Уже почти месяц, как прочла эту книгу, но до сих пор под впечатлением. Во время чтения появилось несколько реализаций.
Для меня православие и восточная философия всегда были двумя разными планетами. Как же я была удивлена, когда обнаружила там много общего. Напишу только про мантры и молитвы.
В восточной духовной традиции мантры занимают огромное место. Я не настолько специалист в данной области, чтобы грамотно изложить все цели пения мантр, но как минимум, одна из них - петь, чтобы выйти из-под влияния ума, нашей «мыслемешалки», «суетных мыслей», можно назвать это как угодно. Выйти, чтобы почувствовать свою Душу и соединиться, хоть на миг, с Богом.
Я также как-то читала интервью с Матерью Терезой, где она говорила, что все время повторяет святые имена. По сути, те же мантры, только на христианский манер.
И да, очень удивилась и обрадовалась, когда увидела, какое огромное значение придается в книге непрерывной молитве, причем целью ставится как раз успокоение ума, уход от лишних мыслей и через это духовный рост.
Еще раз осознала и прочувствовала, как все едино во Вселенной. Много разных названий, а суть одна…
***
Когда читала в предисловие про последние 17 лет жизни отца Арсения после освобождения из лагеря особого режима, не сильно поняла, а какой здесь собственно духовный подвиг, так как сказано было, что он жил в тихом городке и принимал своих духовных детей, когда те к нему приезжали.
Очень я была не права. К отцу Арсению постоянно кто-то приезжал, в выходные по 10-12 человек, и он всех выслушивал и давал советы. Для меня поначалу это звучало как-то слишком просто. Потом сама для себя сравнила это с работой психолога. И вот здесь и осознала, что работа священником еще глубже, чем психолог. Так как священнику нужно не просто выслушать и дать совет, как разрешить проблему (да, я упрощаю про психологов, все по-разному), но выявить все лучшие качества человека, пробудить их, дать толчок для духовного роста человека, а это намного сложнее и ответственнее. В книге сказано, что отец Арсений, будучи тяжелобольным, принимал даже по ночам, а если не принимал, то или молился, или писал письма, отвечая на письма своих духовных детей, и тоже и днем, и ночью (тоже, конечно, упрощаю его деятельность).
И насколько же была и остается важной работа священника! Настоящего, конечно, как говорится, от Бога. По сути, это человек, который должен указать духовный путь всем своим подопечным. И сделать это незаметно и ненавязчиво, в рутине будней.
Сейчас мало кто имеет духовного наставника. Но потребности людей не изменились. Поэтому появилась куча психологов, психотерапевтов, тренеров по личностному росту, коучей и иже с ними. Большинству из нас необходимо, чтобы нас кто-то вел, советовал в сложных ситуациях, направлял на Путь. И да, настоящие профессионалы из выше перечисленных, выполняют роль священника, раскрывают лучшее, что есть в человеке и тем самым возвышают его. Но ведь это единицы… А те люди, кто не идут к психологу, идут к парикмахеру или маникюрше, или задушевной подруге… А там уж как повезет. В общем, проходят века, а природа человека и его потребности не меняются, меняются только ярлыки и лозунги.
***
А еще я осознала важность выбора Пути. Своего Пути. Я сейчас не про предназначение, а именно про следование определенной духовной традиции. Я, как мне кажется, лояльно отношусь ко всему, читаю все, что плохо или хорошо лежит, отовсюду стараюсь что-то взять для себя. И всегда думала, что это здорово.
Сейчас пришло осознание, что это скорее предварительный этап. И что потом необходимо выбрать, а чему конкретно следуешь ты. Какие ритуалы, аскезы, молитвы, действия ты делаешь, чтобы достичь своей цели. Потому как в любой религии или философской системе есть определенная последовательность действий, даже свой ритм и уклад жизни, следуя которому ты можешь расти. Но если быть сразу везде и всюду (как я), то это, как мне кажется, равнозначно быть нигде.
Только я это для себя сформулировала, в тот же вечер услышала нечто подобное из лекции по астрологии, которая вроде бы вообще на другую тему была. Так что Вселенная откликнулась :)
Ну и теперь, основной вопрос, который передо мной стоит, а какой Путь мой? И куда мне податься… В православии нет многого, во что я верю, и вообще там как-то жестко для меня. В индийской ведической традиции мне не хватает чего-то своего родного исконно русского, а вот славянский ведантизм (если такой термин есть) мне знаком мало, больше по книгам Г.Сидорова, да и там вопросы есть, и информации немного… Ислам и иудаизм я не рассматриваю, а, скажем так, просто какие-то идейные течения, даже если они откликаются мне и работают практически, недостаточно глубоки, как мне кажется…. То есть лично мне глубины и ширины не хватает по сравнению с религией. В общем, как-то так. Вот как ищутся ответы на такие вопросы как мой?
***
Только закончила прочтение «Путешествия Души» Майкла Ньютона, психолога-регрессиониста, который больше 20 лет изучал с помощью своих пациентов под гипнозом устройство духовного мира и вообще весь цикл организации деятельности Души от смерти до следующего рождения. Довольно интересно. Главное, что я не нашла ни одного противоречия тому, что я читаю и слушаю в других источниках про устройство Вселенной и смысл нашей жизни. А теперь, видимо, будет перерыв на новую книгу Дины Рубиной, так как мне требуется перезагруз, и даже детская психология уже не катит. Осталось только купить и, хочется верить, как обычно получать огромное эстетическое удовольствие.