томские деревянные дома обследуют немецкие специалисты

Nov 18, 2008 08:26

В Томск уже несколько лет приезжают специалисты из немецкого технического университета Карлсруэ. Предмет их интереса - старинные деревянные постройки конца 19 - начала 20 века. В Германии уже двадцать пять лет работают специальные программы сохранения деревянной архитектуры, причём у рациональных немцев история работает на современность: в Европе бум деревянного жилого строительства, а старый деревянный дом рассматривается специалистами как своеобразный банк информации, которую можно использовать в современном строительстве .

Это инновационный подход по-немецки.

Когда немцы впервые увидели Томск, их реакция была, не побоюсь этого слова, восторженной. И качество и количество деревянных зданий они оценили очень высоко. В Томске тогда только-только взялись за Елань, губернатор на всех углах говорил, что задача сохранения деревянной архитектуры является одной из приоритетных - и у немцев были какие-то иллюзии относительно возможности сотрудничества и обмена опытом. Никакого сотрудничества и обмена опыта не получилось, и дальше чиновничьих обещалок дело не пошло. Чиновники своих обязательств по обеспечению проживания специалистов, приезжающих в Томск, не выполняют или затягивают. Аналогичным образом дела обстоят с архитектурным естеблишментом: ни Томский строительный университет, ни проектный институт Сибспецпроектреставрация немецким двадцатипятилетним опытом и уникальными "неразрушающими" методиками обследования деревянных домов не заинтересовался. В ТГАСУ куратору по работе с Карлсруэ А.А.Дульзону было прямо сказано, что "нас наука не интересует, мы деньги зарабтываем".

Это инновационность по-российски.

Тем не менее, немецкие специалисты продолжают к нам приезжать, благо им хотя бы не запрещают заниматься исследованием томских деревянных зданий. В последний приезд, когда в очередной раз "завис" проклятый вопрос, где взять эти несчастные сто тысяч рублей. чтобы поселить на месяц двадцать немецких студентов, решено подумать, как надалить сотрудничество с немцами без чиновников.  Может у кого-нибудь есть идеи по этому поводу?

Кстати, проект восстановления, выполненный проектным институтом "Сибспецпроектреставрация" (и как правило выполненный халтурно, подрядчики постоянно жалуются на ошибки проектировщиков) стоит от 500 до 1.500 тысяч рублей. Свои проекты восстановления, а также результаты своих обследований конструктивных особенностей, технического состояния, возраста древесины и  теплового режима деревянных довов немцы пока готовы предоставлять бесплатно.

Выкладываю здесь прошлогодний доклад А.А.Дульзона о работе немецких специалистов на томских деревянных зданиях, прочитанный на Губернаторском областном совете по сохранению деревянной архитектуры. Альфред Андреевич уже четыре года курирует сотрудничество с Карлсруэ. В последний приезд, из-за ставших хроническими чиновничьих проволочек и подстав, он вынужден был заплатить за проживание немцев из собственного кармана. В городской администрации обещают "компенсировать".

Работа архитекторов из Германии
Выступление профессора ТПУ А.А. Дульзона на Областном совете по сохранению деревянной архитектуры.
Немецкие специалисты о деревянной архитектуре Томска.

1. Введение

ТПУ в течение многих лет развивает сотрудничество с одним из лучших технических университетов Европы - университетом Карлсруэ (Германия, Земля Баден-Вюрттемберг). В рамках этого сотрудничества специалисты архитектурного факультета университета Карлсруэ провели в Томске два семинара по сохранению исторических объектов, а также провели экспертизу состояния деревянного здания на ул. Кузнецова 17. Следует подчеркнуть, что уровень приезжавших экспертов (проф. Пфайфер, д-р Эккерт, д-р Шпекхард) весьма высок. Они имеют 15-летний опыт выполнения программы сохранения исторических объектов, в рамках которой они не только провели многочисленные исследования и экспертизы объектов в Германии, но также провели экспертизу мостов Ленинграда, а также приняли участие в разработке проекта реставрации церкви на Невском проспекте.
Германия, как и мы сейчас, также пережила период массового сноса старых зданий и замены их современными после поражения во второй мировой войне. Немецкие архитекторы объясняют это стремлением быстрее расстаться с нацистским прошлым, а также с влиянием американцев.
Однако через 15-20 лет после войны интеллектуальные круги общества забили тревогу и заговорили о потере национальной самобытности и потере ощущения родины. В результате был принят целый ряд законов, защищающих исторические объекты, а также создающих льготный налоговый режим для тех, кто приобретает, реконструирует и содержит такие объекты.

2. Общие впечатления и соображения немецких архитекторов

Исследования, выполненные в рамках программы сохранения исторических объектов, показали, что естественное старение дерева с потерей прочности в зависимости от вида древесины и климатических условий происходит со скоростью от 2 до 6 мм в столетие. Поэтому в Европе срок службы деревянных домов доходит до 500 и даже 800 лет.
Немецкие архитекторы были знакомы с деревянной архитектурой Томска только по книгам. После экскурсий по разным уголкам Томска они были поражены архитектурным богатством города. Они дали весьма высокую оценку культуре строительства конца ХIX - начала ХХ века. Дома прочные, красивые и экологичные. Строения отлично адаптированы к климатическим условиям резко континентального климата.
Гости высоко оценили усилия по сохранению деревянного зодчества Томска и отметили, что если бы удалось предотвратить дальнейшее уничтожение деревянной архитектуры Томска, город был бы вполне достоин защиты ЮНЕСКО.

3. Экспертиза и неразрушающие методы контроля состояния здания

На примере дома на ул. Кузнецова 17, немецкие архитекторы продемонстрировали свои подходы к экспертизе состояния объекта, а также к выработке предложений по его реставрации и последующему использованию.
Основные этапы экспертизы сводятся к следующему.
• Прежде всего производится общий осмотр здания (снаружи внутри) и его окружения.
• Далее собирается вся доступная информация - исходные чертежи, сведения об использовании здания, его реконструкции, исторические публикации. При этом используется как архивная информация, так и информация, имеющаяся у жильцов данного дома и соседних домов.
• С помощью лазера с двумя взаимно перпендикулярными лучами регистрируется современное положение каркаса здания.
• Полученная картина накладывается на исходный чертеж здания.
• Анализируются отклонения. Поскольку в период строительства вертикали и горизонтали всегда тщательно контролируются, отклонения могут свидетельствовать о деформации или потере несущей способности отдельных узлов здания. Зная конструкцию каркаса здания, архитектор может установить ослабленные места.
• Далее намечаются тоски для контроля состояния этих узлов. Практически неразрушающим методом контроля состояния древесины - методом измерения сопротивления сверлению - определяется степень повреждения. Следует отметить, что наличие загнивания еще не означает потери прочности, поскольку большинство балок имеет многократный запас прочности. Поэтому в случае сомнений в отдельных местах сверлятся отверстия для проверки состояния узлов с помощью эндоскопа.
Такая экспертиза позволяет достаточно точно оценить истинное состояние строительных конструкций и до начала реставрационных работ с приемлемой точностью оценить необходимый объем замены элементов здания и, соответственно, стоимость работ.
По зданию на ул. Кузнецова 17 немецкие архитекторы в качестве примера предложили два варианта его реставрации и реконструкции. Один вариант предусматривает его переоборудование под небольшую гостиницу для приезжих иностранных преподавателей. Второй вариант - жилой дом на 6 благоустроенных квартир площадью по 60-90 кв.м. Обращает на себя внимание тот факт, что стоимость реставрации дома, определенная по германским расценкам, не сильно отличается от сметы, представленной томскими архитекторами.

4. Рекомендации, пожелания и предложения

• При реставрации зданий необходимо соблюдать проверенные старые технологии. В частности:
i. Замена пеньковых уплотнений на монтажную пену является ошибкой. Например, уплотнение оконных рам пеной приводит к смещению увлажнения дальше в стену.
ii. Замена деревянных рам на пластиковые нарушает режим дыхания здания.
iii. Форточки обеспечивают существенно лучшее проветривание помещений, чем откидывающаяся фрамуга.
iv. Замена земли на перекрытии изовером также является ошибкой. Это не только нарушает тепловой режим здания, но и приводит к ускорению загнивания балок. При необходимости усиления теплозащиты перекрытия возможна укладка изовера поверх земли, а он в свою очередь должен быть защищен полом.
v. При замене бревен должна учитываться северная и южная сторона дерева (в период его роста).
• Выполненные немецкими экспертами расчеты показали в целом достаточную теплоизоляционную способность стен деревянного здания. В то же время, по их мнению, было бы желательно провести детальное исследование тепловых потоков в здании в течении года с помощью системы датчиков. Факультет архитектуры университета Карлсруэ готов участвовать в таком эксперименте совместно с томскими учеными.
• Эксперты высоко оценили выделение зон сохранения исторической застройки. В то же время они обратили внимание на опасность понимать это как разрешение на снос остальных зданий, не входящих в эти зоны. Это имело бы катастрофические последствия для облика города и, кроме того, экономически не целесообразно.
• По выполненным расчетам стоимость 1 кв. метра восстановления деревянных домов даже по германским расценкам в 1,5 раза ниже стоимости строительства 1 кв. метра многоэтажного кирпичного здания. Такое соотношение получается исходя исключительно из стоимости строительных работ и затрат на долговременную эксплуатацию здания.
• Поэтому если исходить не только из внешнего облика города, но и из необходимости обеспечения людей жильем, то деятельность администрации по сохранению деревянного зодчества уже не выглядит как некая благотворительность, а является экономически обоснованной.
• Понятно, что какую-то часть старых зданий в процессе развития города неизбежно придется сносить или переносить. Однако следует в каждом конкретном случае рассмотреть возможность встраивания даже отдельных деревянных зданий в структуру квартала. Примеры удачного сочетания имеются во всех странах.
• Архитекторы из Карлсруэ предлагают продолжение сотрудничества и готовы поделиться своим опытом. Одним из вариантов могла бы быть совместная работа по одному из домов (желательно без жильцов), по которому совместно с одним из томских архитекторов была бы проведена полная экспертиза, разработан проект реставрации с учетом последующего использования, а затем проведен архитектурный надзор за выполнением работ.

В начале августа 2007 г. снова прибывает группа архитекторов из г. Карлсруэ (ФРГ). Они планируют экспертизу состояния двух деревянных зданий, создание шкалы времени для определения возраста исторических зданий и исследование теплового режима деревянных зданий.

Томск со стороны, технологии реставрации, будни деревянного фронта, проблемы

Previous post Next post
Up