"Дальше я спросила свою коллегу Тоню Самсонову, почему она не пойдет на митинг памяти Политковской. Ответ Тони удивил меня еще больше. Она считает, что митинг на Чистых прудах -- это междусобойчик маститых журналистов, сделавших себе имя в 90-х, и ей совсем не хочется идти к ним в гости, чтобы ее погладили по головке, сказав: «Молодец, либеральная девочка, наша».
Наргиз Асадова про митинг в память о Политковской В твиттере многие мои друзья и знакомые писали, что на митинг сходили, или хотели сходить, или обязательно бы сходили, если бы была возможность. Никаких опасений, что за ними будут гоняться маститые либералы и гладить их по голове, друзья не высказывали.
Да и вообще, ходить или не ходить на митинг - интимное дело каждого. Вот некоторые мои соображения, почему не ходить:
Фотографии с митингов либерально-демократической общественности напоминают светскую хронику. Сообщения и анонсы об уличных акциях звучат как приглашения на клубные вечеринки: Приходите на Чистые пруды, там будет Явлинский, Ковалев, Юрский, Симонов, Ахеджакова, Алексеева, Болтянская, Сорокина..
Среди собравшихся много знаменитостей. Значимость события определяется уже не количеством людей на улице - на такие митинги редко приходит больше тысячи (да чего уж, больше пятисот человек) - а количеством известных лиц в толпе.
Но митинг - это история анонимная. Люди на площади, протестующий народ - это те, кто не имеет ни регалий, ни паблисити - митингующие голосуют ногами.
Митинг знаменитостей - абсурд, это не митинг - это клуб. Люди выходят на площадь как в свет, повидать своих, спросить как дела на работе, разойтись потом по близлежащим кафе, продолжить вечер в приятной компании.
Митинг в память о Политковской для меня очень важен. Помнить и через 10, и через 20 лет об убитой коллеге - не просто солидарность. Это рациональность: не хочешь, чтобы убили тебя - не позволяй так легко убивать других. Каждый журналист это понимает, каждому журналисту не хочется, чтобы его убили - почему мы не вышли на Чистые пруды защитить себя?
Потому что митинг в память о журналисте станет настоящим только в тот момент, когда клубная история отойдет на второй план, и будет совсем не так важно, кто из известных людей счел своим долгом придти. Когда повод для того, чтобы выйти и проголосовать ногами станет важнее тех, кто, собственно пришел. В тот момент, когда митинг станет анонимным, без ярлыков, в тот момент, когда на него смогут одновременно придти и Новодворская и Проханов, и никто не обратит особого внимания на то, что они стоят на одной площади - потому что не это главное.