Краткий визит на остров Хепосари

Aug 03, 2020 13:10

Неделю назад мы повторили прошлогоднюю авантюру, но до описания ход дошел с заметной задержкой.

Фото (с) Никиты Никитина

На этот раз Машка хотела показать наш любимый остров Хепосари двум подругам-коллегам Ане и Наде. Коллеги далеки от байдарок, да и вообще к туризму приобщаются только под Машкиным пагубным воздействием в последнее время. Так что сначала план был пойти им туда втроём на лодке в какие-нибудь рабочие дни. Благо, школьных работников отпуска довольно длинные. Однако, внезапно выяснилось, что лето не такое уж и бесконечное, а найти свободные рабочие дни, совпадающие у всех троих участников, не так легко. Пришлось запланировать мероприятие на выходные. Явный плюс - к мероприятию мог присоединиться и я, что заметно упрощало многие моменты по организации лагеря. Но был и нюанс: я ненавижу греблю на обычных лодках, так что вылазка со мной на Хепосари - это только на байдарках.

Для не очень хорошо подготовленных людей байдарка не выглядит очевидно более привлекательным вариантом, чем лодка. Да еще и с отплытием ровно в полночь...

Однако, первое время после старта всё шло вполне неплохо. Ориентироваться по Maps.me не представляло особого труда. Ветра не наблюдалось, вода демонстрировала практически зеркальную гладь, очертания островов были видны достаточно чётко. Всё было хорошо, пока не показалась открытая Ладога. Тут-то выяснилось, что какой-то ветер есть, и идти нам надо против него. А на завершающем этапе пути еще и волна поднялась довольно ощутимая. Идти к ней носом было вполне нормально, но, чтобы попасть на наш любимый Хепосари, надо взять хорошо в бок. Это уже казалось лишним.

К счастью, на острове нас ждала пара Серегиных друзей - Алёна с Никитой, которые пришли туда на сутки раньше и заняли хорошую стоянку. Они увидели наши проплывающие мимо фонарики и стали сигналить с берега, куда именно надо причаливать. Это было совсем не лишним, хоть нам и пришлось проплыть сначала против волны подальше, а потом развернуться и приближаться к острову почти кормой к волне. Встречающих такой манёвр удивил, но они всё равно нас дождались, помогли причалить, а потом и разгрузиться. Ура!

Пока переоделись, пока поставили палатки и выпили чаю, небо над Ладогой заметно посветлело:

Мы, наконец-то, легли спать. А наутро наблюдалась уже совершенно штормовая погода:

В такую было бы уже опасно подходить к нашему острову на байдарке даже без выхода в открытую Ладогу. Однако, через эти волны пробилась вёсельная лодка с друзьями Серегиных друзей. Они явно не рассчитывали на такое окончание маршрута, но справились в результате отлично. Мы все только гадали, что будем делать, если погода не улучшится и в воскресенье, но прогноз стабильно обнадёживал.

При невозможности выйти на воду, прошлись пешком до нашей старой стоянки, которую обнаружили по случайности 26 лет назад:

После пожара она всё еще выглядит не слишком гостеприимно, но, в принципе, на ней стоять уже можно. Наверное, стоит это как-нибудь сделать и подразобрать дополнительно некоторые завалы вокруг.

Тем временем, волны всё увеличивались...

Я прошелся в сторону скал, на которых мы учили лазать Серегу в его четырехлетнем возрасте. Нашел там сохранившийся черничник:

Казалось бы, что в этом особенного? Однако, эта часть острова серьёзно пострадала от пожара. Когда-то был довольно плотный сосновый лес, а теперь он выглядит вот так:

Брусника в горельнике растёт неплохо, а вот черника практически полностью исчезла. Как мы узнали на экотропе в прошедшем походе, лес полностью восстанавливается лет за 300. Возможно, это и преувеличение, но за 14 лет после пожара восстановилось пока что не так много.

Через некоторое время мои спутницы тоже прошлись до тех же скал. Слева за ними виден мыс Куркиниеми с маяком. В штормовую погоду обходить его особенно опасно, поскольку там частенько накладываются друг на друга волны, идущие с разных направлений, и форма волн напротив мыса получается совсем непредсказуемая.

Как потом выяснилось, в тот день как раз неподалёку разбилась лодка с тремя рыбаками. Пишет волонтёр отряда добровольных лесных пожарных (их лагерь располагается уже много лет на островке по соседству - справа в кадре):

Яркий пример, как просто и легко можно получить ПСР при перемене погоды. Нам сообщили, что трое "синих" мужиков-перевёртышей подобраны в "открытке". Живы-здоровы, сейчас их отогревают у костра в заливе "Кочерга" (Егор с "Норда"). Он сообщил, что мужики просятся на Кильполу и мы готовы их отвезти, правда шхерами. Наша лодка уже вышла - взяла спасики, горячий чай и перекус, тёплые вещи, тент.

Волна в открытой Ладоге под два метра. Ребята отзвонились на базу - при входе в "Кочергу" видят разбитую лодку в прибое...

Каждый год на Ладоге гибнут люди - это не самоубийцы и не старые, больные люди. Они просто не рассчитали свои силы или не учли погодные условия. Они все хотели жить. Часто алкоголь и безалаберность "помогают" случится беде.

Пожалуйста, не испытывайте судьбу! Подумайте дважды - стоит ли идти на маленькой лодке в шторм, даже если очень нужно?! Неужели ваши деньги и планы дороже ваших жизней?!

И вот сейчас ребята сообщили, что встретились с пострадавшими, пьют чай, готовятся выйти на Кильполу. Удачи нам всем. А ведь только несколько минут назад мы как раз планировали лодочный урок на волне...

К счастью, прогноз погоды не соврал, и уже к вечеру субботы ветер начал стихать. Волны улеглись к ночи, а утром все встали с отличным настроением. Посмотрели на самолёты, летящие на парад:

Фото (с) Никиты Никитина

Отметили символически день ВМФ:

И отправились по спокойной воде за тот самый мыс Куркиниеми на остров Есусарет, который мы посещаем каждый раз, оказываясь в этих местах.

Еще три года назад через этот пролив можно было пройти по мостику...

Часовня, перенесённая на остров для съемок фильма "Запрет", тоже потихоньку разваливается:

Традиционный кадр "Машка со спины" :).

Благодаря хорошей погоде, мы спокойно вернулись в лагерь, пообедали, собрались, дошли до турбазы "Воронов форпост", разобрали байдарки, просушили их как следует, упаковали и отъехали в сторону дома. Описанные действия уложились часов в пять. Поскольку воскресные пробки уже рассосались, мы решили ещё и поужинать по дороге. Как раз в Лосево есть замечательный ресторанчик, где кормят не слишком дорого и весьма вкусно. А после еды можно прогуляться к порогу и посмотреть на бегущую воду:

Когда-то мы на наших байдарках сплавлялись по этому порогу сверху вниз. Брр! Хотя и сейчас ничего с нами не случилось бы, повторять уже не хочется. И кто-то говорит, что мы всё еще ушибленные на всю голову! Ложь и клевета!