____Друзья просили меня написать, чем я сейчас занимаюсь. Оказалось, что в паре абзацев не объяснить. Так что вот, серия постов про песочную терапию. Если будут вопросы, задавайте. Что знаю, постараюсь рассказать.
____В прошлом году я познакомилась с песочной терапией. Как клиент. И была так впечатлена красотой и действенностью этого метода психологической работы, что пошла учиться. Ибо «так просто», «так необычно», «так действенно»!
____Позади уже четыре из двенадцати личностно-методических тренинга, посвященных песочной терапии Юнга, по сорок часов каждый. Ежемесячно мои знания и умения пополняются материалом очередного семинара, а то и двух. Все новые приемы мы отрабатываем в парах, таким образом, получая опыт и в качестве пациента и в качестве терапевта. После семинаров у меня появился восторг неофита: «всех спасу - всем помогу». И я начала отрабатывать изученные приемы на друзьях и знакомых. Люди довольны, у меня получается. Хочется помогать всем до кого смогу дотянуться! Поэтому появилась необходимость в письменном изложении информации о том, на что зову. Настоящая серия текстов является краткой информацией о том, чем я занимаюсь, и не претендует на полноту изложения. При написании я сознательно избегала специфических научных терминов, старалась изложить все «человеческим языком» для тех, кто никогда не сталкивался с этим методом. Итак,
что же такое песочная терапия?
____Песочная терапия это метод психологической помощи, разработанный Юнгом и дополненный его последователями.
____Использование этой методики для решения психологических проблем клиента позволяет задействовать не только возможности уровня логики, но и подсознание. Внешне работа выглядит так: клиент рассказывает психотерапевту о том, что его тревожит, а потом действие переносится в песочницу. Терапевт просит положить руки на песок, повзаимодействовать с ним, а затем, в соответствии со спонтанно возникающими желаниями, построить какой-то ландшафт, создать какую-то композицию, картину, карту. Часто помимо собственно песка используются различные фигурки людей, животных, зданий, растений, различных абстрактных объектов. После того, как какая-то картина выстроена, терапевт задает вопросы о получившемся мире, предлагает выбрать наиболее значимое место или фигурку. Исследуются взаимоотношения между фигурками, предметами и элементами ландшафта. Терапевт может спросить, напоминает ли получившаяся картинка что-то из жизни, отзывается ли в теле происходящее в песочнице, хочется ли что-то убрать или добавить. Постепенно ситуация в песочнице трансформируется и, в идеале, приходит к какому-то гармоничному состоянию. После работы с песком следует обсуждение, намечаются дальнейшие действия.
____Недавно меня спросили: «Наверное, песочная терапия это только для детей? Зачем взрослым заниматься с фигурками, если их проблемы можно просто обсудить?»
____Конечно, важно и просто поговорить о своих проблемах, услышать, что все не смертельно, наметить варианты выходов. Но не всегда словами, разговорами, логикой можно помочь. Бывает даже, что, например, и выход-то из жизненного тупика найден, и план дальнейших действий составлен, а человек как топтался на месте, так и топчется. То ли сил воспользоваться выходом не хватает, то ли решимости, а может быть, согласившись с аргументами советчиков, человек, все же, где-то в глубине души не хочет или боится именно такого, найденного выхода. В чем же дело?
____На нашу жизнь оказывают влияние не только наши сознательные решения, принимаемые «в здравом уме и твердой памяти», но и огромный пласт прошлого опыта, травм, взаимосвязей, о которых мы не помним, скрытых в нашем подсознании.
____Бывает, что на уровне логики все понятно. Зачастую человек слышит «чего тут рассуждать, иди и делай», «ты же это уже сто раз проходила, знаешь, что хорошим не кончится, зачем же ты…», …говорит себе «я же это умею, у меня получится, нужно просто поверить в себя» Ан нет, не идет, не прекращает, и в себя, несмотря на прошлые успехи и похвалу со стороны, все равно не верит, хотя, вроде, со всем согласен и все понимает и, как правильно, знает.
____Что мешает? Что-то в подсознании. Может, когда-то в детстве родители какую-то ложную установку в голову вбили («Ты неудачник и руки крюки») может, где-то когда-то был опыт полной беспомощности и беззащитности, например долгая разлука младенца с матерью, может это вообще что-то из родового бессознательного - в нашей стране не так уж много семей совсем без травм пережили только ХХ век, а ведь им история рода не ограничивается, может быть, еще в утробе матери или при рождении что-то было небезопасно, травматично для ребенка.
____Мы можем не помнить или не считать важными какие-то негативные события, но они были и оказали влияние на нашу психику. (Положительные события тоже, конечно, были и влияли, но с этим к терапевту, как правило, не обращаются). В результате, в той части нашей личности, которую мы не осознаем, формируются психологические структуры (назовите их, как хотите: привычки, сценарии, поведенческие паттерны, шаблоны…), которые влияют на наше поведение. И бесполезно человеку словами объяснять, что теперь он взрослый и сам может себя защитить, что его работы предмет восхищения друзей и покупателей, что голодное время, вроде бы кончилось, и не надо трястись над каждой старой тряпочкой. Подсознание, оно слов не понимает. Зато с ним можно попробовать договориться на уровне образов.
____Вот этим-то я и могу помочь. Для переговоров с подсознанием я использую комбинацию песочной терапии с другими методами работы: арт-терапия, элементы драматизации, сценарное моделирование, телесная терапия (но, поскольку основная работа строится в песочнице, в настоящем тексте я объединяю все перечисленные методы под названием песочной терапии). Фигурки в песочнице, с которыми что-то происходит, картины активного воображения, медитаций, объекты, как будто сами собой слепившиеся из пластилина или нарисовавшиеся на бумаге, «драгоценности» внезапно ставшие очень ресурсными - вот чем можно влиять на то, что глубже, чем наша логика, на то что неосознаваемо, но очень могущественно.