Обсудим создание пешеходных улиц в Томске: Бакунина, Дзержинского... и Советская?

Dec 30, 2014 00:23



На сайте администрации Города Томска появилась голосовалка о создании в Томске пешеходных улиц
http://www.admin.tomsk.ru/db5w/url/0b

В качестве вариантов предложены улица Дзержинского, улица Бакунина и третий на своё усмотрение. Проголосовать можно за оба варианта и ещё предложить свой собственный.

Вопрос о создании в Томске пешеходных улиц обсуждается не первый год, и, наверное, кому-то это уже надоело. Но в действительности каждое такое обсуждение - маленький шаг вперёд. Томску катастрофически не хватает общественных пространств и прогулочных зон - и это главная причина его иллюзорной "тесноты". Между тем исторический центр города в этом отношении обладает просто колоссальными ресурсами, на сегодняшний день совешенно не использованными. По сути, создание пешеходных улиц - это благоустройство и включение в городскую жизнь огромных неосвоенных территорий  Томска, которые сегодня деградируют и гибнут.

Местные власти раскачиваются медленно, но в последнее время всё больше озадачиваются этим вопросом.  Во всяком случае, разработанная недавно стратегическая программа развития Томска до 2025 года ("Наш Томск") уделяет этой теме особое внимание и даже содержит специальный раздел  "Создание общественных пространств города Томска".

Создание общественных пространств - общая задача, требующая заинтересованного участия как власти так и местного сообщества. Если люди не примут эту идею, общественные пространства просто не будут востребованы. Поэтому предлагаю отложить гундёж в стиле "да достали вы со своими пешеходными улицами!", "да где взять денег в наше крымнашистское время", "да ничего у вас не выйдет",  пройти по ссылке и проголосовать. Предлагаю поддержать оба предложенных варианта и задуматься о третьем, дополнительном. Мне кажется, что великолепную пешеходную ось можно было бы сделать из улицы Советской. Аргументы - ниже.

Во-первых, несколько слов о вариантах, указанных в голосовалке.

Вариант I. Улица Дзержинского (Преображенская).


На сегодняшний день это один из самых симпатичных кусочков города - тут вам и Ярлыковский сквер с часовней Преображения Господня и сохранившаяся линия  деревянных домов между Карташова и Нечевским, которые мало-помалу приводят в порядок (отреставрированы одинадцть зданий, и ещё пять объектов будут восстанавливать в следующем году).  Ларьки с Дзержинского рынка в перспективе собираются убирать. Но торговая функция этого участка будет сохранена - под ярморочные, сувенирные и подарочные дела в павильончиках, выдержанных в приличествующем исторической улице архитекторном стиле. В 2015 году планируется разработать проект благоустройства всей улицы от пр. Кирова до пер. Нечевского.

И ещё один немаловажный факт.  В этом году департамент архитектуры провёл уникальный в своём роде  конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции развития квартала в границах Дзержинского, Герцена, Красноармейской, Нечевского на основе сохранения и использования его историко-архитектурного потенциала. Победителем конкурса стала команда, разработавшая концепцию знаменитого 130-го квартала в Иркутске (желающие могут погуглить, реализация проекта имела международный резонанс, широко освещалась и обсуждалась). Проект-победитель рассматривает квартал в контексте превращения улицы Дзержинского в пешеходную улицу от проспекта Кирова до Нечевского с выходом на проспект Фрунзе через Тверскую. С проектом можно ознакомиться вот здесь http://www.admin.tomsk.ru/pgs/2z2

Вариант II. Улица Бакунина (Ефремовская, Воскресенская)


Эту улицу представлять томичам не нужно. Улица, с которой начался Томск, связывающая центральную городскую площадь с Воскресенской церковью и выводящую - через ул. Пушкина и Октябрьскую-Белую - на Белое озеро. Сегодня Бакунина в качестве пешеходной связки не работает - из-за своей заброшенности и запущенности, да и вонючий коллектор на её главном подъёме доставляет. Вообще, это конечно, позорно, что первая улица Томска в таком состоянии. Но в последние два года ею стали мало-помалу заниматься. В 2013-м году туда впервые за последние двадцать лет зашли с капитальным ремонтом - на Бакунина, 19/2. В этом году ведутся ремонтные работы на Бакунина, 11, в следующем зайдут ещё на три дома и дальше по нарастающей. Администрация Октябрьского района прорабатывает вопрос о ремонте булыжной мостовой и подведению к домам центрального отопления и канализации, то есть процесс понемногу пошёл.

Улица нуждается в комплексном решении и часть домов по-хорошему следовало бы вывести из жилого фонда и перепрофилировать под туристическую инфраструктуру. Проекта комплексной реконструкции улицы пока нет. Но предварительных наработок с 80-х годов накопилось очень много. Главное, что улицей, наконец, стали заниматься и проголосовать за неё нужно обязательно.

Вариант III - Советская?

Ну а теперь о заветном.

Улицами Дзержинского и Бакунина заниматься можно, заниматься нужно и, слава Богу, понемногу начали заниматься. Поэтому предлагаю оба варианта поддержать. Но при этом нужно понимать, что обе эти улицы могут стать только локальными пешеходными зонами, к тому же удалёнными друг от друга.

А Томску сегодня необходима ЕДИНАЯ ПЕШЕХОДНАЯ ОСЬ, которая связала бы основные томские достопримечательности и рекреации. Такая ось, если бы она была создана, существенно оживила бы Томск. Город стал бы ощущаться и обживаться совершенно иначе. Мне кажется, что эту роль идеально могла бы сыграть улица Советская, если создать на ней пешеходную инфраструктуру на участке между Новособорной площадью и площадью Батенькова (идеальный вариант - протянуть её до Лагерного сада, но пощадим автомобилистов). Аргументы будут ниже, а пока рассмотрим её в её сегодняшнем состоянии.

4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


Вот такая она сегодня во всём своём запущенном великолепии.

А теперь о том, почему она могла бы стать идеальной пешеходной улицей.

1. Первый фактор - эстетический и психологический.

Хорошо известно, что исторический район города наиболее благоприятен для пешеходных функций: объёмно-планировочная структура старого города формировалась для пешехода и под пешехода. Исторические здания сомасштабны человеку, не давят его, уважительны к нему. Детализация старых зданий, к слову, также разыгрывают эту тему: из машины мы видим город мельком, тут не до деталей. Детали, отделка старинного камня, деревянный декор со всеми его трещинками и морщинками, солнце, играющее на старинном фасаде, узор резьбы, листвы и светотеней - всё это может быть прочувствовано только пешеходом, всё это для неторопливого и вдумчивого всматривания. Так вот, улица Советская, одна из немногих практически полностью аутентичных центральных улиц Томска. Посмотрите на отреставрированную Кузнецова и полуотреставрированную Дзержинского. Да, дома после реставрации заиграли. Но над ними торчат многоэтажки, которые портят весь изюм. Советская на этом фоне - за вычетом двух участков - практически нетронута, там ещё сохранился дух старого города. Кстати, именно из-за того, что она закрыта для транспорта.

Конечно, улица очень запущена и её нужно приводить в порядок. Деревянные здания необходимо по возможности расселять и использовать для создания пешеходной инфраструктуры. Это так или иначе будет происходить, там уже сегодня пять зданий, которые признаны подлежащими расселению и выведению из жилого фонда - главное - чтобы это делалось в рамках общего плана. И чтобы в период подготовки к передаче инвесторам, эти дома были защищены от мародёров. И ещё - очень важно, чтобы после реконструкции улица не утратила свой шарм.

2. Второй фактор логистический. Улица Советская проходит через исторический центр и её благоустройство позволит объединить целый ряд томских рекреаций и достопримечательностей в единый пешеходный маршрут:  от Новособорной площади и Горсада (а если протянуть пешеходную линию на север - то ещё и Лагерный сад) до площади Батенькова - оттуда открывается целый веер: а) к набережной Томи б) к Бакунина и Белому озеру через Набережную Ушайки (или через пер. Кононова, если перекинуть мост через Ушайку в этом месте - а почему нет?) в) к Шишкова и Октябрьской через пер. Батенькова и Аптекарский мост). Добавим к этому - выход к Алексеевскому монастырю через пер. Нахановича, выход  к кинотеатру, Областному художественному музею и Тюзу через него же и выход в Татарскую слободу через переулок Беленца. А если тянуть пешеходную линию на север, Советская выводит на отреставрированную Елань (улица Кузнецова), и на маршрут на Красноармейскую и Дзержинского через улицу Герцена.

Кстати, создание такой оси могло бы стать толчком к наведению порядка в запущенных "деревянных" районах Болота, Татарской слободы и районов, прилегающих к Белому озеру. Сегодня исторический центр разорван. Соединение его пешеходной осью создаёт условия для системной работы по его благоустройству и его включению в жизнь Томска.

И ещё один дополнительный бонус.

Трамвайная линия, которую в случае превращения улицы Советской в пешеходную обязательно нужно будет сохранить.


Совмещение пешеходного движения с трамваем - распространённая практика в европейский городах. Почему бы не сделать это на Советской?

Цитата из википедии:

"Сейчас трамвайно-пешеходные улицы имеются в подавляющем большинстве городов Европы, где сохранилось и развивается трамвайное движение, и список городов с трамвайно-пешеходными улицами постоянно растёт. Многие новые современные трамвайные системы, открытые с начала 1990-х гг., включают в себя концепцию уже не отдельных улиц, а трамвайно-пешеходного центра в целом. Пионером такой концепции в новом градостроительном планировании стал французский Страсбург."

Несколько примеров трамвайно-пешеходных улиц:

18.


19.


20.


21.


Короче, думайте сами, решайте сами. Ссылка на голосование http://www.admin.tomsk.ru/db5w/url/0b

Ещё раз напоминаю, что голосовать можно за все три варианта (включая свой собственный)
(пост размещён http://chur.gorod.tomsk.ru/index-1419839361.php)

Дворянская зона, Советская

Previous post Next post
Up