Пользуясь длинными праздниками, съездили с Машкой и друзьями на двухдневную экскурсию от
"Цветов севера". Посмотрели на замечательные деревянные храмы в красивейших местах. Оказались в настоящей зиме на короткое время. То есть, чУдно провели два дня. С погодой исключительно повезло. В то время, как в Питере шел дождь, в посещенных местах в основном было сухо, а под конец пошел снег. Фотографий выкладываю аж 39 штук!
.
Основной темой экскурсии было русское деревянное зодчество. Наш экскурсовод Виталий, как и принято в "Цветах севера", закончил истфак СПбГУ. Кроме того, он темой явно занимался давно и с интересом. Большинство объектов обычно закрыты для посещения, но для данных экскурсий по личному знакомству делаются исключения, и мы заходили не только в сами церкви и часовни, но и на колокольни забирались.
Первая остановка, тем не менее, была сделана в Александро-Свирском монастыре. Там все строения каменные, но, во-первых, при монастыре есть неплохое кафе, где удобно было накормить обедом полный автобус путешественников, а, во-вторых,
история основания монастыря как бы задает тон всему последующему путешествию. После вкусного обеда у нас было примерно потлчаса, чтобы пробежать по территории.
Монастырь делится на две части: Преображенскую
и Троицкую
В Троицкий собор можно попасть только с монастырскими экскурсиями, так что на замечательные фрески мы смотрели через окна. Ну и ладно. Основная-то цель не здесь...
Первой остановкой по главной теме экскурсии стала деревня Важины на речке Важинка. На противоположном берегу можно было видеть
Воскресенскую церковь.
Эта церковь бездействовала только короткое время до войны. Во время финской оккупации церковь снова открыли, а после уже закрывать не стали. Правда, от первоначального облика в ней мало что осталось. В XIX веке шатровые купола заменили приземистыми, сруб обшили. Церковь стала издали выглядеть как каменная, что считалось более красивым и достойным. Историки, конечно, огорчены, но для действующей церкви надежная крыша важней аутентичности, так что тут интересы историков и РПЦ не вполне совпадают.
Еще через полчаса по грунтовке мы попали в деревню Согиницы. Несколько лет назад в деревне оставалась единственная старушка, у которой хранились ключи от Никольской церкви. Сейчас там живут уже целых шесть человек. Район пытается снова оживать...
Первым делом при выходе из автобуса мы натыкаемся на остатки строений, поставленных для этно-фестиваля, проходившего здесь в июле.
И там видны... КАЧЕЛИ!!! Среди нас есть ярая фанатка качелей, которая хватает Машку и занимает качели, пока нерасторопные дети не сообразили, что к чему.
Качели настоящие, и через некоторое время Машка просит пощады. Тем более, что и дети к ним подтянулись, и о главной цели остановки вспомнить не грех. А главная цель -
Никольская церковь:
Ее реставрировали в 70-х годах молодые энтузиасты. Кровлю заменили неплохо, а вот крест почти сразу же упал. Церковь старая, с притвором. В притворе народ мог собираться перед службой и общаться спокойно. Говорят, некоторые специально приходили за несколько часов до службы, чтобы обменяться новостями. После бунта Пугачева строить притворы запретили, чтобы народ не собирался лишний раз. Но в глухих северных землях за этим не слишком строго следили.
С колокольни вид шикарный:
Если отойти дальше по дороге, то цековь практически прячется среди здоровенных елей:
Этот дом привлекает внимание всех туристов.
Он не выглядит очевидно заброшенным, но как в нем жить - трудно представить...
Следующая остановка уже в сумерках. Экскурсоводы страшно огорчены переводом часов: час светлого времени съеден. В этом я их понять могу, но лично мне больше всего нравится именно нынешнее положение вещей :). Остановились мы у деревни Заозерье и прошлись пешком до Вачозера. Там стоит действующая
Петропавловская часовня:
Вскоре после этого окончательно стемнело, и на следующих двух остановках в
Посаде и
Волнаволоке фотографировать на мою мыльницу было бесполезно.
На ночь остановились в Подпорожье в гостинице "у Максимыча". Гостиница оказалась вполне приемлемой по уровню комфорта. Мелкие ляпы в отделке, конечно, легко обнаруживались, но в целом довольно уютно. Машка говорит, что на аналогичной экскурсии в Сортавале гостиница была - ужас-ужас. А здесь - просто шик.
Утро выдалось морозным и почти ясным:
Первая остановка была в селе Гоморовичи у
Никольской часовни.
Через Гоморовичи проходил Архангельский тракт, и с некоторой вероятнойтью Михайло Ломоносов вполне мог заходить в эту часовню по дороге в Москву из своих Холмогор.
Снега вокруг еще нет - только иней. Но ощущения совершенно зимние. А вот и совершеннозимняя Машка в чистом поле:
Далее дорога шла в поселок Вознесенье к парому через Свирь.
В 1968 году здесь стоял стройтряд "Онега", в котором работали мои родители. Только тогда они еще не были родителями. Да и поженились только через год...
Паром причаливал на наших глазах, но по расписанию его отправление ожидалось еще через полчаса, и экскурсовод предложил осмотреть местные памятники. Что-то внутри меня сопротивлялось уходу от причалившего парома, но экскурсовод в этих местах далеко не в первый раз, так что все пошли.
Первым делом в глаза бросается мемориал жителям Вознесения, погибшим в годы войны. На относительно небольшой поселок их набралось немало. Да и выполнен мемориал с душой:
Но с точки зрения искусствоведа гораздо интереснее бюст Ленна, находящийся поблизости:
Постамент к этому бюсту был сделан по собственной инициативе и плану рабочими местного завода. В результате получился весьма оригинальный уникальный памятник. Не просто Ленину, но и духу времени в какой-то степени.
Вернувшись к пристани, мы обнаружили отчаливший паром с нашим автобусом на борту. Группа настолько ошалела, что даже поначалу не запаниковала. Воспользовавшись паузой, экскурсовод позвонил водителю и выяснил, что паром сразу вернется, и в следующий раз таки отчалит по расписанию. Таким образом, у нас оставалось время еще погулять по окрестностям. На практике Виталия подобных казусов раньше не бывало...
Здесь Свирь вытекает из Онежского озера:
В магазине не вполне привычные городскому жителю сорта рыбы:
Вот, наконец, и паром подошел...
По конструкции он должен бы ходить туда-сюда без разворота, но одна из двух аппрелей была наглухо закрыта, а вторая наоборрот поднималась на символическую высоту. Так что, в результате паром каждый раз разворачивался, и на берег машины съезжали задним ходом. Добро пожаловать в воды Свири:
На другом берегу путь наш лежал в деревню Гимрека, что традиционно означает "река" на вепском и русском языках подряд. Это самая дальняя точка путешествия, и тут находится
Рождественская церковь.
Здесь мы попали уже в настоящую сельскую зиму. То есть, в Вознесеньи снег тоже имелся в достатке, но там было многовато домов, движения. А вот именно здесь ощущение зимы стало полным. Автобус остановился на заметном расстоянии от церкви, чтобы мы могли получше прочувствовать обстановку.
Вот этому дому порядка 300 лет:
Крыльцо, конечно, новое, а сруб старый, и на наличниках - традиционные вепские узоры.
А это - русский дом:
У вепсов подклети (нижний этаж) часто бывали жилыми, и дома получались двухэтажные. В больших старых русских домах подклети использовались для хозяйственных нужд и окон не имели. В нормальную зиму эти окна все равно бы засыпало снегом.
Постепенно церковь становилась видна все лучше...
Вот она какая...
От этой церкви у меня осталось самое светлое впечатление. Вероятно, из-за удачного сочетания с погодой и окружающими пейзажами.
На обратном пути остановились в деревне Щелейки. На подъезде установлен поклонный крест:
В самой деревне стоит церковь
Дмитрия Солунского (Мироточивого):
Все увиденные деревянные церкви во многом похожи друг на друга, но при этом каждая чем-то отличается. В этой, например, есть крытый проход в колокольню:
Хоть это и не самая старая из посещенных церквей, но состояние ее несколько хуже, чем у других. Ее так же реставрировали в 70-х годах, как и церковь в Согиницах. С нее так же потом упал крест. Но срочная реставрация требуется снова, и прямо сейчас она начинается.
В той же деревне мы и пообедали. Обедом кормил живущий в Щелейках рыбак, который выстроил большую веранду и по заказу готовит еду для подобных туристических групп. Однако, даже на большой веранде не могли поместиться более двадцати человек одновременно, так что ели в два захода. Наш заход был второй, и после осмотра церкви мы в ожидании своей очереди на еду прошлись на берег Онежского озера. К тому моменту мы уже изрядно нагулялись по морозу, а свинцовые волны тепла не добавляли. Пришлось воспользоваться остатками Немирова с перцем.
Жить стало легче :). И это было удачно, поскольку на веранде оказалось так же холодно, как и на улице. Разве что, не дуло :). Однако, накормили вкусно, и мы с удовольствием переместились в теплый автобус.
К переправе подъехали практически к подходу парома. На этот раз переехали вместе с автобусом без проблем, после чего направились к последней (как тогда казалось) остановке нашей экскурсии. Это была
Георгиевская церковь в Юксовичах.
Это одна из трех самых старых деревянных церквей, сохранившихся в России. Сейчас, правда, есть сомнения в датировке ее постройки, и вместо 1496 года всплывает 1525, но для деревянного сооружения это все равно потрясающе. Церковь построена из сосен, росших в тяжелых условиях. Годовые кольца у них расположены очень близко друг к другу. Кроме того, в церкви очень хорошо продумана вентиляция, и постоянно гуляющие здесь сквозняки основательно просушивают бревна. Тем не менее, дерево выглядит до сих пор настолько хорошо, что церковные служители склонны видеть в этом вмешательство высших сил.
Пока мы осматривали церковь снаружи и изнутри, снег повалил плотнее. Но даже в такую погоду это место смотрится очень гармонично.
Усталые и полные впечатлений вернулись мы в автобус, чтобы двинуться из зимы обратно в слякотную осень. По стандартному плану нам предстояло всего лишь вернуться в начальную точку путешествия, но до Разметелево доехалось бодро, время еще оставалось, и экскурсовод Виталий устроил всем сюрприз. В Разметелево автобус свернул с Мурманского шоссе и направился в Невский лесопарк. Там находится
восстановленная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Ее мы осмотрели только издали, но впечатление все равно остается сильное. Надо будет как-нибудь туда добраться днем. По пути Виталий объяснил, почему такое восстановление имеет смысл даже с точки зрения специалистов. Оказывается, все постройки, воссозданные в Невском лесопарке, были изготовлены с использованием аутентичных технологий (топором) с точным соблюдением всех размеров и деталей. Конечно, правильнее было бы воссоздавать утраченные объекты на их исконных местах, но деревянные сооружения при наличии понимания такой необходимости можно и перевезти. Сейчас такого понимания нет, и в этих условиях лучше сделать точную копию в доступном месте, чем не делать ничего.
В конце концов, мы благополучно вернулись в начальную точку, а потом и домой. Два из четырех выходных однозначно удались!