатили) Вернеру фон Брауну, это установить на ракету А4, на место боеголовки, эту крохотную (около полутора метров высотой) ракету и запустить эту, с позволения сказать, двухступенчатую систему. Которая, (кто бы мог подумать) достигла рекордной высоты. Пусков на дальность не предусматривалось.
Напомню, Браун практически уже создал ракету, способную выходить в космос.
А вот господин с усиками - это никто иной как Уолт Дисней. В отличие от политиков и генералов, этот человек сразу понял, с чем и кем имеет дело. Он загорелся идеями немецкого ракетчика и не колеблясь, вложил в них свои деньги. Т.е. снял серию мультфильмов, пропагандирующих его идеи.
Дальше идут только предположения. Фильмы Диснея имели успех. Множество тогдашних школьников пришли в космическую индустрию, стали ракетчиками благодаря им. Но вот что касается тех, от кого зависело финансирование... Ну в самом деле, ну какой серьезный человек быдет вкладывать миллиарды в проект, про который Дисней мультики снимает?
И все так бы и шло , ни шатко ни валко, если бы, как говорил Маяковский, не было такой страны - СССР.
«Колльерс», как и прочие американские журналы у нас в свободном доступе не было. Более того, если кого-то заметили бы с подобными вещами в руках, он мог огрести. Тем не менее, эту публикацию заметили. Прочли. И какие выводы могли сделать эти люди?
Они знали, кто такой фон Браун, и на что он способен. Они знали, что руководство журнала напрямую выходит на самые верхи американской элиты. И они прочли в журнале, что в течении трех-пяти лет, у нас над головой появится станция, напичканная атомными бомбами, которые в любой момент могут сбросить в любое место, с предельной точностью, и помешать этому невозможно даже теоретически? Что должны были они подумать и что сделать?
Вопрос риторический. Мы знаем, что было сделано. И только в 1957-м году, спустя пять лет после публикации фон Брауна, великомудрые американские прагматики кинулись искать вчерашний день. Гениальному конструктору дали и денег и власть, и он не подкачал, создал непревзойденную конструкцию, высадился на Луну ... от которой сейчас никому ни холодно,ни жарко. А советские ракеты все летают.
Это всего лишь предположения, догадки, спекуляции. Есть ли доказательства?
Ну вот например это - ракета Н-1, которую у нас почему-то прозвали Царь-ракетой. Посмотрите на фото. Вам она ничего не напоминает? А если мысленно приставить к ней аэродинамические стабилизаторы? Это же копия гипотетической ракеты из «Кольерса»!
Боле того, и двигательная платформа, и сферические баки - всё оттуда ... (Кстати, вот вам и ответ на вопрос - полетела бы та ракета. Эта не полетела.)
Ниже - другой рисунок. Это - афиша Диснеевского мультфильма. В правом углу вы можете увидеть сферическую конструкцию с антеннами, очевидно спутник. А теперь сравните ее с объектом на фотографии. Это вовсе не кадр из фильма. Это фотография космической станции Луна-1, первый объект, запущеный в сторону Луны, первый искусственный спутник Солнца, как её тогда называли. Честно говоря это не столько доказательства, сколько те детали, которые навели автора на те догадки , с которыми он вас и познакомил. Убедил ли я вас или нет...
Вообще, автор был бы благодарен тем, кто владеет информацией,если они помогут прояснить этот вопрос, независимо, подтвердят ли они его гипотезу или опровергнут. Потому что если она подтвердится, можно будет ко второму закону Бартини сделать дополнение: часто то или иное техническое достижение вполне осуществимо при данном уровне развития техники, и его психологическое восприятие тоже уже вполне благоприятное, но психологическое восприятие руководства не позволяет его осуществить.
На этом пока заканчиваю. Надеюсь в ближайшее время проодолжить эту тему, правда дальнейшие публикации, рассказывающие о высадке на Луну и на Марс, интересны скорее постольку, поскольку прогноз совпадает с тем что произошло на самом деле.
PS
Не могу удержаться, чтобы не показать вот этот рисунок. На марсе людей еще не было, но вполне возможно, чт о именно такой пейзаж можно будет увидеть на красной планете. Первое что поражает - конус гигантского вулкана, поразительно похожий на реально обнаруженный на Марсе Олимп. Второе - и это уже просто непостижимо - метеоритные кратеры. Вплоть до первых снимков марсианской поверхности, всегда, когда изображали Марс - рисовали скалы-каналы. И когда вдруг на снимках увидели кратеры наподобие лунных - эт о было шоком. А вот здесь, еще в 1953-м году вполне правдоподобный марсианский ландшафт... просто не верится в проостое совпадение...
Previous post Next post
Up