Уплыть за край заката и достичь вечерних звезд, пока еще я жив

Dec 07, 2013 16:36

Когда-то давно статья в польском журнале привлекла меня именем Джона Хьюстона, а открыла Малькольма Лаури - англичанина, большую часть жизни прожившего вне Англии, много пившего, еще больше писавшего, но опубликовавшего всего один роман - "У подножия вулкана". Он выходил на русском в серии "Мастера современной прозы". В нем очень много слов, мало персонажей и всего один день жизни - День Мертвых, странный мексиканский праздник торжества смерти. Мучительная книга о плохом хорошем человеке, которому невыносимо, смертельно тошно от себя самого. Один из лучших англоязычных романов 20 века. Самые известные цитаты из него - на испанском:
"¿Le gusta este jardín, que es suyo? ¡Evite que sus hijos lo destruyan!" - Вам нравится этот сад? Он ведь ваш. Так смотрите, чтобы ваши дети его не погубили!
"No se puede vivir sin amar" - Невозможно жить без любви

В том же серийном черном томике была повесть "Лесная тропа к роднику", совсем небольшая. Вообще-то Лаури часто утомительно, избыточно многословен, и продираться сквозь бесконечные вербальные сплетения "У подножия вулкана" - задача не из легких. Но "Тропа" легка как дыхание. Вернее, как музыка - изящная, немного сбивчивая джазовая импровизация, безмятежно-счастливая мелодия тихого августовского дня. Узкая лесная тропинка, два человека - муж и жена, и их кошка, вприпрыжку бегущая рядом.

Джазист, забросивший свое ремесло, поселился с молодой женой на побережье тихоокеанского фиорда, среди пустующих большую часть времени дач и редких рыбацких домиков. Соседи немногочисленны и ненавязчивы, лес тих, а взморье изменчиво, и, может быть, впервые жизнь оказывается проста, чиста и блаженна, и этого достаточно. Достаточно.

"Сперва мы решили остаться здесь лишь до конца сентября. Но лето словно только начиналось, и вот уж подошла середина октября, а мы все не уезжали и по-прежнему ежедневно купались. Настал и конец октября, но все еще сияло, золотилось бабье лето, - а к середине ноября уже было решено зимовать...
Пришли первые заморозки и посеребрили бревна, прибившиеся к берегу, а когда купаться стало слишком холодно, мы заменили плавание прогулками по лесу, по ледяным кристалликам хрустящим под ногой, как леденцы. Затем наступила пора туманов; туман, случалось, падал на деревья инеем, и лес становился хрустальным."













В этой почти райской, монашеской умиротворенности, в ежедневных походах к роднику по лесной тропе к герою возвращается музыка: немного причудливым способом, через музыку слов и опыт счастья.




Лаури умер в 48 лет от лютой смеси алкоголя и барбитуратов. Несчастный случай - по заключению медэксперта. Самоубийство - по общему мнению. От автора романа об отчаянии, боли и неприкаянности другого и не ожидали. Хотя роман был закончен еще в 1945, а "Тропа" - о последних десяти годах жизни потом, после Джеффри Фермина, - кода и благословенный Элизиум в задуманном Лаури цикле произведений "Путешествие без конца", в котором "У подножия вулкана" должен был быть всего лишь одной из промежуточных частей.

А музыка у меня здесь не из "Тропы". Нет. Просто так захотелось. У Лаури звучал бы Бикс Бейдербек. Для меня пусть будет Компай Сегундо.

Вам нравится этот сад?..
Невозможно жить без любви...

image Click to view



что там у него в карманцах?, автора!

Previous post Next post
Up