Акинак (от греч. akinakes) - скифский длинный кинжал или короткий железный меч со специфическим перекрестием. В основном им наносились колющие и рубящие удары в пешем ближнем бою. Вместе с определенным видом трензеля он является характерным предметом для скифской культуры. Благодаря археологическим находкам этих мечей стало возможным проследить описанное Геродотом переселение восточно-иранских скифов через Азию и Кавказ до северного Причерноморья. Как принято считать, акинак возникает в середине VII века до н.э. в Северном Кавказе. Особое распространение он получает в степных районах, был немаловажным социальным показателем в обществе, служил отличительным предметом военной аристократии, также обозначал принадлежность к воинскому сословию.
Кроме скифов, акинаки использовались племенами персов, массагетов, саков, аргипеев, народов Индии. В VI - IV веках до н.э. они были известны среди оседлых ираноязычных народов Среднего и Ближнего Востока. Поздние его изображения встречаются на многочисленных археологических находках, которые относятся к Ахеменидской державе. Очень долгое время акинак был распространен по всей Центральной Азии, вплоть до границ Китая.
Клинок мог быть треугольной формы с несколькими узкими долами (что являлось особенностью западноиранских мечей) или же с параллельными лезвиями, которые резко сходились к острию в последней его трети. Первоначально он был коротким, более похожим на кинжал, а уже с развитием металлургии лезвие удлинялось. В настоящее время существует три основных версии происхождения короткой формы этого меча. В первой предполагается его заимствование из Древнего Ирана у персов и мидян; по второй считается, что он происходит от кинжалов из бронзы, относящихся к сибирской «карасукской» культуры; третья же заключается в том, что его прототипом являются кинжалы и мечи «кабардино-пятигорского» типа (VIII-VII в. до н.э.) распространенные на Северном Кавказе.
Длина акинака варьируется от 25 до 60 см. средняя длина с рукоятью составляла 35-45 см, из них на клинок приходилось 25-30 см. Заточка лезвия двухсторонняя, встречаются и с односторонней, но редко. Сечение клинка было ромбовидным или линзовидным, имелось ребро жесткости. У акинака характерное почковидное или сердцевидное перекрестье, которое с IV века постепенно трансформируется в треугольную форму. Навершие у него плоское, в форме короткого поперечного бруска или полумесяца. Некоторые ранние навершия в виде бруска имели в передней части отверстие, вероятно для темляка. Иногда такое отверстие находилось в верхней части рукоятки. С VI века до н.э. появляются навершия в форме звериной или птичьей головы. Как показали исследования, для улучшения боевых качеств меча применялась цементация, то есть, преднамеренное науглероживание заготовок и готовых изделий. Иногда для заготовки лезвия использовались железные полосы с различным содержанием углерода. Клинки такого оружия становились более гибкими и пластичными.
Ножны акинака выполнялись из дерева, но так как оно плохо сохраняется, то о форме ножен сложно судить. Лучше всего сохранились металлические и костяные окончания ножен скифских мечей, так называемые бутероли. Обычно они полуовальной формы, часто с изображением зверей. Ножны вождей имели золотые накладки. В Келермесском кургане были найдены парадные золотые ножны длиной 47 см. На железных деталях рукояток мечей из Келермесского и Мельгуновского кургана также имеются золотые накладки. Их навершие и рукоять украшены геометрическим и растительным орнаментом. На перекрестии изображены два мудреца, которые стоят у священного «дерева жизни». Этот же рисунок повторяется на устье ножен. Но так как этот мотив более характерен на урартских бронзовых поясах, ученые считают, что эти мечи были сделаны захваченными скифами во время походов урартскими мастерами. На самих ножнах показано шествие грифонов, а на бутероли - два противостоящих оскалившихся льва. На ножнах имеются выступающие лопасти с отверстием, на которых изображен характерный для скифской культуры «летящий» олень. Подобные лопасти также имеются и на ножнах акинаков из Персии.
Самыми поздними мечами из найденных являются парадные акинаки, которые были обнаружены в больших степных «Царских курганах», относящихся ко второй половине IV века до н.э. Большинство их имеет обложенные золотым листом рукоятки с круглым или овальным набалдашником и треугольным перекрестьем. На клинках расположены вырезы в верхней части, что в поздних скифских мечах способствовало облегчению самой массивной части лезвия и приближения центра тяжести меча в точку удара. В кургане, который датируется IV веком до н.э. у села Филипповка (Россия, Оренбургская область) был найден акинак с ажурной центральной частью клинка, на нем чередуются фигурные прорези со штампованными головами хищных птиц.
Но не исключено, что подобные мечи ковались специально для погребения и, вследствие этого, боевые качества оружия становились не столь важными, и внимание больше всего уделялось украшению. Золотые накладки для украшения ножен IV века до н.э. обычно изготовлялись греческими ювелирами. Наиболее распространенным изображением на них были сцены терзания оленя хищными зверями и грифонами. Их выполняли техникой выколотки (т.е. оттиском и протиранием) листа из золота на бронзовой матрице. Таким образом, из одной и той же матрицы могло быть изготовлено несколько одинаковых экземпляров накладок, что было доказано находками обкладок ножен из различных курганов. Лопасти парадных ножен часто украшаются целыми сценами или изображениями сказочных существ.
Акинак. Интересные факты:
Акинаки небыли найдены ни в одном погребении скифских «амазонок», воительниц, существование которых подтверждается большим числом захоронений. Зато в погребениях сарматских «амазонок» они встречаются довольно часто. Как считают исследователи, их отсутствие в могилах скифских женщин-воительниц обусловлено двумя причинами. Во-первых, акинак символизировал мужественность, в своем роде стал воплощением бога войны и, возможно, когда втыкался в жертвенник, ассоциировался с фаллосом и конечно, поэтому не был положен женщине. А во-вторых, в виду того, что он предназначался для рукопашной схватке. Как ученые предполагают, женщины не допускались к ближнему бою, они могли только обстреливать противника из лука, бросать дротики и копья.
В зависимости от региона, где применялся акинак, существовали различные способы его ношения. Жители Ирана носили его на правом боку. Персо-мидийский акинак крепился к поясу за единственную верхнюю лопасть. У степных народов он подвешивался на животе или с правого, либо левого бока за соответствующую стороне лопасть, а иногда и за две. Юго-восточные племена носили акинак сбоку, привязывая его за бутероль к ноге.
Кроме участия в боях, акинак также применялся и в скифских ритуалах, например, таких, как скрепление клятвы или договора. Он был символом бога войны. Кроме того, ему придавалась роль хранителя атрибута власти царя , воинской силы. Возможно, поэтому у степных племен скифов акинаки обнаруживаются только в погребениях царей и знатных воинов.