Этот небольшой обзор касается такого вопроса, как «объезд пробки по обочине», «объезд пробки вне дорог или по грунтовым дорогам» и «объезд пробки по третьестепенным улицам».
Всё нижеизложенное является моей личной точкой зрения на феноменологическое исследование различных отзывов и бурных обсуждений автовладельцев на различных форумах.
С самого начала я решил исследовать различное отношение к поднятому вопросу с нескольких позиций. В этом порядке я и буду излагать. В ходе изложения я буду иногда использовать текст от первого лица, как бы ставя себя на место переживающего.
Конкурентное преимущество
Опираясь на положения антропологии и строение социальных групп, я предположил, что негативные эмоции могут быть вызваны ощущением конкурентного преимущества, которое, таким образом, получает те, кто объезжают пробку быстрее. Превосходство других, определяемое «местом на финише», ощущается, как собственное поражение или потеря собственной значимости. Мои внутренние правила диктуют мне необходимость соблюдать «общую очередь», не обгоняя и стараясь не отстать. Получается, что при сравнении себя с объезжающими пробку по ПДД, я вдруг понимаю, что соблюдение моих же правил ставит меня в положение вечного догоняющего. Таким образом, возникает внутреннее противоречии (как минимум), а то и внутренний конфликт (как максимум): с одной стороны я не могу отказаться от собственных правил, которые являются для меня эго-синтонными (неотъемлемой частью моей структуры сознания), а с другой - эти правила угнетают мои конкурентные возможности, что тоже непереносимо (в особенности для мужчины).
Адекватная компенсация этого конфликта, очевидно, лежит либо в плоскости изменения отношения к способам конкурентного состязания (трудно), либо в плоскости запретительных мер в получении преимуществ другими (в рамках законодательства пока такой возможности нет).
Привилегия за счет поражения других в правах
Фактически, эта тема вытекает из предыдущей. Я вижу, что некоторые водители находят способ оказаться впереди меня, хотя мы двигаемся в одном направлении. При этом возникает ощущение неравенства. Казалось бы, он такой же участник дорожного движения, как и я, а значит, я имею такие же права. Возможность для других водителей быть быстрее в достижении конечной цели является для меня чем-то унижающим, поражающим меня в правах. Если 01, 02 и 03 мы уже хот немного научились пропускать (как того требует ПДД), то к автомобилю чиновника, двигающемуся с включенной сиреной и спецсигналу, либо в сопровождении автомобиля ДПС я испытываю явно выраженную агрессию - он имеет преимущество, и, на мой взгляд, совершенно необоснованное. Здесь, очевидно, речь идет о появлении подзабытого ощущения классового различия. Несмотря на то, что классов у нас как бы и нет, эта агрессия относится именно к классовой вражде. Как будто «он имеет право на большее, нежели я».
Здесь речь идет не о внутреннем противоречии, а об агрессии по отношению к «несправедливости устройства мира», где, по моему мнению, кто-то может получить привилегию за мой счет. Очевидно, что законного пути компенсации этих переживаний не существует, но многие страны неоднократно успешно решали этот вопрос силовым способом (почему-то приходит в голову способ, каким в испанской монархии неоднократно решали еврейский вопрос).
Борьба за ресурсы - временные и материальные
Продолжая тему привилегий и преимуществ, я хочу выделить отдельным пунктом тему ресурсов. То есть того, что дает нам силы действовать, возможность существовать с различной степенью комфортности, поддерживает нас душевно и материально - это всё о различного рода ресурсах. На мой взгляд, водитель, обгоняющий меня в этой пробке, получает своим манёвром, как минимум, два важнейших ресурса - временной и материальный. Кстати, здесь уместно привести такую важную связку человеческого бытия, как «удовольствие-неудовольствие». Ведь мы по отзывам большинства водителей знаем, что для многих из них (наверное, для большинства) стояние в пробке - потеря времени, то есть, негативный фактор. Таким образом, временной ресурс, получаемый не мной, вызывает агрессию по отношению к такому «счастливчику» - за счёт того, что, проехав быстрее, он получает возможность потратить высвободившееся время на удовольствие, и неважно, в чём оно будет заключаться - он проведёт больше времени у моря, зарабатывая деньги или встречаясь с друзьями - он свободен от потери времени в пробке, в отличие от меня.
Материальный ресурс тоже налицо - на более быстрый путь часто тратится меньше ГСМ, меньше износ автомобиля, а значит, этот водитель имеет материальное преимущество при одинаковой дорожной ситуации.
При такой ситуации, ресурс - это то, что даёт существованию больше возможностей. Сравнивая свои, в том числе и упущенные, возможности и возможности водителя, который объезжает пробку по грунтовке или вообще по бездорожью, я испытываю иррациональную агрессию, как к более удачливому сопернику. Опять-таки, адекватная компенсация или компенсаторная стратегия тут не просматривается, так как на первый план выходят эгоцентрические мотивы собственных жизненных целей. Бессознательное сравнение собственной удовлетворенности жизнью от мнимой (оцениваемой с собственных внутренних принципов удовольствия) удовлетворенностью других водителей, вызывает ощущение потери или острой нехватки качества собственной жизни. Это касается не только тех «соперников по качеству», которые объезжают пробку в рамках ПДД, но и других «счастливчиков» на дорогих (больших/ красивых) машинах, на автомобилях со спецсигналами и т.д.
Межличностный конфликт
И, наконец, я подхожу к главной, на мой взгляд, причине демонстрируемого отношения. Агрессия к ближнему - в данном случае, на дороге - является, по моему мнению, общей характеристикой личности в современном мире. Этот мир и собственное место в нём определяется тем, как мы его (это место) ощущаем и оцениваем. И основной инструмент для этой оценки - это собственное сознание. Неудовлетворенный своим положением на дороге, водитель придаёт огромное значение тому, что он сам чувствует или переживает. Исходя из моего собственного практического опыта, как психолога, я могу сказать, что основным чувством является ощущение пренебрежения со стороны других. Как будто моя позиция (к примеру, «едущего со всеми вместе в пробке») обесценивается другими людьми. И это чувство потери собственной значимости непереносимо - с ним невозможно быть, а, следовательно, нужно искать подходящее объяснение, которое даст возможность справиться с чувством собственного «ущемления».
Нарциссизм неотъемлемо присущ движению ума, в процессе которого происходит отождествление с мыслью или чувством и приписывание им значимости просто по той лишь одной причине, что «я» и есть тот, кто всё это испытывает. Идея, что «это моя мысль, это моё чувство, следовательно оно важно», лежит в фундаменте нарциссизма. Как будто то, что происходит в мире вокруг него является отражением его собственного «я» и служит исключительно удовлетворению его потребностей.
Сознание - это топливо, обращающее потенциальное в реальное, так что то, на чём мы фокусируем сознание, есть то, во что мы вдыхаем жизнь. Поэтому в ситуации, где водитель легкового автомобиля видит внедорожник, объезжающий пробку по глубокому снегу, первому очень легко и удобно почувствовать себя ущемлённым в правах, тем самым, получив лёгкое и поверхностное объяснение несовершенству окружающего мира (помните? «наиболее подходящее объяснение»). Дальнейшее развитие зависит лишь от степени более ранних фрустраций и конфликтов, которые могут привести либо к адаптивному решению (канализированию агрессивных импульсов), либо к дезадаптивному (все хорошие объединяются, чтобы убить всех плохих).
Почти вся популярная (не научная) психология делает акцент на формировании «высокой самооценки», а не прочувствованном ощущении ответственности. Ирония популярной психологии состоит в том, что она фокусируется на закреплении иллюзии эго о своей уникальности, особенности и обособленности. Таким образом, Эго закрепляется на уровне идентичности и не растёт дальше - к пониманию духовности и ответственности за свою деятельность.
«Я объезжаю всех по обочине - я молодец в своих глазах» и «я еду как все - тогда я хороший в своих глазах» - одинаково ригидные позиции, не имеющие динамики социального развития. Это замершие формы, в которых нет места принятию мира. Есть отторжение того, что не вписывается в рамки субъективного восприятия мира - социально-культурная инволюция.
У меня нет однозначного ответа на то, каким образом человек может решить или как-то скорректировать собственное однобокое отношение к миру. У меня есть фантазия, что, возможно, психология совершит новый рывок, который позволит человеку быть меньше "программой поведения", а больше "осознающим и принимающим".