Любить Гюго непросто. Так же, как и читать его. Потому что книги Гюго - это не только истории, это ещё и невероятные ОТСТУПЛЕНИЯ, которые, наверное, могут отпугнуть всякого, кто читает из-под палки. Поначалу, когда я начала читать "Отверженных", я была, мягко говоря, шокирована размером текстов, не связанных напрямую с сюжетом. К концу же этого романа я прямо-таки прониклась этими текстами (например, занимательным рассказом о парижской канализации).
Сейчас я читаю "Собор Парижской Богоматери", и пока (я на середине книги) произошло тут мало что, зато какие там отступления - не понимаю, почему Толстого ругают за размеры повествования, Гюго в этом споре его точно сделает.
Тем не менее этого автора я люблю в первую очередь за его тонкий сарказм. Пока я читала рассказ о Пьере Гренгуаре, я всерьёз думала, что это произведение - комедия - так мне было смешно!
И просто пара цитат.
"Таким образом, он оказался глухим и слепым одновременно. Вот условие, необходимое для того, чтобы быть образцовым судьёй!"
"Несомненно, если бы Равальяк не убил Генриха IV, не было бы и документов о деле Равальяка, хранившихся в канцелярии Дворца правосудия; не было бы и сообщников Равальяка, заинтересованных в исчезновении этих документов; значит, не было бы и поджигателей, которым, за неимением лучшего средства, пришлось сжечь канцелярию, чтобы сжечь документы, и сжечь Дворец правосудия, чтобы сжечь канцелярию; следовательно, не было бы и пожара 1618 года. Все еще высился бы старинный Дворец с его старинной залой, и я мог бы сказать читателю: «Пойдите, полюбуйтесь на нее»; таким образом, мы были бы избавлены: я - от описания этой залы, а читатель от чтения сего посредственного описания. Это подтверждает новую истину, что последствия великих событий неисчислимы".