Разговоры о необходимости тестирования в реальных условиях нашей системы с
китайским радаром начались еще зимой. Считалось, что где-то к концу весны должно получиться поставить экспериментальную систему на борт одного из теплоходов Томской Судоходной Компании, чтобы они посмотрели, перспективно ли это вообще. Мы же получили бы возможность оценить, как оно всё выглядит в реальности, и исправить как можно больше найденных проблем. Как водится, весной ничего не получилось, а система на борт была поставлена в середине июля, ровно перед моим
отпуском. Оптимально было бы мне сразу же с этой системой в тестовое плавание и отправиться, но внезапно переносить отпуск - так себе вариант.
Договорились, что сразу по выходу из отпуска меня постараются туда направить. Однако, оказалось, что поймать этот теплоход в доступном для перелета месте - очень нетривиальная задача. Ничего похожего на расписание у него нет, планирование возможно только на несколько дней вперед, да и то без гарантий. Мне уже практически покупали билеты до Салехарда, когда там внезапно поломался дизель, и прибытие теплохода в Салехард отложилось на неопределенное время. А там уж и время
литургии приближалось. Снова договорились, что до 18-го числа меня никуда не посылают.
И вот, когда я уже собрал вещи для поездки в Вышневолоцкую область, поступила информация, что нужный нам пароход прибывает в Томск. И хорошо бы мне вылететь на него в воскресенье вечером, ибо следующий подходящий рейс будет только через два дня, а пароход столько ждать не будет. Ситуация сильно напомнила рабочие будни лучших времен в Марисе. Правда тогда местом назначения бывала какая-нибудь Испания или Голландия, но, как ни странно, сути это не меняет. Главное - некоторый адреналин, прыжок в неизвестность. Обратных билетов нет. Вроде как, известно, что судно идет в Салехард, выпустить меня смогут в Сургуте, но время прибытия туда никто не брался определить даже приблизительно.
Надо добавить, что всю предшествующую неделю Машка лежала с вирусом, а я усиленно пытался не заболеть, но с переменным успехом. В результате Машка оклемалась, я так и не разболелся, но и совсем бодряком себя не чувствовал. Хоть литургия должна была закончиться не поздно, а самолет улетал в 10 вечера, на всякий случай собрал с собой всё необходимое для командировки. Вероятно, по этой причине мы успели с хорошим запасом вернуться домой, и в аэропорт я отправился уже на такси самостоятельно.
Такое вот завершеие довольно насыщенного дня:
Ночь была короткой. Самолет летит 4 часа, и на те же 4 часа местное время в Томске опережает Москву. Прилетел в начале седьмого утра - вполне себе новый день начался. Встретил меня сам капитан. Он же и доставил на борт, грамотно обогнув город, чтобы избежать пробок. Томска я в этот раз не увидел...
Буксиры компании пришвартованы просто у берега. Там даже причала никакого нет. Наш - самый правый:
Потом мне рассказали, что он уже был списан, лежал на какой-то мели, ржавел... Но, к счастью, сильно проржаветь не успел. Его подняли, очистили от очисток подремонтировали и снова ввели в эксплуатацию, чтобы толкать здоровые баржи по Оби. Может быть, из-за такой нелегкой судьбы именно этот пароход выл выбран в качестве жертвы/подопытного кролика испытательного полигона для нашей системы. Вот она на мостике на ножке стоит:
Испытанный годами японский радарный дисплей висит с другой стороны:
Ладно, с мостиком всё понятно... А вот где я буду жить? Поселили меня в шикарную двухкомнатную каюту стармеха, который в экипаже отсутствовал:
Даже собственная раковина есть!
Окна при необходимости можно было закрыть не какими-то примитивными занавесками, а красивыми деревянными жалюзи:
Правда, при некоторых оборотах двигателя на судне вибрирует примерно всё, так что с этим приходится бороться при помощи тряпочек :).
Питание тоже организовано отлично. Чистая и достаточно большая кают-компания у камбуза:
На завтрак, обед и ужин вся команда не собирается к четкому времени, а каждый приходит в заданном интервале, и опытный кок Саныч персонально выдает ему горячее. Также кок регулярно что-то печет - то пироги, то пиццу. Причем, по размеру пироги превышают привычные раза в два минимум:
Не удивительно, что большинство членов экипажа просит накладывать им поменьше. Так и растолстеть недолго...
А чем мне предстояло заниматься по работе? Следить за тем, как работает наша система. Сравнивать с японской, настраивать по обстоятельствам. Вот, например, на нашем радаре можно карту под радарным видео отобразить:
На японце нельзя. Но, хоть электронные карты - это очень удобно, почему-то их регулярное обновление еще как следует не организовано. Так что, частенько они не соответствуют действительности. Даже в течение одного сезона навигации некоторые буи могут переставляться, а русло - немного меняться. За несколько же лет карта может устареть очень значительно, так что до сих пор от бумажных карт никуда не деться:
Периодически картографическое общество выпускает обновления и рассылает их в виде фрагментов, которые надо наклеивать поверх существующей бумажной карты. Не очень понятно, почему можно поддерживать надежную рассылку бумажных обновлений, но возникает затык с электронными... Все надеются, что эта ситуация в скором времени улучшится.
Еще мне предстояло проверить, как наш радар отслеживает маленькие объекты. Вот, например, байдарка:
Очень неплохо сопровождается:
А внизу экрана слева - знакомая многим надпись. Для внешнего наблюдателя "Транзаса" как бы нет, но для внутреннего потребителя он очень даже есть. И на радарной антенне тот же логотип:
Потому что "Транзас" продает систему в комплексе. Так-то, конечно, никакого отношения к его старым системам эта новая не имеет. Вверху экрана можно заметить наш логотип "NAVX":
Его практически не видно. Ну и... что же? Как бы спрашивает логотип, отраженный в зеркале:
Тем временем, наш буксир состыковался с четырьмя баржами, так же известными как "секции", и пошел толкать их вниз по течению.
В хорошие времена он может проводить до шести секций, но сейчас вода уже относительно низкая, а в некоторых местах намыло новые песчаные косы, и там с таким длинным составом уже не вписаться. Но и четыре - тоже не халява.
В одну из ночей какой-то нехороший человек зацепил своим судном пару буёв и протащил их, оставив на нештатных местах. А главное - не сказал об этом. Диспетчеров уведомили о происшедшем только первые суда, наблюдавшие сутра нестандартное расположение буев. Нас об этом предупредили, но один из буев оказался в буквальнм смысле необходимым. Катер пытался его убрать с нашего пути, но не успел:
Не сказать, чтобы я в те минуты услышал на мостике много именно новых слов, но концентрация ненормативной лексики была крайне велика...
А так-то, прямо круиз. Красиво:
Путешествие по Оби сломало мои стереотипы о тайге, окружающей большие сибирские реки. Я ожидал видеть по сторонам кедры, сосны, ели, на худой конец... Но всю дорогу растительность была достаточно однообразной и вовсе не хвойной:
Я бы издали определил эти деревья как осины, но это не точно. Только один раз издали к реке подошла гряда хвойного леса, но видно ее было плохо и недолго:
Зато периодически встречались шикарные пляжи:
Так и ожидаешь увидеть на таком загорающих и купающихся людей... Но фиг! Как максимум - палатки и лодки рыбаков:
Туман - это тоже по-своему красиво:
Романтично... Только даже при наличии исправных радаров навигаторы предпочитают в него не соваться. Реально ничего не видно. Причем, в обратном направлении - не так уж и плохо. Но нам туда не надо...
Тогда мне показалось, что я понял, почему о предполагаемом времени прибытия куда-либо экипаж говорит уклончиво. Потом оказалось, что это лишь один из аспектов...
Окончательно же я понял причины уклончивых ответов о времени прибытия, когда поступило указание встретиться под Нижневартовском со встречным составом, буксирующим пустые баржи, поменяться с ним составами, после чего каждый разворачивается и возвращается в место отправления. Они - в Салехард, а мы - в Томск. О том, что на борту нахожусь я, руководители, принимавшие это решение, забыли :).
Тогда было решено, что я перехожу на борт встречного буксира, и он доставляет меня в Нижневартовск. Стоит ли говорить о том, что предполагаемое время встречи переопределялось несколько раз... Тем не менее, мне повезло купить билет на прямой рейс из Нижневартовска до Питера, которые случаются далеко не каждый день.
И вот мы швартуемся на дальней стороне острова, разделяющего Обь у Нижневартовска на два рукава. Погода - полный отстой, а швартовой команде приходится высаживаться на берег и крепить баржи за деревья на берегу. С кормы-то можно отдать якорь, а с баржи - нет...
А на следующее утро я перешел на борт другого буксира. Он похож на наш, но немного побольше, поновее и поддерживается в идеальном состоянии:
По коврам там в тапочках не ходят - только в носках.
На стенах можно разглядеть грамоты лучшему экипажу, лучшему пароходу и т.п. За пару часов буксиры обменялись составами, и меня доставили в порт Нижневартовска. Жаль, я не снял снизу трапы, по которым предстояло подняться наверх с пирса. Особенно впечатлил люк, через который я с рюкзачком за спиной пролез с трудом. Но пролез, и вот я уже смотрю на буксир с нормального берега. Ура!
С усталости я забронировал гостиницу в самом дальнем углу Нижневартовска. Сама гостиница очень даже ничего, но вот дойти от неё куда-то пешком оказалось совсем непростой задачей. В результате я решил пройти город пешком по диагонали в исследовательских целях, а обратно вернуться на такси. Тем более, что стоить это должно было окло 200 рублей всего... Так и сделал.
Идя вдоль Индустриального проспекта не приходится рассчитывать на красивые виды. Самым ярким пятном было граффити на одной из весьма обшарпанных стен:
Потом пошли старые жилые кварталы, застроенные в основном пятиэтажками. Там тоже всё выглядело довольно уныло, особенно с учетом регулярно моросящего дождя. Но попадались и красиво отремонтированные дома:
И вдруг шок:
Что это за бизнес центр? А это вовсе даже больница! С достаточно боьшой территорией и множеством корпусов. А рядом - детская:
Ну, прямо, ничего себе! Мимо больниц прошел к озеру, на котором в хорошую погоду явно можно неплохо отдохнуть:
Но погода была не очень... Удивило отсутствие бросающихся в глаза плакатов о запрете купания. Неужели можно?! Нет, конечно.
По пешеходной улице Мира дошел до центра. В конце улицы стоит скульптура в очень хорошем состоянии:
Смахнул ностальгическую слезу.
Центр - как обычный центр небольшого города. Дорога, аллеи, магазины.
По сравнению даже со спальными районами Питера, гораздо меньше встречается мест, где можно выпить кофе и съесть какую-нибудь плюшку. Точнее говоря, ни одного такого места не попалось. То ли не там искал, то ли нет спроса.
Порадовали новостройки:
Красиво, просторно, даже при наличии многоярусного гаража, немало парковочных мест предусмотрено и рядом с домами. Между домами - широкая пешеходная улица. Со стороны выглядит вполне удобно.
А вот эти дома, наверняка, строились на закате Союза:
Тоже ничего, и детская площадка неплохая, но не так обустроенно, конечно.
Практически на набережной строится мечеть:
Судя по размерам, мусульман в Нижневартовске хватает. А вот и вид вдоль набережной в сторону порта:
И как же не любить Нижневартовск?
Погода не собиралась налаживаться, и я без особых колебаний добрался на такси до гостиницы, чтобы практически сразу лечь спать. Утром такси доставило меня к аэропорту минут за десять, так что оставалось время после регистрации прогуляться по окрестностям:
Потом объявили посадку на наш самолет - средний из трёх.
Очень медленно, буквально крадучись, автобус подъехал к самолету... И простоял так примерно час, не открывая дверей. Потом к нам заглянул кто-то из персонала, извинился и сказал, что командир в течение пяти минут примет решение о посадке. После чего минут действительно через пять автобус уже с нормальной скоростью вернулся к терминалу. Решение оказалось не в нашу пользу... Впрочем, там мы ждали не так уж долго. Видимо, вскоре все проблемы были решены, и с задержкой на полтора часа самолет благополучно вылетел.
Так завершилась эта довольно насыщенная поездка. Почти как в старые добрые времена :).