О "Казачестве"

May 06, 2014 16:55

Долго я примерялся к этой теме, и наконец, накопил достаточно мыслей, для высказывания. "Последней каплей" стало прочитанная мною в твиттере подпись под фотографией из музея (исторической экспозиции):"Наконец то, я вижу казака там, где ему место: за стеклом, в музее". Эти слова, в общем, очень точно объединили всё, что я надумал на данный момент по этому поводу. Поясню теперь:
Изучив несколько литературных источников, я пришёл к выводу, что сам феномен "казачества", был обусловлен стремлением части населения России и Украины (тогда "Гетманщины"), к отделению от государства, от свойственной самодержавию реакции, социальной и материальной кабалы. Огромные, неосвоенные государством территории (в силу неразвитой инфраструктуры), давали для этого неплохие возможности. Естественно, изолированное от основного общества существование, предполагало полное самообеспечение, как в плане средств к существованию, так и в плане самозащиты от агрессивных соседей. Это определило их социально бытовой уклад: крестьяне, ведущие натуральное хозяйство, но крестьяне вооружённые и мобильные. Несколько сотен лет казаки жили земледелием, животноводством, и порой, разбоем - чего греха таить. Пока государство не начало беспокоиться по поводу неконтролируемых им вооружённых сил приличной численности, у себя под боком. Начался период жестокого и кровавого противостояния, целой серии разнообразных бунтов и восстаний, в которых казачество играло роль повстанческого ядра. Кончился этот период победой самодержавия. Помимо "кнута" (штыка с пищалью) был применён так же и "пряник" (ряд налоговых и других льгот). И в 1671 году, российские казаки присягнули служить царю Алексею Михайловичу. С 1721 года, казачье войско было подчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии. В период же Петра 1, были введены казачьи чины и звания - ассимиляция "отщепенцев" была завершена.
Собственно говоря, к этому моменту, по смыслу и содержанию, от термина "казачество", осталось лишь название и самобытная культура: эпос, быт, одежда, речь, остатки былого самоуправления. Из "больной мозоли" самодержавия, очага опасной ему "вольницы", казаки превратились в его надежду и опору на необъятных крестьянских просторах России, а так же очень неплохой довесок к вооружённым силам. Которые часто использовались для подавления недовольных царским режимом - тех, кем не так давно были они сами. Я понятно, не могу умалять роль казачьих формирований в отечественных войнах - низкий поклон им за это. Но называть этих героев "казаками", как я уже говорил выше, считаю, можно лишь достаточно условно. История казачества, как такового, я делаю вывод, прекратилась в 1671 году, с подписанием соглашения по службе и сотрудничеству с государством.
Украина? Там немного другая история. Одно из восстаний, закончилось победой и обретением собственной государственности. После чего как говорится, "за что боролись, на то и напоролись". Государство немедленно приступило к ограничению прав и свобод своих граждан, и подписало угоду по протекторату российского самодержавия - то есть, кончилось тем же, что и в России.
В настоящий же момент, вообще нелепо говорить о некоем общественном явлении, как о "казачестве". В большинстве случаев, отсутствует даже такой критерий, как проживание в сельской местности. Не идёт речь ни о какой автономии - территориальной ли, правовой ли, материальной ли. Согласно имеющему место на данный момент законодательству, причислить себя к "казакам" может любой желающий. Это даёт ему право на ношение особой одежды и службу по охране общественного порядка, за конкретное денежное вознаграждение. Такая "наёмная милиция". Ок, но какое отношение такие люди имеют к собственно "казакам"?
Опираясь на исторические сведения, можно дать определение "казака", как "Человека, в знак протеста отделившегося от государства, и живущего самообеспечением, самоуправлением и самозащитой". Что же можно сказать о "казаке" сейчас? Это человек, который... Что??

царь, казачество, служба, самодержавие, воля

Previous post Next post
Up