Разговор о казанской повести
"Продавец счастья" и прочем литературном краеведении захотелось слегка проиллюстрировать - видно, дает себя знать кровь топографов и землеустроителей :)
Сложилась у меня маленькая карта литературного Поволжья: скромная, маломасштабная, только по запомнившимся детским книгам. Наверняка за ее пределами осталось много других достойных имен, но что делать - это частный взгляд, взгляд извне, и он, безусловно, страдает ограниченностью.
Начну с Казани: помимо повести Кожевникова, тут еще россыпь названий:
Адель Кутуй
"Приключения Рустема", фантастическая повесть о человеке-невидимке на Великой Отечественной войне. Заинтересовала как литературный анекдот и удивила неожиданно искренним чувством. Жаль, автору не суждено было ее дописать.
Татьяна Поликарпова, трилогия о Даше Плетневой - "От весны до осени",
"Две березы на холме" и "Было - не было". Тонкие, деликатные книги о взрослеющей девочке. Первые две части памятны многим по публикации в "Пионере".
Анна Гарф, москвичка, в войну эвакуированная в татарское село и написавшая повесть
"Кожаные башмаки" о его людях, о чудесном мальчишке Миргасиме, который за год проходит путь от ребенка до мужчины.
Софья Радзиевская, хорошая писательница и отважная женщина, чья
жизнь достойна отдельного романа. В центральных издательствах ее книги выходили редко. Сейчас переиздали пару повестей -
"Болотные робинзоны", "Остров мужества". Хорошо бы дошел черед и до ее книг о животных.
Выше по течению - Ярославщина. Монументальное, дотошнейшее описание деревенской жизни в канун Первой Мировой и последующие годы в книге Василия Смирнова
"Открытие мира". Просто утопаешь в подробностях ушедшего быта, былых традициях, забытых забавах.
Галина Остапенко "Я выбираю путь" - костромская юность в начале двадцатых. Иринка, дочь дворянки и красного командира, мечется меж двух миров. Привычное окружение с роялем, беседами на французском, воспитанными мальчиками-скаутами, кружевными барышнями с голодными тенями под глазами, старательно делающими вид, что ничего не изменилось. И "соседская" полуграмотная Маша, живой огонек, бесстрашная, щедрая. Ради нее, ради горькой памяти о ней Иринка делает свой выбор.
Малоизвестная повесть магаданской (!) писательницы. В Костроме она жила по меньшей мере в 1942 - эвакуировалась из Ленинграда, возможно - к родственникам. Жаль, доступных биографических сведений об Остапенко немного, трудно судить, насколько книга автобиографична.
Горьковская трилогия о Нижнем, куда ж без нее. Давящая, тяжелая книга, а в детстве затягивала.
Нижегородский писатель Варлаам Рыжаков родом из деревни под Кстово. О деревенском детстве у него честная и печальная повесть "Скупые годы" и прелестная история
"О Гриньке, о Саньке и немного о девчонках". Хороший писатель, достойный большей аудитории.
"Путешественники" Константина Кислова из старинного села Юрино с затейливым замком - барским капризом. Славная повесть на оригинальном материале.
Чебоксарская писательница Маргарита Фадеева знакома многим по "революционной" сказке
"Приключения Петрушки", написанной в соавторстве с мужем, Анатолием Смирновым. Идеологический посыл в ней довольно прозрачен, но до меня любые подтексты доходят не с первого раза, и изжоги от "Петрушки" я не испытываю. Тем более, что плутоватому Петрушке и положено быть возмутителем спокойствия. Половину обаяния книги составляют иллюстрации Л.Владимирского.
В
"Динке" Осеевой место действия не названо - просто "дачи" и "город". Город - Самара. Процитирую комментарий
murmon: "в Самаре описано дачное место - Барбашина поляна. А сейчас это уже часть города и называется поляна Фрунзе. Там же её мама ездила в город "на службу" на пароходе "Гоголь".
Для меня "Динка" была и остается повестью не о семье революционера, а о скрытой от взрослых жизни ребенка, по-своему трудной и драматичной.
Действие некогда популярной повести Андрея Вятского "Лидка-чапаенок" разворачивается лет на десять позднее. 1918, Самару осадили белочехи, бойкая девчушка Лидка из рабочей семьи помогает раненым красноармейцам. Позднее она станет ординарцем Чапаева, будет участвовать в боях, за храбрость получит от комдива золотые часы...
Приключения Лидки Лагуновой - не вымысел, ее прототипом послужила юная героиня Гражданской войны Лидия Ягунова.
Короткие ироничные истории
братьев Бондаренко - полусказки, полубасни с традиционным анималистическим набором и выразительным языком. Кое-что выходило в центральных издательствах, но больше в Куйбышеве.
Между Самарой и Сызранью проходит бесшабашная
"Кругосветка" Сергея Григорьева. Почти забытый сейчас, к сожалению, писатель.
"Детство Ромашки" Виктора Петрова в советское время издавалось регулярно, ибо о взрослении в революционную эпоху. Честно говоря, из всего этого запомнилась только история несчастного Лазурьки, затоптанного толпой, быт обитателей села Балаково и иллюстрации К.Безбородова.
У мордовского писателя Василия Виарда наибольшую известность получила повесть "Приключения Кеши", о пареньке из таежной сибирской деревни. Материал для нее, надо думать, был накоплен в ссылке - в 1937 Виард был арестован и осужден по делу о так называемом Мордовском право-троцкистском, буржуазно-националистическом террористическом блоке. Приключенческая часть повести несколько монотонна, а бытописательная хороша.
А вот
"Шумный брат" Якова Пинясова мне нравится без всяких оговорок. В повести чуть сказочная, лукавая интонация - герой ее прямодушен, честен и доверчив, и нашли-то его в капусте, и жил он счастливой находкой у бабушки-дедушки, пока не пришлось отправиться на учебу в город, где ждет его немало обид от людей злых и хитрых, и даже тюрьма по вражьему навету. А вообще-то он мальчик из мордовской деревни, плохо говорящий по-русски и только начинающий самостоятельную жизнь.
Дилогия Ольги Клементьевой
"Яник, Таня и собака Жолька" и "Чудесная звездочка" стала для меня маленьким открытием. Балаково, Петроград, Москва, Рузаевка, Саранск - печальная и трогательная одиссея брата и сестры, идущих в свое вымечтанное Медаево, где их ждет, может быть, дом и покой. И опять, опять, почти полное отсутствие сведений об авторе.
Саратовская писательница Галина Ширяева известна лучше, ее повести "Человек Иван Чижиков" и "Гюрги-Дюрги-Дюк" выходили в Москве. Мне больше нравится ее
"Возвращение капитана" - более камерная, чуть сентиментальная и романтическая повесть.
Еще одна саратовская писательница, Валентина Мухина-Петринская, уроженка Камышина. Писала о первопроходцах, романтиках, идеалистах. Советский романтический реализм, крепкая юношеская проза с жизнеутверждающей интонацией, хотя с самой писательницей жизнь обошлась
сурово.
В лиричных
"Сазанах" К.Федина мальчишки тайком от родителей отправляются на рыбалку в изобильные Беленькие. Теплый осенний денек, свобода, восторг и легкий испуг от собственной дерзости и чувство облегчения, когда маленькое приключение заканчивается благополучно.
Через Волгу от Саратова - город Энгельс, бывший Покровск из "Кондуита и Швамбрании". На обложке
первого издания лихие гимназеры радостно жгут обломки старого мира - и швамбранского и российского. Точка, и ша.
Документальная повесть
"Дети Сталинграда" Лили Сорокиной и художественная
"Дети Ивана Соколова" Владимира Шмерлинга правдивы и страшны. Тяжелое, но нужное чтение.
Волгоградец Юрий Мишаткин известен как автор книг о чекистах и документальной повести "Письма без марок", основанной на фронтовых письмах Гули Королевой. А еще он писал веселые пьесы и книги для детей. Драматургический опыт хорошо заметен в забавной повести "Львы засыпают на рассвете", герои которой переживают череду комических ситуаций, путешествуя на барже-передвижном зоопарке - культура в массы на водах.
Школьник
Миша Гринин написал свою маленькую
повесть о путешествии на пароходе из Волгограда в Ростов с проказливыми братишками и потерявшейся мамой, когда ему было пятнадцать. Повесть простенькая, но симпатичная, очень неплохая для восьмиклассника. Больше Миша ничего написать не успел - он погиб в результате несчастного случая вскоре после выпуска.
Пройдусь чуть-чуть по Волжскому бассейну:
"Повесть о рыжей девочке" Будогосской - о старом Сарапуле. Выше по Каме и на тридцать лет позднее разворачивается действие повести Анастасии Перфильевой
"Далеко ли до Сайгатки". Не самые любимые книги, но связанные с ними маленькие литературные расследования показались интересными.
В Перми альманах
"Оляпка" собрал созвездие имен: Домнин, Кузьмин, Воробьев, Фейерабенд, Давыдычев, Трутнева. Одна из самых любимых детских книг.
Еще одна нежно и преданно любимая книга -
"Олень - золотые рога" вятского писателя Леонида Дьяконова. Переиздавалась несколько раз, но давно. Сейчас о ней издатели не вспоминают, а жаль.
В
"Неделе приключений" предвоенные мальчишки из маленького провинциального городка с "почти судоходной" речкой Сужей мечтают о подвигах, путешествиях и приключениях. Что ж, мечты сбываются.
Неплохая и практически неизвестная повесть владимирца Льва Парфенова.
Где-то рядом путешествуют юные артельщики из повестей Ивана Симонова
"Солнечные терема" и
"Охотники за сказками". Сказок как таковых у Симонова почти нет, зато есть искренняя, горячая любовь к своему заповедному лесному краю .
Автобиографическая повесть Любови Воронковой
"Детство на окраине" - о Москве ушедшей, почти не сохранившейся, оставшейся разве что в воспоминаниях и фотографиях. Воронкова в юности мечтала стать художницей, училась в Суриковском. Цепкий к деталям взгляд сохранила на всю жизнь.
Иван Панькин родом из пензенского села, но покинул его совсем юным, много скитался, редко бывал счастлив, но жизнерадостный, несколько простодушный взгляд на мир не потерял. О своем прихотливом детстве написал повесть
"Начало одной жизни". Односельчанам посвятил отдельную главу, с колоритным, слегка насмешливым описанием зареченских тутурок и суходольских швачей. Хорошая книга.
Совсем на краю карты приютилась калужская повесть Леонида Жарикова "Судьба Илюши Барабанова" - заключительная и самая мирная часть трилогии о детях в Гражданской войне. Сейчас от таких книг шарахаются - там четкая грань "свои-чужие", там автор нисколько не политкорректен и не веротерпим, там отрекаются от старого мира решительно и беспощадно и - искренне. Многие вспоминают, что в детстве любили эту книгу, а сейчас она
видится иначе. За возможность увидеть иначе и ценю.