Служил на БАМе - гордись, не служил - радуйся!

Nov 29, 2019 15:57

Отсюда (внезапно обнаружил, что эта ссылка более не работает, но пусть будет):
"...Самые тяжелые участки Байкало-Амурской Магистрали, где гражданские специалисты просто отказывались работать, (справедливости ради нужно отметить, что и бичи в том числе), БАМ, прокладывали, трассировали и строили железнодорожные войска (ЖДВ). Условия, в которых служили военные железнодорожники, были зачастую просто нечеловеческими...

...Кормили «воинов БАМа» удовлетворительно. Каши чередовались с макаронами, макароны с перловкой и рыбой по кругу. Хотя многое зависело от подсобных хозяйств, да и от командиров.
Иногда было «пюре» из мороженной картошки. «Пюре» имело, как правило, темноватый оттенок и сладковатый привкус. Саму мороженую картошку чистили исключительно в варежках, так как держать в руках картошку-снежок долго нельзя ― обморозишь ладони. Из-за такого «пюре», а также условий его приготовления у многих болели животы. А начиная с учебок, да с голодухи, у многих моих сослуживцев началась дизентерия и желтуха. С последующей отправкой заболевших поближе к Уралу или в Европейскую часть СССР, дослуживать.
На трассу часто привозили так называемый «хлеб для геологических партий». Каждая буханка этого «хлеба» была герметично запакована в целлофановый пакет с парами спирта, в результате буханка не черствела 2 месяца. Правда, такой «хлеб» имел устойчивый привкус резины и употреблять его было не комильфо, но другого порою не было...

...Сироп и варенье были редкостью, чтобы с антифризом не бадяжили и брагу не ставили. Брагу очень любили кавказцы, коим финансы от родственников на соки и сухофрукты позволяли. Жрали они её бидонами и мёрли как мухи захлебнувшись в собственной блевантине или уснувши в бане, это конечно о грустном. Был, конечно и хозбыт, и еще одеколон «Саша», который покупать солдатам категорически воспрещалось, так как многие его употребляли внутрь...

...Из-за нехватки воды солдатский контингент не редко ходил по несколько месяцев немытым. От этого практически у всех были вши, как правило двух разновидностей: животные - тёмные и бельевые - светлые. Избавиться от которых можно было только одним способом: полностью вымыться бензином, соляркой, керосином или уайт-спиритом, застирав в этой же жидкости форму. Но достать необходимое количество указанных продуктов от перегонки нефти, особенно самого эффективного последнего - уайт-спирита, было не так легко. Кроме того, стирка формы в вышеуказанных жидкостях, но при плохом полоскании или сушки, особенно бензин, иногда приводила к трагедиям. Зимой нам выдавалось ПШ или из старых запасов ЧШ. Неоднократно плохо промытая или высушенная форма вспыхивала на военнослужащих как факел, от одной только искры...

Нравы среди по-настоящему озверевших от такой жизни БАМовских солдат и офицеров тоже были дикими. Жуткая дедовщина сочеталась с землячеством и межнациональной ненавистью. При этом, в нашем мостовом батальоне, служили выходцы практически со всего Союза: казахи, киргизы, башкиры, узбеки, литовцы, латыши, украинцы, армяне, азербайджанцы, чеченцы, ингуши и русские.
В соседнем взводе служили армяне и азербайджанцы из Нагорного Карабаха, которые враждовали настолько, что иногда обычные бытовые ссоры заканчивались поножовщиной.

Азербайджанцы постоянно и жестоко издевались над молодыми солдатами, причём, как правило собравшись в полубандитские группы. Теми же замашками страдали и чеченцы.

Из славян такие группы сколачивали жители Уральского региона пограничного с Казахстаном, так как они по возрасту были старше 21 года. Кстати, дикость и невежество Уральцев поражала больше всего. Откровенно, они походили на неграмотных отморозков, у которых абсолютно отсутствовала человечность, порядочность, чувство дружеского плеча - коллектива и уважение к окружающим...

...на трассе, в период её пробной прогонки очень часто случались сходы ремонтно-технических поездов. По этой причине гражданские железнодорожники на магистрали двигались с очень большой осторожностью.
Чтобы переправить товарный состав через опасный мост, железнодорожники действовали хитро. Перед не сданным в эксплуатацию мостом, или проблемным мостом, машинист останавливал поезд, выходил из кабины и шел пешком на другой конец моста. Помощник машиниста врубал самый тихий ход и тут же спрыгивал на землю перед мостом. Состав медленно шел по мосту без людей. На противоположном конце моста в него запрыгивал машинист, который останавливал состав и ждал, когда подбежит помощник. И только после этой процедуры они снова двигались в путь...

UPD Поступило возражение:
"Полный Бред! Я служил Восточный БАМ 76-78 В отдельном батальоне эксплуатации 01818 . Срочники выполняли работу от стрелочника, до диспетчера Восточного участка БАМА. Локомотиво-составительские бригады, механики хоппер дозаторных и думпкарных вертушек, это наша вторая рота."
Далее:
"Я не по наслышке знаю, что такое французить и даже американить, все попробовали. Но такую фигню писать, насчёт пропустить тепловоз без бригады, потому, что страшно ехать, честно я слышу впервые. Вспоминается такой случай был в нашей роте . При проезде через временный мост река Бурея Были объявлены ТСУ, машинист сержант Серега Савченко выгнал какого то летеху, который залез на тепловоз перед мостом желанием остановить проезд через мост.Серега послал его подальше, объяснив ему, что нам надо вагоны раздавать, а не играться в войнушки. Насчёт сходов подвижного состава во времена моей службы это было частое занятие, слева, справа лягуши р65 были почти на каждом трассовом тепловозе."

Продолжаю цитирование:
...Настоящих комсомольцев, которых «в дорогу позвал комсомольский билет», и романтиков, которые ехали «за туманом и за запахом тайги», мне не довелось видеть. Сезонные и вахтовые студотряды в расчёт не беру. Большинство строителей БАМа в 1980-е годы все-таки просто хотели заработать, так как платили здесь очень хорошо. Поэтому песню «про туман» местные работяги переделали так: «А я еду, а я еду за деньгами, за туманом едут только дураки»...

Сам по себе слой мерзлоты около трассы БАМа до 300 метров глубиной. И стоило нарушить её, как начались протайки. Порой они бывают очень глубокие - на десятки метров ямы, ямищи. Термокарстовый процесс. Он, как ржа металл, поражает большие территории...

...За одну ночь в районе 315-го моста в направлении Зейска, почти полностью ушла под землю насыпь, метров 70 высотой и метров 200 длинной. Бесшумно так - оп, и ушла в недра. А рельсошпальная решётка над этими чудовищными ямами просто провисла. Жуть! После этого чухнулись. Прилетела бригада учёных из «Гипротранса», ходили, разводили руками...

...Запомнились и корейские вырубки. Порой казалось, что о сопки огромный медведь когти точил - так и выскребал, выскребал сиротскую тайгу. Это говорило о том, что неподалеку от таких драных мест размещались некогда леспромхозы. Не простые леспромхозы, а интернациональные. В них жили и работали за отгороженной территорией корейские рабочие, из КНДР...
...Пойменный лес или не пойменный, на склонах растет или не на склонах - рубили всё подряд, даже подлеска не щадили. Иностранным рабочим и дела не было, что рубили они вековую тайгу, что после них останется пустыня. Корейцы - временные на БАМе. Не их эта тайга. И не наша! Ничья. Потому что ни один хозяин не позволил бы так с добром обращаться…
...Но даже ни тайге, ни ягодникам так не доставалось от интернационального варварства, как кабарге и медведям. Вот самые несчастные звери во всей тайге. Таких масштабов тихого браконьерства Амурская область не знала, хотя и перевидала многое. Десятки тысяч металлических петель расставляли корейские лесозаготовители на многие километры вокруг БАМа. Всю тайгу, где им выделили делянки- опутали, каждую тропинку-путик...

Чем больше я входил в круговорот армейских трудовых будней на БАМе, тем больше у меня возникало вопросов без ответов. Лёжа ночью в темноте казармы я тупо смотрел в потолок и пытался дать себе отчёт в происходящем:
- Я увидел национализм во всей его красе и армейский национализм от западенцев, кавказцев и азеров во всём его безобразии.
- Я увидел братьев славян с Урала, которых и братьями то назвать нельзя, даже с большой натяжкой. У которых все мысли и присказки крутились исключительно ниже пояса, женщины ассоциировались с чем то грязным, а культу алкоголя они готовы были молиться.
- Я с восьмого класса готовил себя к армейским нагрузкам, впитывал в себя интеллект воина победителя, а здесь всё разбивалось о тупость и хамство прапорщика Коцаса.
- Окружающие меня войны исламских республик жрали кусками солёное сало и запивали его вёдрами браги! А как же ВЕРА? Ломал я тогда свою голову, вспоминая немногочисленные группы истинных мусульман, что лицезрел у Соборной Мечети на Петроградской стороне.
- Ко всему прочему, мне всё труднее было общаться в мои 18-ть лет, с деморализованными 22-х летними сослуживцами, которые как мне казалось, просто хотели угодить своими повадками в пользу сильных или блатных группировок.
- Одиночных волчар, которые жили и окружали себя своими ценностями, которые не противоречат канонам морали и бытия, можно было по пальцам посчитать..."

Вдогонку кое-то из случайно подслушанных комментариев:
"Если довелось там служить в ЖДВ, то пришлось хапнуть горя и лиха! Это я не по наслышке знаю, сам в них служил...

Муромская отдельная 22 ж.д бригада, 1969-1971, строительство вторых ж.д путей на перегоне Слезавка-408 км Горьк.ж.д. В/ч 45896"ц"-авторота желдорбата. Ком. бригады п/п Босый. В 1972 году бригада в полном составе передислоцирована на строительство БАМ в Тынду.

Строительство БАМ началось с передислокации туда войсковых частей железнодорожных войск на самые трудные участки строительства. Наша бригада ЖДВ была передислоцирована в 1972 году, а я к тому времени уже был демобилизован в декабре 1971г. Что представляют эти войска мне хорошо известно, как специфика их работы так и условия службы. Трудно служится в этих войсках везде, а на БАМе было еще труднее, и я знаю об этом. Лучше бамовцев ЖДВ никто не расскажет, поэтому надо отдать должное их мужеству. В ДЗЕНе много обсуждений на тему БАМа и ЖДВ, подчитайте сами...

Правильно ли понимаю что к приходу ваших частей на данный участок - вместо глухой тайги и болот вы имели минимум - просеку, по которой можно двигаться хотя бы на бронетехнике? Что не вы пробивали направления зубами и топорами в глухой тайге?

Именно так и было, пришлось зубами и топорами пробивать просеку в тайге даже на тех участках строительство которых было начато в тридцатые годы. Существовавшие сталинские просеки местами снова стали непроходимой тайгой для людей и техники, а зем.полотно было размыто или его поглотила топь. Кроме того в существующий проект были внесены дополнения и изменения предусматривающих привязку ж.д. транспорта к открытым новым месторождениям природных ископаемых. Исходя из того что проект был оптимальным в плане транспортного обеспечения региона, большая часть магистрали проходила по топям, вечной мерзлоте, скальным участкам и пересечением большого количества рек. Это было грандиозное строительство с привлечением огромных средств и большого количества рабочих рук. Основная тяжесть строительства магистрали на самых проблемных участках легла на железнодорожные войска, которые сэкономили стране огромные средства. Объекты гражданской инфраструктуры возводили посланцы всех республик, например Алонку строили мои земляки молдаване!

а у меня дед, в составе АмурЛАГА строил БАМ с 1937-го, по 1944 пока не закопали под шпалами, где то в районе станции Известковая (может той, что автор называет "Известковый"?)... Вот они горя хапнули!

Печально! Дед наверное был репрессирован в 1937? В это время армию чистили " ежовыми рукавицами", мели всех подряд по малейшему доносу и если не расстреливали, то ссылали туда. Там же и Рокоссовский парился несколько лет пока война не началась. Как припекло на фронте с командными кадрами так его реабилитировали, вернули звание, награды и назначили комбригом для начала. Есть много материалов о тех годах и о масштабах строительства, а также о многих знаменитых людях попавших туда. И если в то время БАМ строили зэки, то в 70-е всю тяжесть строительства приняли на себя железнодорожные войска которые и хапнули того самого горя что и они, только под пламенными призывами и лозунгами, но абсолютно даром. Романтики в тех буднях не было совершенно! Палатки зимой и летом в каждой из которых которых размещался взвод, печка "двухстволка" которая топилась круглосуточно, а в ней все время было холодно как в псарне. Бытовые условия минимальные, как в тех же лагерях БАМлага. Бедные были те ребята которые попали в такие отнюдь не романтические условия службы. Служба в ЖДВ везде очень тяжела , а на БАМе ее даже представить человеку со стороны невозможно. Это была не школа жизни, а школа выживания как на войне.., где были и потери.

Кавковский, да, все верно. Деда посмертно реабилитировали в 1990 году. Со следственными (два) делами я знакомился, и получил заверенные копии... Вот 30-го как раз день памяти реприсированных был...
машина государственная работала, ух! 29 сентября - арестовали, 2 октября - решение тройки, а 3 отметка об убытии по приговору...

Сведения о месте отбывания наказания по приговору К. Рокоссовского как заметили и Вы, весьма противоречивы. Наиболее вероятна версия того, что он три года отбыл в Крестах, где от самого ареста и до освобождения находился под следствием. Обвинительного заключения и приговора как таковых не было за отсутствием доказательств в инкриминируемых ему преступлениях по сфабрикованному доносу его начальства. В википедии его следы находят во всех лагерях ГУЛАГА; о. Кильдин, Медвежьегорск, Амурлаг, Оймякон и так далее. Но наиболее вероятна та версия которую я Вам привел. В отношении ссылки ничего путного сказать не могу, потому что море вбросов информации "от фонаря", в которой разобраться "с наскока" не получится. Нужно сопоставлять несколько источников и вывести свое заключение.

Несмотря на то что БАМ строился в экстремальных условиях военнослужащим срочной службы не платили, как и во всех частях ЖДВ. При перевыполнении плана и сменных норм выработки могли в конце месяца премировать, всего 10-15 р. на руки которые не выдавались. Командиры покупали на эти деньги подшивы, крем для сапог, зубную пасту и газеты."

Беседа продолжается:
"я служил на БАМе действительно платили денюжку называлось "прогресс" зависело как работаешь и от нормировщика.Примерно от 30 до 150-180.Это было 7 процентов от выработки .Служил в 1982-84 году в/ч 62862 награждён медалью за строительство БАМа.Вообще доволен что был там и участвовал в этих делах -горжусь))) .Мне 59.На БАМе всё построено классно и с запасом на много лет вперёд.Хоть и проложена одна линия ж/д но все опоры мостов под двойную линию.Служил как раз в Алонке красивый посёлок .и прошёл весь восточный Бам от Февральска до берёзовки."

Мой вопрос: "Виктор, А вот по поводу этого что можете сказать? http://forum.topwar.ru/topic/3036-bam-80-81/ "

Ответ: "Антон, если честно то не нравятся мне названия"либеральные" недострой ,долгострой и т.д.Как правило начинают обсуждать проблему новоиспечённые эксперты которые толще ручки ничего в руках не держали.По поводу БАМа- очень приятно ваша ссылка -с толком с чувством .есть конечно некоторые разности ,но основной массив, не в бровь а в глаз.Вроде как в молодость окунулся)))). Кстати Северомуйский тоннель ввели в строй совсем недавно(через 30 лет после пуска БАМа) получается строится БАМ по сю пору.Не просто так я (мы ) Родину поднимали."

Еще вопрос: "Я Вас правильно понял, что противоречий с тем, что Вы, возможно, читали по ссылке, у Вас нет? Все так и было?"

Ответ: "Антон, да подтверждаю что почти всё правда"

Также советую очень полезный и качественный материал в четырех частях от harmfulgrumpy

И вдогонку про "великую" индустриализацию от a_nikonov

Чуточку ОТСЮДА:
Запомнил я очень хорошо столовую, куда нас сразу направили. Накормили очень хорошо. Наши вещевые мешки мы повесили на вешалки, которые были установлены вокруг плаца. Днем нас заставляли маршировать. В основном это были сержанты, которые приехали в сборный пункт вместе с "покупателями". Все это было очень мрачно. Я бы не хотел оказаться там заново. На ночь нас загнали в помещение, в котором не было ничего. Голые стены и пол, крашенный. Прямо на пол легли спать. Утро. Можно себе представить состояние человека, который впервые "выспался" на полу, где нет мягкой подушки, одеяла... Ужасно! Да. Еще и были такие вещи. Построили нас сержанты и попросили выложить все вещи из вещмешков. Вы можете представить себе сержантов, которые, как большие люди проходили вдоль строя и забирали "понравившиеся" вещи-продукты...
...Вот тут я почувствовал, что значит "земляк". И не важно с одного ты города, поселка или деревни. Если ты даже из соседнего Татарстана, Башкирии, Пермской, Кировской областей - это уже "земляк". И душа радуется. А там уже были и грузины, и азербайджанцы, чеченцы, киргизы, узбеки, таджики... Было очень удивительно увидеть одежду, в которую были одеты новобранцы с южных республик... Не смотря на то, что вроде все были одного призыва, но были стычки на почве национальностей. И мы с Удмуртии держались вместе. И это помогло всем нам.
Мне прямо сразу "проводы" вспомнились отчего-то)

Дальше:
...А следующее наше путешествие уже продолжилось в теплушках. Это крытый вагон, в котором имеется угол для сопровождающих (прапорщика и сержантов). В качестве отопления буржуйка. И вот в этой теплушке нас около 30 человек было...
Напомню, что на тот момент с событий 1937 года прошло почти 50 лет)

Просто чудесно! "Самая-самая" армия мира:
"...пока мы ехали, то мы слышали, как по крыше вагона какие-то люди ходили, прыгали. Вначале мы не понимали, что это может быть. Но вот ночью нас остановили на какой-то остановке. Открываются двери. А там трое солдат. Темно, практически ничего не видно. Они быстро запрыгнули в вагон. У них в руках были ремни. Конец ремня намотан на правую руку. А бляшка провисает на другом конце. И они начали махаться этими ремнями. Начали по одному выводить из вагона и обыскивать деньги. Но так долго не продолжалось. Не знаю, что нами двинуло, но в раз все как взяли штакетники, которые были предназначены в качестве дров и, выпрыгнув из вагона, дали этим старикам. И они вроде убежали. Мы тем временем снова сели в вагон и закрылись. Меня сейчас удивляет одно обстоятельство. Почему наши сопровождающие ничего не сделали. Они были все это время в своем уголке. Но в то же время представляю, что они практически были бессильны что-либо сделать. И поэтому самоустранились от всего. Поезд тронулся. И мы еще слышали некоторое время ходьбу на крыше. Потом все стихло. Я сейчас думаю, что, возможно, мы делали остановку на какой-то станции, где проходили службу солдаты (имеется в виду на трассе). Потом то я уже знал, что по трассе БАМа располагались маленькие станции, где проходили свою службу воины. Не надо понимать под словом станция какие-то населенные пункты. В основном это была отдельно стоящая теплушка (вагончик), где были запасные пути. Стрелки. Вот как раз видимо нас и хотели "ограбить" эти солдаты. Но может быть это и не так...

...Наш сопровождающий прапорщик сказал, что можно собрать головные уборы и при желании их отослать обратно домой. Ну, мы такие наивные, все сдали. Он ушел. И больше мы его не видели...

...Там в этой части были старослужащие. Они все время караулили нас у столовой, чтобы отобрать у нас ремни. И многие, когда выходили из столовой ремни пристегивали на голое тело под х/б. Но они догадывались, что мы так делаем. И они поднимали х/б и отбирали. Это было в первый день. Но, потом, увидев такое дело, наш взводный на время собрал ремни. И мы ходили без ремней..."

Про питание:
...Первый раз повели в столовую. На завтрак. Мы были удивлены тому, что на столах стояли кастрюли, и там была манная каша. Нет, это была не манная каша. А пюре картофельное. Просто оно напоминало манную кашу. Вот там мы и познакомились впервые с порошком (пищевым), из которого делали картофельное пюре. А в последствии там нас кормили картофелем, который нарезан в виде длинных параллелепипедов сушеных. Они были в жестяных банках. Обычно в то время в таких банках продавали повидло. Но здесь была сушеная картошка. Она мне, честно говоря, за 2 года службы очень сильно надоела. Наверно не потому, что такая картошка, а потому, что плохо повара готовили. Если бы они их как положено вначале отмачивали, то вкус был бы намного лучше. И в это утро на всех столах остались куски масла. Сержанты были очень удивлены этому обстоятельству. Стояли и смеялись, что, мол, посмотрим завтра, что будет. И они были правы. Потом никогда на наших столах за завтраком масло не оставалось. В течение двух лет меню практически не менялось. Утром кусочек масла, хлеб, каша (пшенная, гречневая, перловая, в основном с тушенкой), кофе. Про кофе хочу сказать отдельно. Он просто назывался так. Это был кофейный напиток. А как готовили!!! Заливают в котел воды, засыпают этот напиток и, кульминация приготовления... открывают сгущенку и сразу кидают в этот котел, не срывая даже бумагу. Все это кипятится и вроде ничего. Обычно на обед давали суп. На второе также каша с тушенкой или (редко) свежим мясом. Третье - компот. Ужин. Вот та картошка, о которой я уже упоминал и рыба. Рыба должна была по идее быть прожаренной. Но поварам не хотелось этим возиться, и они часто ломали сковороду электрическую. И нам рыбу просто варили. Варили очень интересно. Берется мороженая рыба в плитке и кладется в кипящую воду в котел. Вот и все. Вот вам и приятного аппетита. Вечером всегда на ужине был чай. Бывало, что хлебопекарня ломалась. Тогда нам выдавали вместо хлеба заспиртованные батоны. Они все были в полиэтиленовых пакетах обработанные спиртом и плотно закрытые. В принципе они были как свежие...

Сервилизм:
"...А один раз направили в штаб. Сказали, что едет какой-то начальник, поэтому надо, чтобы все блестело. И мы работали даже после отбоя..."
А куды ж в Рассее без него-то?)

А вот и политзанятия:
"...Нравилось заниматься в ленинской комнате, когда была теоретическая часть. Сидишь и отдыхаешь от всего."
Идея была!)))

И в заключении довольно эмоциональный рассказ о нелегкой (читайте выше) работе простых солдат на БАМе: части РАЗ, ДВА и ТРИ
...Бамовская медаль была утверждена ещё в семидесятые годы и была самой почётной в это время.
- Вы все её заслуживаете, говорил Громов. Вы не можете её не получить. Вот увидите, вы уедете отсюда героями. Ребята верили и продолжали идти вперёд...

Наконец Громов не выдержал и тихо сказал:
- Ребята, вам не разрешают присутствовать на празднике! Ребята сначала не поверили, но, увидев слёзы в глазах капитана, поняли, что он говорит правду.
- Они там решили, что вы будете выглядеть не так, как им нужно, дрожащим голосом объяснил ротный. Будут высокие гости. А для них важно, чтобы солдат Советской Армии выглядел с иголочки и блистал строевой подготовкой. Им наплевать, что у нас не было времени этому научиться.
- И кто же будет на параде? спросил Андрей, ставший теперь у них за главного.
- Скоро прибудет эшелон с солдатами, ответил ротный и ушёл.
Он не мог больше смотреть в глаза этим ребятам. Он и сам не мог в это поверить. Так решили наверху, и он должен выполнять приказ..."

UPD Комментарий:
"Собственно добавить нечего, всё так и было. Мы саперами были, инженерные войска и конкретно на БАМе не были. Воинов посылали в командировку в Сковородино и ещё куда-то и всё это крутилось возле БАМа. Мосты строили,через Зею, а его всё равно сносило, опять строили.
Про дедовщину писали выше, про питание, про одежду, про условия проживания - всё так и было. Ещё было членовредительство, один воин с Украины, отрубил себе палец,когда дрова рубил для полевой кухни. Ещё были попытки мужеложества, одного сибиряка посадили на четыре строгача. Чечена посадили на два года в дисбат. Много народа бегало по амурской области, кто с оружием, кто так, на легке. Из нашей части бежали регулярно, всех ловли. кроме одного, тот долго бегал, полгода. Потом сам вернулся и после полугода губы (семь суток, потом на следующую губу и так полгода) дембельнулся по инвалидности.
Амурская область КДВО в/ч31478 город свободный, ст. Ледяная, где-то в тайге ДМБ-80"

Дополнение! Родственная тема о службе в савейской армии:

Не могу также не добавить сюда о современных проводах в армию, ибо это просто феерично:

А также Полковник запаса, ветеран боевых действий на Кавказе, Александр Глущенко рассказывает про "самую непобедимую":

военные строители, БАМ, железнодорожные войска, ссср, история строительства

Previous post Next post
Up