Ссылка на гуглокарты День 3
Мы продолжаем наш спринт, планируя к вечеру быть в Уайтхорсе. Мы рулим куда-то уже третий день, мало спим и тихо тупеем. Мы уже начали забывать, куда едем, и зачем нам это нужно. Чтобы не уснуть, слушаем аудиокнигу. Тот, кто не рулит, регулярно вырубается, поэтому, мы слушаем каждую главу снова, когда меняемся. Вокруг дичь и глушь, леса, горы и поля. И медведи.
Много медведей. По началу мы останавливаемся и фотографируем каждого.
После четвертого просто считаем.
Аналогично с бизонами.
Некоторые из них выглядят, как уставшие пожилые люди.
К обеду мы насчитали девять черных медведей, но ни одного гризли.
Лес знаков в Уотсон Лэйк.
Процентов 80 из них, очевидно, краденые. Знаки со всего мира.
К вечеру мы в столице Юкона - Уайтхорс.
«Лошадь моя белая,
Что же ты наделала,
Что это за всадник на твоей спине?»
Автора не помню
Ночуем в кемпинге у горячих источников Тахини, расслабляемся, поглядывая на шторм вдалеке.
День 4
Девиз Юкона: «Юкон - больше, чем жизнь».
Сотовая связь и интернет для жизни - сущий пустяк, поэтому мы не знаем наперед, когда выйдем в эфир. Из Уайтхорса отправляемся в сторону Досон Сити. Мы на Клондайке. Следы золотой лихорадки тут всюду. К примеру, вот эти пороги под названием Пять Пальцев на реке Юкон были большой проблемой для пароходов, поэтому их однажды взорвали, и они больше не похожи на пять пальцев.
К вечеру мы на долгожданном шоссе Демпстера. Нас встречают горы.
Демпстер - единственная трасса в Канаде, пересекающая полярный круг. Дорога проложена по вечной мерзлоте, что существенно затрудняет или даже совершенно исключает асфальтирование, поэтому перед нами 750 километров грунтового шоссе со ограничением скорости 90 км/ч.
Вообще, Юкон - это нечто непостижимое. Огромная пустынная территория с мизерным населением, и при этом тысячи километров дорог, за которыми следят, мосты и бесплатные паромы. Дорожные рабочие и грейдеры постоянно ровняют и/или латают их. По дороге в Инувик нам встречается в среднем несколько машин в час.
В первую ночь на Демпстере мы останавливаемся в территориальном парке с позитивным названием «Надгробие».
Во время планирования поездки мы оценивали бензин для пикапа в треть наших расходов. Пока что бензин составляет три четверти… Нас больше не пугает цена в полтора доллара за литр, мы уже знаем, что она может достигать и двух. Кемпинги обходятся нам по 12 долларов за ночь (6 с носа), за что мы получаем ухоженные походные тропы, туалеты с бумагой, дрова. На деньги, оставленные в первую ночь в мотеле, мы могли бы жить здесь 8 с половиной дней. Питаемся в основном взятой с собой едой. Карл распробовал гречку, и мы уже израсходовали половину запаса. Чувствую, большей проблемой будет найти в этой глуши гречку, а не связь или банк.
В это время года солнце здесь уже почти не садится. Наша соседка по лагерю из Колорадо совсем запуталась и потеряла счет дням и ночам. Но сегодня солнце спрятано тяжелыми тучами. Мы наконец ощущаем, что забрались на север. За боротом +8 и дождь. Я не жалею, что тащил с собой кальсоны, шапку и перчатки.
День 5
- Антон, вставай, солнце проспишь!
Говорят, что Демпстер трижды пересекает континентальный водораздел. Что бы только это значило? Дорога проходит через горные хребты, плато, равнины и долины. Погода меняется соответственно. Благо, не приходится беспокоиться о том, чтобы добраться куда-либо засветло. Ненадолго мы попадаем в дождевое облако, и кажется, что на дворе поздний вечер. Дождь продолжается почти весь день.
- Мы этой погоды больше всего боялись?
- Именно.
Слоновый камень
Чем дальше на север, тем страшнее комары. Я хочу надеть свою лыжную балаклаву, но вместо нее закутан в несколько слоев одежды, шапку, перчатки и капюшон. Держу открытым только часть лица. Твари роятся вокруг и норовят залезть в нос и в рот. Вдыхать комара носом жутко неприятно, скажу я вам.
Перед нашим отъездом Энди, наш с Карлом менеджер, язвил, показывая на трещины в лобовом стекле:
- Карл, ты это заделай, а то комары отсюда полезут внутрь! - Теперь я почти готов поверить ему.
Периодически на трассе появляются знаки, обозначающие взлетно-посадочную полосу для экстренных ситуаций. Трасса многоцелевого использования.
Эхо лесных пожаров
К вечеру мы пересекаем полярный круг.
Карл: «Когда я купил этот пикап, он был другого цвета!»
Ночевка в кемпинге за Полярным Кругом, что уже само по себе некоторое достижение, оборачивается суровой битвой с комарами. Дождь перестает, и эти твари беспощадны. Мы даже решили, что нет смысла их убивать, подсчитав, что я и Карл, вместе с каждым жителем Юкона должны убить по миллиарду комаров, чтобы произвести какой-то эффект. Говорят, что в Юконе их 30 триллионов.
Я мою посуду, сидя на корточках, и ощущаю странный дискомфорт. Опускаю глаза и обнаруживаю трех комаров бесстыдно кусающих меня за яйца в самом прямом смысле. Через три слоя ткани! В тот же момент их товарищи застилают мне глаза. Разъяренный и униженный я встаю и пячусь назад, едва контролируя себя, спотыкаюсь о кострище и лечу на спину в неуклюжей попытке сделать сальто назад.
День 6
Если б я родился
За полярным кругом,
Я б наверное умер
От холода и скуки.
Может быть не сразу,
Может быть чуть позже,
Но все равно бы умер
От холода и скуки.
А. Григорян
Машина внутри кишит комарами. Ровно, как и пространство снаружи. Запрыгнув в машину, Карл распыляет спрей от насекомых:
- Не дыши!
Комары бросаются к окнам и беспомощно бьются в стекло.
- Карл, на баллончике написано «Не вдыхать?»
- Нет!
- Значит, мы можем дышать?
- Ну, ты не умрешь сразу.
- Не сразу!
Несколько часов спустя, все, чтобы я ни нюхал, пахнет спреем от комаров.
- Кажется, ты забил все мои рецепторы!
Оказывается, спрей также хорошо чистит стекла изнутри.
Мы покидаем Юкон и попадаем в Северо-Западные Территории. Тучи дерзают перевал вместе с нами.
Мы совершаем для паромные переправы - через реки Пил и Маккензи, и оказываемся в Инувике, столице севера - огромном городе по сравнению со всем, что мы видели в последнее время. Население порядка 3500 человек, аэропорт, способный принимать большие гражданские и военные самолеты.
За час мы находим кемпинг и покупаем авиа тур в городок Тактояктак на берегу Северного Ледовитого Океана.
Мы летим над дельтой Маккензи.
Посреди полета я вспоминаю, что меня сильно укачивает, но я выдерживаю, и даже прихожу в себя до того, как мы приземляемся.
Нас встречают эскимосы, ведут к себе домой, показывают сторожевых собак.
Хозяин хвастается штанами из белого медведя.
Мы садимся за стол, где нас угощают деликатесами из белуги, местного овцебыка, северного оленя и сушеной рыбы. После трапезы гид ведет нас в коптильню и показывает, как готовится еда, которую мы только что ели, от чего мне начинает казаться, что меня снова укачивает.
Тактояктак с населением менее 1000 человек имеет общественный холодильник, выдолбленный в вечной мерзлоте. Даже рыть глубоко не надо - бесплатная морозилка круглый год, не потребляющая энергии.
Раз в несколько лет нанимают человека, который счищает наросшие на потолке кристаллы льда.
Где еще увидишь вечную мерзлоту своими глазами? Вода, грязь и песок.
Теперь представьте, что случится, когда все это растает?
И конечно, каждый из нас окунул ногу в Северный Ледовитый Океан.
День 7
В северном Инувике нет многорядных дорог и сложных перекрестков со светофором над каждой полосой. Единственный светофор в городе висит на проводах прямо над перекрестком. Только проехав через перекресток несколько раз, Карл наконец замечает его.
- Меня учили не обращать внимание на провода! В Калгари по ним электричество передают! А здесь, блин, на них светофоры вешают!
На обратном пути погода благоприятствует. Мы наконец видим солнце, которое не садится, и прогревает воздух до +20. По пути назад на дороге мы замечаем лису, гризли и рысь. Из них только медведь согласился слегка попозировать.
Литр бензина в Инувике стоит доллар восемьдесят три.
- Мы сегодня потратили 190 долларов на бензин.
- Гостиницы нам больше не по карману…
Проехав Демпстер в одну сторону, будучи на полпути назад, мы обсуждаем блогеров настойчиво рекомендующих брать с собой не менее двух запасок. Я уже готов обозвать из болванами, когда прокол получаем и мы. Пока мы меняем колесо, мимо проезжает четыре машины, три из которых останавливаются, и нам предлагают помощь.
Погода радует видами. Сравните
В 240 километрах от Досон Сити мы останавливаемся в очередном кемпинге.
День 8
Поднявшись, собравшись и двинув дальше, мы тут же наталкиваемся на милую компанию: мама-танк и детишки-танчики на одной дороге с машинами и грузовиками.
Мы останавливаемся и готовим фотоаппараты. Детеныши пытаются поймать наш запах, вставая на задние лапы.
В итоге мамаша-гризли решает увести детей с дороги.
Сегодня восьмой день нашего путешествия. Несмотря на то, что мы проехали около 4300 километров, почти все, что мы делаем - это сидим, едим и спим. Мы начинаем заплывать жиром, поэтому решаем забраться на гору в парке «Надгробии». Это жемчужное место, сюда стоит вернуться, чтобы провести здесь не меньше недели.
Около четырех вечера мы в Досон Сити, столице Клондайка. Мы решаем поужинать в Гриле Джека Лондона, где седобородый старик объявляет время пальца ноги. Мы оказались с том самом баре, где с семидесятых годов делают коктейль с заспиртованным человеческим пальцем ноги. С 2013 года штраф за глотание пальца поднялся с
500 долларов до 2500.