Я тут подсел на
Сэра Троглодита (пусть псевдоним вас не пугает), который играет в Героев Меча и Магии 3. В общем-то играет неплохо, и к игре я не равнодушен, но подсел я в первую очередь на харизму, потом на скилл и нехилый такой саспенс (см.
https://www.youtube.com/watch?v=DN1fc_Jb3es), а потом обнаружился гораздо более интересный эффект.
Герои вообще игра стратегическая, и если ты играешь хорошо, то она очень быстро превращается в очень условное соревнование столбиков чисел: 100 скелетов лучше, чем 5 вампиров, потому что хитпоинтов больше, но есть еще атака/защита/особые свойства, так что всё не так однозначно™ - но всё еще это набор чисел, которые всего лишь комплексно и ситуативно сравниваются. Соответственно скилл в игре - умение оценивать и максимизировать эти числа. Тактика, стратегия, экономика. И очень легко найти стримы занудных достаточно папок, которые и играют получше, и объясняют по-подробнее, но для них это передвижение шахмат по доске, а из чего там сделаны фигуры и доска - без разницы.
Так вот, у Сэра Троглодита происходит важная штука - он берет всё происходящее за чистую монету. Гноллы у него - не просто юниты первого уровня из замка типа «Оплот», это действительно бестолковые прямоходящие собаки, которые живут почему-то в болотах, и он пытается как-то, через шутки в основном, осмыслить, почему они там живут и зачем. Феи это не просто юнит, который производит атаку и наносит N дамага, ему важно, как именно они этот дамаг наноят: пыльцу токсичную распыляют? Каждая деталь оживает и обретает смысл. Больше всего любви своим героям, конечно - он их и по именам помнит, и в аватарки вглядывается, и прозвища ласковые придумывает, и задним числом какую-никакую мотивацию подводит. Пришлось по игре зайти в снега Академии? - Джен пошла морозить ноги, захватила шубу. Ну и так далее. Внезапно выясняется, что у замков в игре всё это время были названия, но всем как-то было пофиг, ну потому что действительно, выигрывать они никак не помогают. Троглодит же их зачитывает и подводит легенду, как то или иное название могло случиться. Избушка колдуньи, чисто утилитарное строение на карте, выдающее случайный вторичный навык, у него абсолютно серьезно полноценный дом, в котором живет почти что живой человек и помогает по мере возможностей.
И так далее. Конечно, и утилитарность, и столбики цифр, и стратегия - это всё тоже есть, механика самой игры совершенно обычная, просто фигуры имеют значение. За этот счет пространство мира как бы расширяется, ты получаешь возможность посмотреть на него вглубь и при небольшом усилии действительно можно представить, что было вот такое вот королевство, ему тысячи лет, жизнь в нем так вот причудливо сложилась, территории поделили, замков понастроили, расы такие вот корявенькие, одни в лесах, другие в горах, третьи под землей, кое-как уживались, армии набирали из кого придется, конфликтовали, притирались и вот сейчас в нем происходят такие вот бои между доблестными (и нонсенсными по составу) армиями во главе с выдающимися полководцами, иногда живыми, а иногда и не очень. А то что вы видите на экране - это такая очень условная реконструкция этих событий, что ли. Ну правда, когда вы видите в одном войске условных церберов, мошек из болота и скелетов с луками (а Герои в этом смысле - идеальный генератор таких вот ситуаций), неужели вам не хочется узнать предысторию??? И что они друг о друге думают, стоя плечом к плечу против, например, пегасов и ходячих деревьев?
Короче, он превратил довольно механическую экономико-тактическую стратегию, давно всеми понятную и освоенную, в цветную и захватывающую историю, причем превратил неожиданно и на 99% за счет того, что смог включить наше воображение. Я, если честно, давно забыл это чувство, что игры могут быть и этим тоже, а не голым геймплеем. И это прекрасно.