Люблю небанальные памятники. Интересная городская скульптура не редкость, а вот с памятниками знаменитостям сложнее - мешает диктат традиции. Тем отраднее встретить отлитое в бронзе живое чувство.
Антонио Гауди увековечен многими и в разных местах. Родной город, Реус, к 150-летию со дня рождения знаменитого архитектора установил памятник не классику, но человеку - нелюдимому ребенку, игравшему в одиночестве.
отсюда Сквер дель Поньенте в Вальядолиде украшает двойной памятник - уроженцам города Хорхе Гильену и Росе Часель. Оба из знаменитого "поколения 1927 года": Гарсиа Лорка, Рафаэль Альберти, Мигель Эрнандес, Хорхе Гильен, Луис Сернуда, Висенте Алейсандре, Педро Салинас, Херардо Диего, Дамасо Алонсо... Знаменитого, к сожалению, только для испанцев и испанистов: Лорку у нас переводили довольно интенсивно, остальных - скудно. Стихи Гильена еще можно найти, прозу Часель - вряд ли.
Старик помогает внуку запускать кораблики. Мальчик постарше задумчиво наблюдает за ними. У корабликов имена "Cantico", "Clamor" - это названия стихотворных сборников Гильена. Надпись на книжке в кармане у старика: "Jorge Guillen. 1893-1984". Старик пристально смотрит не внука и не на кораблики, а на мальчика на той стороне.
"Куда подевался мальчик, которым я был когда-то?.." Но нет, это чужие стихи чужой страны. Гильен писал не так, хотя и о том же.
Речкa, что кaчaлa
былое в тени,
ты кудa умчaлa
минувшие дни?
Все, что прежде жило,
под всплески веслa
нa берег сложилa,
с собой унеслa?
<...>
Все ушло зa реки,
зa мост у прудa.
Нaвсегдa, нaвеки
остaлось - всегдa.
На небольшой террасе над сквером присела на скамейку пожилая сеньора. Пальцы слегка сжимают розу. Рядом - забытая книга. Роса Часель.
Великая Маргарита Ксиргу в костюме Медеи стоит за кулисами римского театра в Мериде. Публика глазеет на эффектную сцену, не обращая внимания на фигуру у античной стены. Памятник не напоказ. Представление окончено.
В шведском Хельсингборге представление в самом разгаре. Играют "Гамлета" перед местным театром. Вдали чуть-чуть виднеется датский Эльсинор. Зрители застыли в ожидании. Говорят, Шекспир задумывал "Гамлета" как фарс - с учетом комплекции ведущего актера, который был "тучен и одышлив". Трагедия - для юношей бледных со взором горящим. Толстяк, рвущий страсти в клочья, увы, смешон.