"Форточка в неведомое" снова с вами!

Oct 28, 2009 21:43




И снова здравствуйте, дорогие читатели! На Ваших экранах вновь популярная познавательная передача «Форточка в Неведомое». И мы рады сообщить вам, что у нас появился фирменный логотип:


До недавнего времени считалось, что у России две беды. Если одну из них можно ликвидировать с помощью строительной техники и асфальтоукладочных катков, то что делать с дорогами - остается загадкой. Беды остались, и теперь никакой бронетехники не хватит, чтобы устранить российских дураков, поскольку последняя образовательная реформа поставила их производство на конвейер с помощью самого удивительного за историю отечественного образования инструмента - Единого Государственного Экзамена.

Поскольку мы представляем почтенной публике ту часть человечества, которую иногда брезгливо называют «технарями», вынужденно обойдем обсуждение разработанных компетентными органами тестов по истории, литературе и географии. Мы сконцентрируемся на науке, которую запросто можно окрестить праматерью естествознании, ведь это просто стыдно - не знать законов природы, частью которой являешься.

История курьезных вопросов Единого Государственного Экзамена для нас началась с задачи из цикла «тело на наклонной плоскости», которая предлагалась ученику в виде чертежа установки и численных показаний фиксирующих приборов (к сожалению, рисунок не сохранился). Пытаясь решить ее стандартными методами, мы потерпели крах. Проанализировав исходные данные, мы обнаружили, что задача решается «в лоб» с одним допущением - экспериментальная установка находится на поверхности другой планеты, с другим ускорением свободного падения. Безусловно, именно современному школьнику, а не какому-нибудь захудалому «шестидесятнику» из эпохи светлых надежд на космонавтику, следует знать об особенностях постановки эксперимента на других планетах. Особенно учитывая состояние останков отечественной космонавтики и тот факт, что не за горами день, когда с одной стороны нас в этой области обскачет Евросоюз, с другой - Индия и Китай.

К нам в руки на днях попал интереснейший документ - контрольная работа по физике, предназначенная для подготовки 11-классников к ЕГЭ по физике, наполненная интересными и неоднозначными вопросами, с которыми мы и хотели бы вас ознакомить. Успокоим наших читателей - никаких особо заумных вещей здесь нет, а где необходимо, мы постараемся дать пояснения. Итак…

1. Электролитом является…. (раствор медного купороса, эбонит, серебро, кремний - выбрать один ответ)

Кажется тривиальным? Поясним, что такое «электролит»:

Электролиты

(от электро... и греч. lytos - разлагаемый, растворимый), жидкие или твёрдые вещества и системы, в которых присутствуют в сколько-нибудь заметной концентрации ионы, обусловливающие прохождение электрического тока. В узком смысле Э. называются вещества, растворы которых проводят электрический ток ионами, образующимися в результате электролитической диссоциации.

А. И. Мишустин. «Большая Советская Энциклопедия».

В задаче заведомо подразумевается, что рассматриваются «электролиты в узком смысле». Вообще, вся контрольная, составленная, кстати, из задач ЕГЭ, выглядит так, будто мыслить узко - единственное призвание школьника. И тот факт, что любой металл, включая серебро, при расплавлении диссоциирует на ионы, от автора вопроса ускользает. Как и то, что львиная доля мирового алюминия производится как раз электролитическим восстановлением из оксида в расплаве. К тому же, БСЭ открыто говорит, что к электролитам при наличии существенной ионной диссоциации могут быть отнесены даже твердые вещества. Разумеется, школьникам этого знать не надо - постановка эксперимента с телом на наклонной плоскости на другой планете куда важнее.

А знал ли составитель вопроса, что показавшийся, вероятно, очевидным ему ответ (раствор медного купороса) является спорным? Что медный купорос имеет константу диссоциации втрое меньше, чем хлорид свинца, относящийся к слаборастворимым солям? Что расплав металла диссоциирует практически полностью?

2. Электрический ток в газах может создаваться… (электронами и ионами; электронами и «дырками»; ионами; протонами)

В этом вопросе легче указать один неправильный ответ, чем один правильный. Так называемые «дырки», обеспечивающие «дырочную проводимость» полупроводников, действительно возникают только в кристаллической решетке при наличии в веществе примесей. Все остальные ответы в общем смысле являются правильными, если напомнить себе определение понятия «электрический ток» (хотя ответ «протонами» и требует оговорок, но формулировка «может создаваться», видимо, подразумевает принципиальную возможность - а для протонов она есть).

3. Один из двух одинаковых мячиков, имеющих температуру 20⁰С, лежит на столе на Земле, другой находится на борту космического корабля. Внутренняя энергия мячиков… (одинаковы, первого больше, второго больше, ничего определенного сказать нельзя)

Какой, к черту, корабль? На нем создана искусственная гравитация? На нем поддерживается атмосферное давление? Он находится в ангаре на соседней улице, в свободном полете, в процессе взлета, посадки или падения в черную дыру? Какая на нем напряженность электрического поля в каюте и средний радиационный фон в жилом отсеке? Режьте нас на части - правильнее последнего ответа на этот вопрос никакой другой не отвечает. Но правильный ответ - их внутренняя энергия одинакова, потому что зависит только от кинетической энергии частиц и потенциальной энергии их взаимодействия, и оба эти пункта, по представлению автора вопроса, одинаковы.

4. Известно, что в результате электризации заряженные частицы перемещаются с одного тела на другое; этими частицами являются (электроны, нейтроны, альфа-частицы, протоны)

Налицо жонглирование терминами. Пропустим то, что Ушаков вообще приписывает слову «электризация» значение «лечение электричеством» и обратимся к определению физическому, простому и понятному - «электризация - сообщение телу или наведение на нем заряда». В этом вопросе снова легче указать один неправильный ответ - разумеется, нейтроны не обладают собственным электрическим зарядом и не способны его переносить. Остальные - запросто. Интуитивно понятно, что составитель имел в виду электризацию трением, но в условии задачи это следовало указать. Именно чтобы избежать путаницы, международное научное сообщество для электризации трением внедрило и использует отдельный термин.

5. Условию задачи на определение диаметра молекулы может удовлетворять решение (10 мм, 10 ам; 10 пм; 10 нм)

Тут хочется привести анекдот. У американского магистра наук спрашивают, что такое молекула. Не моргнув глазом, Мастер выдает: «Молекула - это такой липкий шарик, синий, к нему прилипли два шарика белых, ну, как в книге Уилкокса на 78 странице». Понятие «диаметр» к молекуле вообще применимо очень условно, а тут от нас требуют его еще и определить. Ничего, что характеристическому размеру молекул полимеров не стыдно иметь километровую длину? Или что кристаллические структуры независимо от размера то и дело норовят вести себя, как одна молекула (что является самым разумным объяснением того, что носители заряда в металлах и полупроводниках находятся не на энергетическом уровне, а в энергетической зоне)? Но зачем это знать отечественным школьникам, покорившим катание стальных цилиндров с горок других планет и перевозящим на космических кораблях «энергетические мячики»?

Таким образом, человек, готовящийся к ЕГЭ по физике, приучается выбирать единственный правильный ответ из нескольких близких по смыслу вариантов. И у него на всех уровнях подсознания формируется установка, что остальные варианты - неверны, он это запоминает на всю жизнь. И забывает о них, исключает из своей реальности, плоскости своего мышления. И эти стереотипы - кстати, не только в физике, но и во всех других предметах - совершенно отучают человека думать, творить, учиться мыслить научно. Но дело-то в том, что отвергнутые варианты вовсе не являются неверными!

А перед самым выпуском в эфир нашей передачи уважаемая Татьяна Ивановна, преподаватель иностранного языка в одном из петербургских вузов, рассказала нам о методических указаниях учителям, составляющим вопросы для подготовки к ЕГЭ. А именно, преподавателям запрещено давать среди вариантов ответов на вопрос неправильные варианты - все они должны быть «немного правильными, но один - наиболее правильный». («Все животные равны, но некоторые - равнее других»…)

Форточки подошли к концу, переходим к неведомому. А именно, кому и зачем на самом деле нужен ЕГЭ?

Мы не будем рассматривать тривиальное решение задачи - что в Минобразования сидят полные идиоты.

Мнение о том, что единственной причиной введения ЕГЭ является борьба с коррупцией в университетах, также не выдерживает никакой критики. К сожалению, абитуриенты не представляют себе, какие составляющие истинного авторитета научного заведения следует учитывать при выборе места учебы, и благодаря этому в «настоящих» ВУЗах, стены которых украшены портретами не спортсменов и политиков, а нобелевских лауреатов, к моменту введения ЕГЭ коррупция была побеждена почти полностью.

Лет 8 назад случалось, что из тысячи бюджетных мест на факультете от 5 до 10 оказывались заведомо заняты инвесторами и авторитетами, но сейчас нужно радоваться, если те же 5-10 мест достаются прошедшим по «честному конкурсу».

Спохватившись, университеты спешат ввести дополнительную систему контроля качества знаний - но делается это после того, как произойдет зачисление. Зачислять сверх нормы, чтобы как-то сбалансировать ситуацию, не позволяет закон, да и чем тогда будет отличаться система поступления от существовавшей ранее - тем, что вступительные экзамены проводятся после зачисления? А чтобы понять, кем будут «закрываться» образующиеся пробелы в численности бюджетного отделения, много ума не надо.

Кажущаяся недальновидность властей во введении ЕГЭ настолько напоминает публикацию закона о материнском капитале, произошедшую за многие месяцы до его вступления в силу и открывшую сезон рекордного числа абортов, программу «Доступное жилье», приватизацию, Перестройку, в конце концов, что становится ясно - «случайно» такие ошибки так часто не совершаются.

С другой стороны, не сбавляет обороты явление, окрещенное нами «омагничиванием населения» - впаривание честным гражданам самых обычных вещей и явлений под видом чудодейственных средств от всех болезней. Сегодня в продаже за весьма крупную сумму можно найти магнитную зубную щетку, якобы способствующую укреплению эмали, чудодейственную взбивалку для теста, которую предлагается одевать на голову для получения энергетических потоков Космоса, хрустальные шарики для видения будущего (восемьсот лет на рынке бытовых артефактов), магнитные кружки для обеззараживания и наделения целебными свойствами напитков и прочие пережитки псевдосредневекового мракобесия. (Мы обещаем подготовить отдельный выпуск нашей «форточки», посвященный только явлению «омагничивания»). Люди верят - и покупают всю эту антинаучную чепуху, которая в лучшем случае полностью бесполезна, а в худшем - наносит разнообразный вред здоровью.

Все это происходит при явном попустительстве со стороны научного сообщества, высшей и региональной власти и иногда - органов сертификации, которые за умеренную плату готовы подтвердить высокую эффективность целебных чудо-средств, действующих на базе еще не открытых законов физики. Сравнительно недавно на орбиту был выведен спутник с установленным на нем чудо-движителем, действующим без выброса реактивной массы (закон сохранения импульса нынче не в моде). Создатели этого пепелаца не учли одного - существования международного информационного центра по слежению за небесными объектами, данные которого находятся в открытом доступе. И на основании этих данных можно смело сказать - чуда не произошло, пепелац «только так летать может», то есть не работает.

К нашему сожалению, масштаб этих явлений столь умопомрачительно велик, что попытки Комитета по борьбе с лженаукой при РАН как-то им противодействовать выглядят как охота на слона с рогаткой. Газеты (впрочем, как и 100 лет назад, чему у нас есть документальные подтверждения) пестрят предложениями избавиться от болезней, неудач и плохой судьбы с помощью современных прогрессивных методик, основанных на знаниях индийских йогов - то есть сфера услуг не отстает от сферы товаров. Закон экономики гласит - «нет спроса - нет предложения». Нет ничего удивительного, что в обществе необразованных, мыслящих тривиально и шаблонно людей, спрос на обман может только возрастать.



Попытка подвести российскую действительность под реалии элитизма в прошлый раз - во время ельцинского правления - успехом не увенчалась - власть слишком торопилась. Вооруженные самым качественным фундаментальным образованием мира и чисто отечественной смекалкой, слишком многие советские граждане сообразили, что общество режут, подобно торту, только почему-то горизонтально - отделяя глазированную сладкую верхушку, увешанную кремовыми пошлостями и блёсточками, от дрожже-ванилинного балласта - и поспешили перебраться ближе к верху. Возникшую ситуацию, когда в государстве, открывающем список развивающихся, такое запредельное число людей пользуется мобильным телефоном, Интернетом, ноутбуками, автомобилями, каждый день на обед ест мясное и заваривает чайный пакетик один раз, а главное - знает, как собрать осколочную гранату на коленке - можно назвать переизбытком элиты. Исправляется она легко, но сравнительно долго - под предлогом благих намерений разрушается система всеобщего образования. Элитные школы никуда не пропадут, и все мы знаем, кто забронирует в них места. Выносим этих счастливчиков за скобки, а оставшуюся страну наводняем шаблонно мыслящими биороботами. Двери социального лифта завариваются, несущие тросы режутся на куски по 10 см, подъемный механизм сдается в металлолом, а сама кабина до крыши заполняется цементом. Преодолеть «потенциальный барьер» между элитой и биомассой теперь можно лишь через родственные связи или революцию. Как выразился один американский экспортер расфасованной политически чистой демократии, «это позволит государству встать на путь долговременной стабильности и уверенного прогресса» (видимо, как это и произошло в США). Путь «из грязи в князи» оказывается закрыт если не навсегда, то до прихода к власти политика, обладающего совестью. По статистике, такой появляется раз в 3-4 века.

Как тут не вспомнить рассказ Уильяма Тэнна «Нулевой потенциал», опубликованный в Антологии зарубежной фантастики лет сорок назад, о том, как в пост-ядерной Америке решили идти «назад к норме» и «к среднему человеку»? У них там - в рассказе, конечно - все закончилось плохо, человечество деградировало и вымерло.  Но, конечно, мы теперь книжек не читаем, и вообще не подозреваем, зачем их пишут…

Вторая сторона двоякости госэкзаменовских опросников - это возможность «завалить» произвольного гения, либо «вытянуть за уши» произвольного полудурка. Никакая апелляция делу не поможет - для того, чтобы выиграть спор о справедливости вынесенного по результатам ЕГЭ решения, нужно как минимум обладать компетенцией университетского сотрудника, которой у школьника быть не может. Итого: помимо управляемой системы законодательной власти (Партия) и исполнительной власти (Вертикаль), в руки элиты попадает управляемое общество шаблонно мыслящих биороботов, свято верящих в целебные свойства магнитов, торсионные поля и высшие энергетические сущности, управляемые с помощью «торсионных оберегов» и «магнитных амулетов». А перспектива того, что система судебных приставов (последней ветви власти, претендующей на независимость) совершит революцию самостоятельно, выглядит сомнительно.

«Такая система управления государством не идеальная, но идеально работающая.»

- Мичурин А. Н., преподаватель истории, доцент, о государственном строе России и Швеции в начале XVIII века.

И в завершение выпуска немного рекламы.

Нами была успешно освоена методика изготовления Шапочек из Фольги™, пресекающих воздействие каких бы то ни было - торсионных, магнитных, психотронных, энергоинформационных etc.- полей на мозг человека. Достаточно совсем недолго посидеть в Шапочке из Фольги™, чтобы…

·         настроение улучшилось,  исчезли депрессии, вызванные излучением психотронного оружия;

·         исчезло отупляющее воздействие телевизионного зомбоящика;

·         генерируемое мобильным телефоном электромагнитное поле совершенно перестало наносить вред вашему  здоровью;

·         появилась  необыкновенная ясность мышления и открылись новые широчайшие горизонты творчества.

Желающие приобрести этот полезнейший в наше время предмет всего за  999 российских рублей могут обращаться в редакцию.

форточка в неведомое

Previous post Next post
Up