Критерии и формы выбора поставщиков

Jan 29, 2010 19:38


На втором этапе управления закупками осуществляется выбор оптимального поставщика. Решение данной задачи начинается с поиска потенциальных поставщиков, их оценки и завершается расчётом рейтинга предыдущей работы поставщиков. В процессе поиска потенциальных поставщиков могут быть использованы следующие способы:

1)     изучение рекламных материалов в СМИ, Интернете и фирменных каталогах;

2)     посещение выставок и ярмарок, торговых представительств, конгрессов и семинаров для установления прямых деловых контактов;

3)     объявление конкурса (тендера);

4)     письменные переговоры между поставщиками и потребителями;

5)     опрос общественного мнения (банки, торговые организации, аналитические и информационные агентства, государственные органы надзора).

По завершении этапа формируется список потенциальных поставщиков. Их оценка осуществляется с учётом основных и второстепенных критериев выбора. Основные критерии, влияющие на прибыль производителя (потребителя) - цена, качество материальных ресурсов и сервис, т.е. надёжность и стабильность поставок. К второстепенным критериям выбора поставщиков относят:

·        способность поставщика предоставлять рассрочку платежа и ценовые скидки;

·        дислокация (близость поставщика) и послепродажный сервис (обеспечение оборудования запасными частями, возврат некондиционных товаров);

·        наличие у поставщика резервных мощностей и складских помещений;

·        уровень организации у поставщика управления качеством продукции;

·        финансовая устойчивость поставщика, подтверждённая независимым аудитором;

·        имидж и репутация поставщика, его доброжелательность, способность к сотрудничеству и длительным партнёрским отношениям;

·        длительность совместной работы поставщика и потребителя;

·        психологический климат в коллективе и риск забастовок у поставщика.

Для расчёта рейтинга поставщика на основе результатов его предыдущей работы разрабатывается СП ециальная шкала оценок, в которой указывается значимость критериев в порядке убывания и удельный вес критерия с позиции потребителя. Итоговая оценка критерия потребителем представляет собой произведение двух предыдущих оценок. Рейтинг поставщика - это сумма оценок каждого критерия потребителем (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Определение рейтинга поставщика

Критерии выбора поставщика

Удельный вес критерия

Оценка критерия потребителем

Итоговая оценка

ЦЕНА

КАЧЕСТВО

НАДЁЖНОСТЬ ПОСТАВКИ

УСЛОВИЯ ПЛАТЕЖА

ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

0,30

0,25

0,20

0,15

0,10

8

6

7

5

4

2,40

1,50

1,40

0,75

0,40

ИТОГО:

1,00

6,45

Рейтинги рассчитываются для разных поставщиков, сравниваются. Выбирается оптимальный поставщик, имеющий максимальный рейтинг.

Одной из наиболее эффективных форм выбора оптимального поставщика являются конкурсные торги (тендеры). Они проводятся с целью покупки большой партии материальных ресурсов или заключения долгосрочного контракта на поставку. Поставщики, желающие принять участие в конкурсе, направляют пакет предложений по поставке материальных ресурсов в тендерный комитет, который рассматривает эти предложения на закрытом заседании. После его завершения объявляется победитель конкурсных торгов, получающий контракт на поставку. Им признаётся участник, представивший наиболее выгодные условия поставки.

К содержанию конспекта

логистика, конспекты

Previous post Next post
Up