С 15 лет в путешествиях я ежедневно веду дневник, на бумаге. В нём события и впечатления: где была, чем занималась, что видела. Сейчас попробую сделать что-то подобное на базе ЖЖ, чтобы регулярно делиться своими новостями и ощущениями. Задумка в том, что я буду обновлять дневник каждый или почти каждый день и заинтересованные смогут читать новые посты так часто, как захотят, проходя по известной им ссылке. Поскольку в наши космополитичные дни "эмигрантские дневники" для широкой публики кажутся мне совершенной пошлостью, в числе заинтересованных я вижу только семью и ближайших друзей. Итак, достаточно предисловий, поехали!
Примечание: фото не художественные, а иллюстративные, зачастую с телефона; курсив -- места, которые стоит показывать гостям; красный-- нужно самим изучить.
--------------------------------------
Воскресенье, 30 апреля 2017 г.
Ленивое утро, скайп с Леной и Лесей, неторопливая прогулка на районе (показала Лёше свои маленькие открытия в Веддинге и Райникендорфе, включая пруд Септимербекен с удивительно непугливой цаплей и озерцо Шеферзее с поганками). Вечером смотрели "Бенджамина Баттона".
Суббота, 29 апреля 2017 г.
Начались длинные выходные! Первое мая здесь тоже государственный праздник и выходной. С утра съездили в более крупное отделение Шкоды в Темпельхофе, но уже не застали там никого, кто мог бы помочь. Потом закупились в продуктовом магазине, чтобы пережить воскресенье и понедельник, в которые всё закрыто. К этому пока не привыкла. Ещё никак не привыкну каждый день проверять почтовый ящик, в котором моментально скапливаются рекламные журналы и важные письма от всяческих служб. Хотя иногда лучше бы этих писем не видеть. Пришло, например, одно от госрадиокомпании с требованием предоставить реквизиты банковского счёта, чтобы снимать налог на радио. Неважно, что мы его не слушаем, придётся платить не меньше сотни евро в год, а может, и две. Это вдобавок к половине зарплаты, которую удерживают в уплату основных налогов. Немцы подтверждают, что от радио не скроешься -- будь добр, плати.
Днём договорились встретиться с моим старым знакомым Дэвидом, который приехал в Берлин на несколько дней. Это 53-летний американец, учитель истории, сторонник левых взглядов, любитель музыки и страстный путешественник. Сидели в одном из немногих модных заведений Веддинга -- крафтовом пивном баре Vagabund Brauerei. Его основали несколько лет назад парни, приехавшие из Америки. Дэвид рассказал немного о своей жизни в Берлине в 80-х, когда он здесь, кажется, учился. Жил в западной части, но нередко выбирался на восток, где был чуть ли ни единственным иностранцем. Западный Берлин был прекрасен в своей неприглядности: новая необыкновенная музыка, заброшки и сквоты, простые как правда дешёвые бары... Были, конечно, и тяжёлые наркотики, и малолетние проститутки-наркоманки (BPs -- baby prostitutes). Спустя 30 лет от того Берлина осталось очень мало: он глобализован и облагорожен, на месте сквотов модные кафе, цены выросли, кругом туристы... Ещё рассказал жуткую историю своих немецких друзей -- супругов, проехавших на велосипедах всю Азию и Африку. Где-то в Замбии муж полез в реку освежиться, и его на глазах у жены сожрал крокодил. Части тела потом нашли, но там на всю страну всего один морг с холодильником... Короче говоря, после случившегося женщина нездорова физически и психически, и Дэвид старается почаще навещать её. Ещё одна история повеселее -- о его поездке в СССР где-то в 1989 без визы. Дело в том, что тогда Прибалтика уже открыла границу с Европой, но не имела внутренних границ с остальным СССР. Конечно, это было незаконно и рискованно, но обошлось.
После пивной съели по дёнеру (шаурме) и отправились в Кройцберг. Это бывший неблагополучный район Западного Берлина, скопище мигрантов, оплот анархистов, центр социальной напряжённости, а сейчас -- одно из самых модных мест в городе, где тусуется молодёжь. Вечером в субботу у выхода из метро толпятся чёрные пацаны, толкающие траву. Зашли в Trinkteufel -- один из немногих оставшихся трушных баров (dive bar): внутри всё сизое от табачного дыма, из украшений и отделки -- только черти и скелеты над барной стойкой, бармены невозможно татуированные и пирсингованные... Там мы дождались начала панк-концерта в баре Wild at Heart с похожей атмосферой. Выступали две американские группы: в целом неплохо, хотя у одной было многовато ню-металла, а у другой -- не хватило мелодичности. К полуночи они доиграли, и мы поехали домой.
Пятница, 28 апреля 2017 г.
Утром поехали в салон "Шкоды" получать справку с характеристиками машины, которая нужна для регистрации. Забегая вперёд, не получили, но с нами говорили участливо и старались помочь искренне, пусть и немного бестолково. Меня удивило, что уже с самого утра пятницы сотрудники при прощании желали друг другу и посетителям хороших выходных.
Затем большую часть дня я провела дома, а вечером подъехала к Лёше, чтобы вместе где-то поужинать и отметить наше прибытие. Оказались в итоге в Nikolaiviertel, квартале (Святого) Николая. С одной стороны, это самое сердце старого города, откуда берёт начало Берлин, с другой -- странная реконструкция и откровенный новодел. Но об этом позже. Уселись в приятном ресторанчике
Spreeblick. Сейчас сезон спаржи, поэтому в меню много блюд из неё. Я заказала спаржу с соусом, картофельными дольками и ростбифом (здесь так называют запечённую говядину, охлаждённую и нарезанную тонкими ломтиками). Было замечательно вкусно.
По дороге шли мимо острова музеев по центральной, но непримечательной улочке Am Kupfergraben, где перед подъездом непримечательного дома дежурит непримечательный и расслабленный полицейский. В этом доме с детства живёт канцлер Германии Ангела Меркель. Меня поразило, насколько "нережимный" это объект и как "близка" она к народу. К слову, также днём и ночью полиция дежурит у главной синагоги и здания еврейской общины на Ораниенбургер штрассе.
Перед тем, как нырнуть в метро на Фридрихштрассе, остановились послушать очень крутых уличных музыкантов. Оказалось, это ребята из Украины, и у них есть несколько видео на Ютубе, вот,
например. Замечательная пятница!
А теперь несколько слов о нашем райончике. Как уже когда-то писала, в качестве имения аристократа фон Веддинге местность известна с XIII века. Со второй половины XIX входит в состав Берлина и начинает активно застраиваться и заселяться, в основном пролетариатом. В начале XX века здесь оплот социалистов и коммунистов (см. песенку "
Красный Веддинг"), и на выборах 1933 года Веддинг отдал наименьшее по сравнению с другими районами количество голосов за гитлеровских национал-социалистов. После войны относился к французскому сектору, с 60-х принял много гастарбайтеров, в том числе турецких. Из-за относительно низких цен на жильё стал одним из самых многонациональных районов города. Приходилось слышать заявления о его неблагополучности, но свидетельств ей пока я не видела. Наоборот: очень зелёный, всё в цвету, детские площадки благоустроены и не разрушены, на улицах полно маленьких магазинчиков и кафе, приятная малоэтажная застройка. В общем, фото.
Шиллерпарк в британском квартале и "Белый город" -- кварталы эпохи модернизма, инновационная жилищная застройка 1910-30-х годов, включённая в
список наследия ЮНЕСКО:
Просто дома не из списка ЮНЕСКО:
Между деревьями -- гамаки:
Патриотический лозунг на берлинском диалекте:
Торец дома полностью разрисован -- оптическая иллюзия:
Красивые детали в стиле ар-нуво (югендстиль):
Парк Шиллера. В нём занимаются спортом, катаются на велосипеде, гуляют с детьми, курят кальян:
Вокруг несколько кладбищ и мастерская по производству памятников. Некоторые делают со стразами!
Крохотные дачные участки (Kleingartenkolonien) встречаются по многих старых и нецентральных районах Берлина:
Мальнькая Эйфелева башня и будка для обмена книгами возле французского культурного центра:
Церкви в Веддинге и соседнем Райникендорфе:
Довольно низко над головой летают самолёты:
Неподалёку технический вуз, а у входа в него -- огромный дизельный двигатель с бывшей водонапорной станции:
Четверг, 27 апреля 2017 г.
Изменила привычному распорядку и отправилась на прогулку до обеда, а потом уже писала дневник, торчала на формуе, наводила красоту и занималась какой-то упорядочивающей деятельностью. Гуляла на северо-восток от дома, забрела в район Райникендорф, часть одноимённого округа. Более удалённые от центра части округа застроены дорогими частными домами, но то, что я видела, никак не отличается от нашего Веддинга.
Вечером к нам зашёл сантехник-электрик-мастер на все руки. Лёша с ним связался по совету одного из коллег, чтобы повесить люстры ещё до моего приезда. Говорит по-русски, родом с Украины, до Германии долго жил в Португалии, где когда-то просто решил остаться во время туристической поездки на автобусе. Сейчас мы вызвали его отрегулировать нагреватель воды. Он установлен у нас под раковиной и работает на электричестве, но комфортной температуры воды добиться не позволяет. Три четверти времени я мою посуду или умываюсь в ледяной воде, как у нас на даче, потом нагреватель спохватывается и выдаёт струю кипятка, без всяких преувеличений. Мастер выставил экономный режим, благодаря которому вода будет менее горячей и энергии на подогрев будет расходоваться меньше, в заодно рассказал, как можно добиться ремонта сантехники за счёт арендодателя. Раз зашла об этом речь, расскажу, что ещё меня в квартире бесит, а что нравится, и как вообще она выглядит.
Наша улица была застроена в начале XX века. Точной даты постройки дома не знаю, но ему точно больше 100 лет. Вот так сбылась моя мечта жить в старинном доме! Фасад и подъезд украшены элементами в стиле ар-нуво или, как его здесь называют, югендстиль:
К слову, фасад, подъезд и внутренние деревянные лестницы собираются ремонтировать, но с непременным сохранением исторического облика. Дом представляет из себя квадрат с внутренним двором. Часть, выходящую на улицу, называют Vorderhaus, а часть, выходящую во внутренний двор, -- Hinterhaus. Обе наши комнаты и кухня выходят окнами во внутренний двор. Поскольку квартира на четвёртом этаже из пяти (по-местному, на третьем из четырёх), то света достаточно много... было, пока во дворе не распустился огромный каштан:
Вид из окна:
В первые дни я очень страдала от вечной полутени в квартире, особенно по сравнению с суперсветлой минской квартирой. Теперь потихоньку привыкаю. Весной и летом можно насладиться солнечным светом на улице, а осенью и зимой каштан облетит и перестанет мешать.
Сама квартира сдавалась без мебели, карнизов, люстр. Только ванная и кухня были полностью, довольно современно и стильно обставлены. Пока мы ещё мало сделали, многие коробки с вещами стоят неразобранные. Но обязательно со всем справимся, сделаем из этой квартиры настоящий дом и поделимся результатом. Некоторые детали уже вдохновляют и просятся в кадр. Например, высокие окна и лепнина под потолком, к которой чудесно подходит выбранная мной на онлайн-барахолке люстра:
Среда, 26 апреля 2017 г.
Стирала, чистила обувь, отпаривала помятое в дороге пальто, сидела в интернете... Только к вечеру выбралась на улицу. Времени хватило на небольшую прогулку по району в направлении от центра. Обстоятельный отчет напишу через несколько дней, когда закончу "обход", но пока мне нравится. Кроме цветов здесь полно птичек и зверей (фото ниже).
Времени на прогулку было мало, поскольку договорились встретиться с Лёшей и поехать в Икею. Здесь их четыре, удобнее всего добираться в Ikea Tempelhof на юге города. Дело в том, что Лёша заказывал доставку большого шкафа и обеденного стола на 26 апреля, но в договор по ошибке попало 26 мая, что для нас поздновато. Целый день он пытался дозвониться в службу поддержки, разговаривал с роботом и безрезультатно слушал однообразную музычку в очереди на линии. Решили поехать и выяснить все лично, а может, и прикупить какие-то мелочи. В итоге нас ждали полтора часа в очереди к стойкам обмена и возврата товара. Конечно, после Тересполя это уже не пугает, но полтора часа на десять номеров электронной очереди, из которых половина не ушла, не дождавшись, пока их обслужат??? Поразительно, что сотрудники никуда не торопятся, не переживают из-за огромной очереди, да и ожидающие не возмущаются ситуацией. Нам ничем не смогли помочь, поскольку перенести дату можно по согласованию с отделом доставки, который уже закончил рабочий день и не отвечает на звонки. Забегая вперёд, на следующий день я всё-таки смогла дозвониться в отдел доставки и перенесла дату на 10 дней раньше. В любом случае, наш главный багаж ещё не вылетел из Минска, хотя должен был бы уже прилететь в Берлин, согласно обещаниям логистов.
Ну да ладно, теперь фоточки животных! Не удалось сфотографировать рыжую лису, которая живёт в парке Шиллера в 200 метрах от нашего дома, и милую длиннохвостую синичку (
https://goo.gl/uKE0TW). На обычных дроздов-скворцов не стала "тратить плёнку". А остальных представляю вашему вниманию!
Кролик в Шиллер-парке:
Местами всё изрыто кроличьими норами:
Дятел:
Вяхирь:
Чомга (большая поганка):
Серощёкая поганка насиживает яйца в плавучем гнезде:
Большой баклан греется на солнышке:
Вторник, 25 апреля 2017 г.
Осваивалась в квартире, разбирала вещи, писала давно просроченные письма. Ближе к вечеру вышла на прогулку по району, после которой встретила Лёшу с работы и затащила в магазин для покупки тяжёлых продуктов. Холодильник потихоньку наполняется, а я веду учёт трат и стараюсь сориентироваться в ассортименте и ценах.
Первое и главное, что поразило -- зелень и цветы! Район у нас зелёный: полно парков, старых кладбищ, дачных участков и просто лужаек у домов. В этом году весна вроде не поздняя, но весь апрель был холодным что в Минске, что в Берлине. Но если в Беларуси, уезжая, я успела увидеть только маленькие листочки на самых отважных кустах и некоторые первоцветы, то здесь уже всё распустилось и всё цветёт: яблони, сакуры (?), вишни, сирень, черёмуха, рододендрон, магнолия и наверняка что-то ещё. Поэтому сейчас завалю пост цветами!
Понедельник, 24 апреля 2017 г.
Утром прописывали меня по месту жительства. Для этого приехали в Шарлоттенбург, где встретились с Лёшиным агентом Софи Свенссон (шведка лет 45, смуглая брюнетка, по типу внешности напоминает солиста группы a-ha или Бьорк). Она заранее записала нас на приём в бюргерамт (без записи никуда не попадёшь). Сама процедура заняла пять минут: мои паспортные данные и адрес были внесены в систему, а я получила справку о том, что проживаю на Тюркенштрассе. Забавно, что у чиновников на столах такие металлические округлые стойки для печатей, на которые подвешено около десятка деревянных печатей и штемпелей. Машину припарковали в зоне часовой парковки. У немецких машин под лобовым стелком циферблат, на котором нужно выставлять время прибытия. Специальные люди проверяют эти циферблаты и выписывают штраф, если время парковки превышено. За неимением циферблата написали время на бумажке по совету Софи.
Затем отправились на берлинскую таможню. Она расположена в районе Марцан (исконное название "Морчане"), иначе говоря, в настоящей дыре. Это восточная окраина города, которая не так давно вошла с состав Берлина. Исторически это место известно тем, что ещё в 1936 году нацисты организовали там трудовой лагерь для цыган, чтобы убрать их с глаз долой перед Олимпийскими играми. Лагерь просуществовал до 1943, когда его узников этапировали в Освенцим. В 1945 году Марцан стал первым районом Берлина, в который вошла Красная армия. Сегодня он примечателен только обилием панельных домов и общим запустением: в Википедии пишут, что это крупнейшая панельная застройка Германии и оплот берлинских неонацистов. Внешне напомнил район улиц Калиновского-Широкой, не в обиду минчанам :)
Как и бюргерамт, таможня оказалась весьма задрипанным учреждением. В таможенные дела я вникать не стала, потому что рядом был наш агент. За час-полтора машину успешно растаможили, содрав 400 евро транспортного налога (часть этой суммы будет возвращена после завершения постановки на учёт). После этого отправились на другой конец города, а строго говоря -- в соседнюю федеральную землю, в Потсдам (столицу Бранденбурга), на техосмотр. Его проводит DEKRA -- как и TUV, крупная частная компания, уполномоченная на экспертную оценку транспортных средств. Потсдамское отделение выбрали потому, что в нём работают знакомые мужа Софи, да и он сам живёт в Потсдаме и сможет в случае необходимости подскочить и исправить какой-то небольшой недостаток, например, вкрутить лампочку. Осмотр дотошный, занимает несколько дней и стоит несколько сотен. Мы привезли уйму бумаг из белорусского салона Шкоды, но, как оказалось, и их недостаточно, и нужно запросить что-то ещё. Зато когда осмотр будет пройден, останется только встать на учёт и получить номера. Правда, осмотр проходят повторно каждые два года, и даже немцы на родных немецких машинах вынуждены оставлять их в мастерской на пару-тройку дней.
О самом Потсдаме мы успели понять только, что это зелёный спокойный городок с частной застройкой. Историческое название -- (град) Подступимый, а Бранденбург, кстати, -- Бранибор. С 17 века здесь была резиденция прусской королевской семьи. Мы ещё наверняка посетим его парки и дворцы. А пока что вернулись в Берлин на электричке: Лёша на работу, а я в продуктовый магазин и домой. Устала невозможно и рано легла спать.
И парочка фотографий. Польский мост для диких животных через трассу (экодук):
Цветущее рапсовое поле у Марцана:
И весёлый посетитель таможни:
Воскресенье, 23 апреля 2017 г.
Проснулись бодрые и отдохнувшие, позавтракали в Макдональдсе, заправились топливом и отправились в путь. Из Варшавы в Берлин ведёт отличная трасса А2: асфальт ровный, ораничение скорости 120 км/ч, полос хватает. Одна с ней беда -- платная. За несколько отрезков с нас в общем сняли около 20 евро. Впрочем, по сравнению со вчерашними тратами это ерунда. 400 километров преодолели за 4,5 часа и оказались на бывшей границе Swiecko (Швецко?) - Франфурт-на-Одере. Сейчас никакого контроля на границе нет, здания постов практически пустуют. До Берлина оставалось 100 км или полтора часа езды. Но, к сожалению, мы не могли просто пролететь границу. Агент по релокации строго-настрого наказала нам проштамповать несчастную форму 060, без которой не зарегистрировать машину в Германии и не вернуть залог. Нужно было во что бы то ни стало найти немецких таможенников.
Проскочили границу, не поняв, где таможенники. Развернулись в Германии и вернулись в Польшу. Развернулись и проехали границу медленно. Остановились у здания поста, сунулись в него. Узнали, что никаких таможенников здесь нет, а есть они в Терминале 2. В поисках мифического Терминала 2 снова въехали из Польши в Германию через соседний переход в городке Слубице. Никаких таможенников не нашли. Решили опять вернуться в Польшу и на выезде заметили патруль польской таможни. Превозмогая спровоцированную вчерашними приключениями неприязнь, спросили, где точно искать Терминал 2. С помощью объяснений нашли его. Это грузовой таможенный терминал для оформления грузоперевозок. Там впервые удалось поговорить с немцем. Хоть штамповать форму он тоже отказался, он был вежлив, дал некий телефонный номер для справки и сказал, что штамп должны поставить в Берлине. Я пала духом: ведь агент уверяла, что без штампа поставить на учёт невозможно. (По справочному номеру, кстати, в выходные никто не отвечает.) Тем не менее, мы махнули рукой и в третий раз окончательно въехали в Германию. Километров через пять встретился немецкий таможенный патруль. На радостях остановили машину на трассе и побежали к ним, за что получили выговор: пешком передвигаться по автостраде запрещено. Эти таможенники подтвердили, что штамп нам поставят в Берлине. Немного успокоенные и уверенные, что мы сделали всё, что могли, мы доехали до своего нового дома. Разгрузили вещи, немного погуляли в парке, перекусили и легли спать.
Итого вместе с границей и ночёвкой пустяковый путь в 1000 с небольшим км занял 2,5 суток.
Минск - Песчатка - Брест: 6 часов
Граница: 16 часов
Брест - Варшава: 5 часов
Поиски хостела, ночёвка, завтрак: 19 часов
Варшава - Берлин, включая поиски таможенников: 8 часов
Суббота, 22 апреля 2017 г.
С вечера пятницы торчали в очереди на белорусской стороне погранперехода "Варшавский мост" (Брест-Тересполь): сначала очередь, чтобы стать в электронную очередь, потом собственно электронная очередь, потом очередь перед будками пограничного и таможенного контроля. Всего ожидание заняло около 6 часов, и ещё примерно час ушёл на прохождение контроля. Зелёный коридор можно было бы пройти быстрее, да и красный тоже, если бы мы не были "транзитниками". Белорусские таможенники попросили поставить машину в стороне и забрали Лёшу разбираться в контору.
К чести белорусской таможни нужно сказать, что её сотрудники, что в Песчатке, что в Бресте, оказались очень вежливыми и участливыми. Из Песчатки, например, звонили в Брест, чтобы узнать, сможет ли нас там принять польская сторона. Из Бреста звонили напрямую полякам, чтобы предупредить, что мы едем. Советовали, как можно уменьшить сумму залога, да и вообще говорили очень и очень человечно. Правда, мне показалось, что для них наша ситуация очень редка и вызывает некоторое замешательство (равно как и у поляков, судя по неудобству системы и их нежеланию напрягаться в нетипичной ситуации). Это довольно странно, поскольку после падения российского рубля дешёвые новенькие машины стали вывозить в ЕС из СНГ чаще.
Короче говоря, к 4 утра мы, уже порядком уставшие и ошалевшие, спавшие урывками в очередях, начали проходить польский контроль. Он с недавних пор был усилен в связи с общеевропейским ужесточением пропускного режима, поэтому занял дольше, чем мог бы. Нас уже почти пропустили, когда Лёша заикнулся про некую немецкую форму 060, которую, по словам агента, обязательно нужно проштамповать на границе, чтобы потом поставить машину на учёт. Тогда таможенник осознал, что мы едем на транзитах, и отвёл Лёшу к начальнику таможни, а машину отправил на таможенную стоянку (я осталась в ней). Ещё около часа Лёша провёл у начальника. Мы уже знали, что придётся платить залог (обеспечение) в размере 10% рыночной стоимости машины + 23% НДС, чтобы гарантировать, что мы не продадим автомобиль в ЕС без уплаты налогов. Знали, что платить нужно наличными в злотых, знали, что нужно найти экспедитора, который оформит таможенную декларацию, и что экспедитор с банкоматом находятся на грузовом погранпереходе Козловичи-Кукурыки примерно в 10 км от Тересполя. Не знали только, от какой рыночной стоимости будет отталкиваться начальник таможни и каким человеконенавистником окажется он и его сменщик. Естественно, никто ничего не объяснял. Не говорил, какой документ предъявить из огромной стопки бывших у нас с собой бумаг, как заполнить заявление. Не соглашался на заявленную нами рыночную цену (Лёша называл пониже, чтобы для уплаты залога гарантированно хватило денег на карточке). Не рассказывал, как добраться до проклятых Кукурык, где найти такси в Тересполе рано утром в выходной. Уже после уплаты залога учтивых объяснений, как его правильно вернуть, не последовало. Начальник таможни очень грубо отказался штамповать несчастную форму 060, без которой невозможно поставить машину на учёт в Германии.
Конечно, всё это я знаю с Лёшиных слов. Наверняка он мог бы сам рассказать, что чувствовал, когда с ним говорили, как с преступником и варваром с востока, когда на рассвете искал под ледяным дождём такси, когда сражался с банкоматом и лимитами на карточках, когда ждал пересменки равнодушных и недружелюбных экспедиторов... Я эти 3,5 часа сидела в машине на стоянке и то пыталась поспать, то таращилась в телефон, чтобы отвлечься от неизвестности. Подняла на уши друзей и семью, когда оказалось, что денег сильно не хватает, нет, всё-таки хватает, ой, из-за лимита на Лёшиной карте всё же не хватает, и нужно срочно переводить на мою карту, с которой можно снять неограниченную сумму.
Наконец вернувшись в Тересполь и отсидев ещё полтора часа в конторе начальника таможни, Лёша, наконец, сел в машину. По минскому времени было уже 11 утра. Поляки не смогли даже шлагбаум стоянки поднять с первого раза -- пришлось дважды бегать к ним и просить нас выпустить. Уставшие, издёрганные, оплёванные и ободранные, мы выехали с территории погранперехода, проведя на нём 16 часов, почти через сутки после того, как выехали из дома.
Дальше буду менее эмоциональна и многословна. Дорога до Варшавы вся пролегает через деревни с ограничением скорости. Учитывая остановку для недолгого сна и пробки в самой Варшаве, в хостел мы добрались примерно за 5 часов. Однако ехали мы туда наудачу, ведь вчерашняя бронь осталась неиспользованной, а новую мы не делали. Действительно, оказалось, что в ночь с субботы на воскресенье все места заняты. И тут нам капельку повезло: в хостеле помогли найти чуть ли не единственное место в городе, где оставались места. Правда, чтобы туда попасть, нам пришлось потратить почти час и вернуться в восточный пригород, через который мы въезжали в Варшаву. Этот "постоялый двор" оказался частным домиком идиотской планировки, в котором ушлого вида русскоязычный хозяин недорого сдавал убогие комнатки разным мутным личностям. Нас всё это уже очень мало волновало. В 17.00 мы завалились спать, радуясь, что неприятный день закончился.
Пятница, 21 апреля 2017 г.
Отъезд. Закончили сборы, выпили чаю с Ильёй, который зашёл попрощаться, погрузились с маминой помощью. Несколько пакетов и гитара не влезли и были оставлены до лета. Удалось обойтись без слёз и сильных чувств -- наверное, потому, что всё было уже столько раз передумано и пережито в голове.
Дорога по М1 оказалась бодрой и довольно красивой: деревья еще голые, но поля уже зеленеют, по пашням бродят аисты, в лесах светятся звёздочки "белых подснежников" - анемончиков. Мы нацелились на погранпереход Песчатка в 65 километрах от Бреста. К 17.30 были там (выехав в 13.00). Очереди не было вообще, перед нами в зелёном коридоре уже у окошка таможенников стояла одна машина. Однако нас быстро позвали в красный коридор и просветили о том, что нашим прекрасным планам быть к вечеру в Варшаве для ночёвки не суждено сбыться. Дело в том, что для регистрации машины в Германии мы сняли её с учёта в Беларуси и поставили транзитные номера. Ввоз машин на транзитных номерах оформляется особым образом, о чём мы не знали. Белорусы могли нас выпустить, но польская сторона на маленьком переходе в Песчатке не смогла бы нас должным образом оформить и пропустить. Поэтому пришлось разворачиваться и ехать в Брест-Тересполь (примерно час езды от Песчатки), попутно гугля информацию о предстоящих процедурах. Некоторое представление получили, но всё равно оказались не готовы к тому аду, который нас ждал. Конечно, частично сами виноваты, что не разузнали все подробности заранее. С другой стороны, информации в свободном доступе ничтожно мало, да и Лёшин агент по релокации, которая общалась с таможенниками в Берлине, ни слова не упомянула про транзитные заморочки. Да и от очереди вечером в пятницу накануне длинных выходных (Радуница) застраховаться было невозможно, равно как и от невыносимого обращения польских таможенников.