Mar 15, 2017 13:39
Так случилось, что я начал часто сталкиваться с понятием "Расцерковление". Началось все с книги Марии Кикоть "Исповедь бывшей послушницы", которая стала для меня в каком-то роде катализатором. Автор описывает свой неудачный опыт монастырской жизни и свое бегство из Церкви. Скажу сразу, очень не рекомендую эту книгу "сомневающимся" и неофитам. Проблемы, описанные в книге имеют место быть и попытки церковных деятелей доказать обратное выглядят просто смешно, но не в этом заключается ужас ситуации. Самое страшное я процитал в ЖЖ Марии: в результате этих событий она стала атеисткой и потеряла веру. Человек, не обладающий достаточным критическим мышлением, связывает Бога и Церковь неразрывно, об этом ему вещают в амвонов, страниц книг, интернета, причем, как сторонники Церкви, так и ее противники. Мотивы Церкви понятны - они хотят доказать людям, что их путь к Богу невозможен без воскресных школ, молодежных движений и прочих элементов жизни современной церковной общины. Мотивы противников тоже вполне ясны - прививая ненависть к общине, они, через это, прививают ненависть к Богу или уничтожают веру вообще. Все чаще я встречаю блоги в ЖЖ и целые сайты, вроде Ахиллы, которые компроментируют Церковь и осуждают "стандарты" церковной жизни, вскрывая очень нелицеприятные факты. Надо сказать, что зачастую эти факты правдивы, но, в целом, это противостояние напоминает борьбу политической оппозиции с существующим режимом: все хорошо поют людям в уши, вскрывают правду, но в глазах у обоих сторон только желание власти и денег.
Когда-то я сам прошел через это. Около десяти лет назад, когда я был подростком, во мне начался бунт против молодежного движения, против принудительных постов, молитв, служб. Я не чувствовал пользы для себя в ежедневном повторении заученных молитв и постах, когда растущий организм требовал мяса. Удержал меня в церкви только церковных хор, так как я не представлял свою жизнь без пения. Я ушел из "своего" храма в другой, в котором толком не было общины. Из жизни ушла молитва, посты, регулярное Причастие, исповедь превратилась в формальность, зато я вздохнул. Церковь стала у маеня ассоциироваться с любимым делом, а не с обязаловкой. Я просто пел, растворяясь в музыке. Только спустя семь лет я встретил батюшку, который заставил меня задуматься о моих отношениях с Богом и понять, что же в христианской жизни важнее всего. Сейчас я регулярно причащаюсь, снова начал поститься, но молюсь чаще своими словами, которые идут от сердца. Так честнее, на мой взгляд. Теперь есть Бог, и есть я, а церковь стала для меня способом прикоснуться к Нему через Причастие. Самое главное, что пропало чувство самообмана, возникавшее, когда я доказывал самому себе, что вычитка длинных правил необходима и Причастие без этого невозможно. Сейчас я понял, что главное, подходя к Причастию, осознавать свою болезнь и верить, что это лекарство поможет. И любить. Любить эту жизнь, этот мир, людей вокруг и Того, кто это все дал.
Резюмируя мои сумбурные мысли, могу сказать, что не отдам своего ребенка в воскресную школу и постараюсь, чтобы он не соприкасался с общиной против своего желания. Иначе, когда-то услышу от него: "Папа, мне надоели ненужные занятия после длинной службы, я хочу в воскресенье кататься на велосипеде, а этот Бог мне не нужен". Задумайтесь, что останется в душе, когда пройдет пыл неофитства, когда начнется усталость, когда попадет в руки "Исповедь бывшей послушницы"? Сможете сохранить Бога?
вера,
Церковь,
записки зануды