Jun 13, 2024 11:16
ARS VIVENDI - это погружение, из которого чувствительным душенькам потом долго не выплыть. Потом долго будет останавливаться взгляд не на вилке и не на ноже, но с тем же чувством, зачем нам век XXI, если есть век XVII уже. Парадокс в том, что чем дальше, тем ближе. Просветили, сняли пробы, составили атомы так же, получили то же. Да не то же. У каждого искусствоведа своё мнение насчёт символики цветов и плодов. Но раскладывая всё научно по частям, получается бред, точно такой же, как у мимоходом кинувших небрежное "фу, тут одни цветочки". Наши театральные художники - они знают, как текстурой стены и парой досточек извлечь из такой же исторически чувствительной душеньки трансцендентальное, чтоб не одной ногой, а чтоб целиком без оглядки броситься в объятия тех, чьи цветочки и яблочки оставляют на сердце кровавые раны. Просто ныряешь и всё видишь, и всё понимаешь. Что к заказанному дорого-богатому прицепилась издёвка, или сожаление о напрасности, или тень смертная. Вот Снейдерс язвит, вот ван ден Хекке умиляется, вот улыбнулся ван Кассель, вот Бархатный Брейгель читает мораль, а вот умело и тонко вскрывает душу Вербрюгген. Буднично так. Оставляя после себя пустой бокал, когти голых виноградных кистей, сияющую вышитыми красками драпировку скатерти, мятый кусок брабантского кружева, огарок в тусклом подсвечнике. Живой пир оставляя нам. Русским. Как будто приготовили именинники пир, накрыли столы и ушли. И больше не вернутся. И всё это оставлено нам. Черпай полными пригоршнями всё, до чего дотянешься, всё, что в состоянии понять и переварить. Пируй, подключай всё, что можешь, интуицию, знания, опыт, нет причин в чём-то себе отказывать. Трезвая голова потом долго от этого кружится. Но всё усвоится. У нас нет препятствий к прекрасному. Не над нами навис безобразный обглоданный слоновий остов и вся мерзость первоначального накопления, взбродившего на соках, выжатых из ВГО. И нам хочется верить, что фламандские мастера не касались ничего грязного и знать не знали ничего, кроме чистого искусства. А если и знали, то шпильки где надо и как надо повставляли. Красота в глазах смотрящего.
Искусство