Нил Стивенсон, "Алмазный век, или Иллюстрированный букварь для благородных девиц"

Mar 20, 2012 11:17

Упоминание этой книги я встретила в каком-то из списков лучших антиутопий. И, конечно, не могла пройти мимо.

Что же я имею сказать?
Книга весьма неровная.

Мне решительно не понравились ни начало, ни конец. Я еле перебралась за забор первых двухсот страниц (из тысячи трёхсот на ридере), даже собиралась бросить это дело, но ВНЕЗАПНО стало очень интересно, поэтому я всё же дала шанс этой книге. Читать поначалу было сложно, потому что содержание изобилует различными деталями, характеризующими новый мир, вникнуть в них сначала трудно, но потом становится легче - мозг как-то привыкает.

Так вот, как я писала раньше, середина повествования очень увлекательная. Мне очень понравились приключения принцессы Нелл, хотя в них есть что-то от детского. Впрочем, всё равно интереснее, чем те же "Тёмные начала". По ощущениям чем-то напомнило биографию дочки Гингемы (это для тех, кто, как и я, читал продолжение продолжения истории о Волшебнике Изумрудного города).

А конец снова вёл меня в состояние ступора. Вот такое ощущение, что автору непременно нужно было закончить рукопись в срок и неважно каким образом. Очень хочется сказать, что тема не раскрыта, линии многих героев не проработаны и концовка скомкана.

Тем не менее большая часть книги мне понравилась, поэтому любителям антиутопий посоветую.



Их отпрыски в большинстве своём достигли того возраста, когда дети не умиляют никого, кроме собственных родителей, роста, при котором природная живость не столько восхищает, сколько пугает, и той степени умственного развития, на которой милая детская непосредственность оборачивается недетским хамством.

Он был отчасти наделён досадной чертой, стремлением к нонконформизму ради нонконформизма, и вскоре убедился: ничто так не злит его современников, как убеждённость, что одни вещи хороши, другие - дурны, и стремление жить в соответствии с этим взглядом.

...в детстве видел два вида дисциплины - чрезмерную и никакой. Последняя ведёт к распущенности.

Такие изобретения породили тревогу, что люди из филы А... осуществят таким образом древнюю, как мир, мечту мгновенно превратить в котлету целый народ.



Доктор Икс и его помощники собирались возле той [подсистемы], которая, по их мнению, стопорила процесс, и долго бранились на смеси шанхайского и пекинского диалектов с вкраплением английских терминов. Далеко не исчерпывающий список лечебных средств был: выключить и снова включить прибор; приподнять его на несколько дюймов и уронить; выдернуть из сети все ненужное в этой и соседних комнатах; снять крышку, несколько раз согнуть и разогнуть плату; непроводящими палочками для еды вытащить оттуда насекомых или сухие хитиновые скорлупки; подергать провод; зажечь ароматические свечи; подсунуть сложенные бумажки под ножки стола; сдвинуть брови и попить чая; отправить в соседнюю комнату, здание или район гонца с каллиграфической запиской и ждать, пока принесут пыльную, пожелтевшую картонную коробку с нужной деталью.

Единственное, о чём он мог думать - это о вкусе соуса. Если бы отсюда можно было прочесть состав, то получилось бы нечто вроде:
Вода, черная тростниковая меласса, паприка, соль, чеснок, имбирь, машинное масло, нюхательный табак, бычки в томате, осадок пивного сусла, хлопок-сырец, хвосты уранового обогащения, глютамат натрия, нитраты, нитриты, нитроты и нитруты, нутриты, натроты, измельченная щетина из свиных ноздрей, динамит, древесный уголь, кокс, спичечные головки, использованные посудные ершики, смола, никотин, солод, сивушные масла, копченые говяжьи лимфоузлы, прелые листья, царская водка, битум, радиоактивные осадки, типографская краска, синька, крахмал, голубой хризотиловый асбест, сфагнум, ПАВ, ПВА и натуральные пищевые добавки.

Нещадный поток рекламы вёл к притуплению восприятия. Вместо того, чтобы выключить медиатроны и дать людям роздых, хозяева затеяли гонку: кто отыщет волшебный образ, такой, чтобы смотрели только на его щит. Очевидный шаг - сделать свое табло самым большим - исчерпался первым. Содержание устоялось уже некоторое время назад: голые сиськи, шины и взрывы - вот все, что хоть как-то останавливало взгляд вконец замордованной фокусной аудитории. Правда, время от времени делались попытки сыграть на контрасте и показать сценку из дикой природы или мужчину в черном смокинге, читающего стихи. Когда все медиатроны стали в сотни футов высотой и заполнились голыми сиськами, остались только технические средства: слепящие вспышки, графические искажения и трехмерные оптические иллюзии, которые словно выскакивали из табло на замечтавшегося зрителя.

антиутопии, книжное

Previous post Next post
Up