Козьмодемьянск

Jan 17, 2017 23:43




Город кружевных наличников, фронтонов и крылечек. Резьба прорезная, ажурная, накладная, каждый дом не похож на соседский.В туристическом справочнике 1926г Остап Бендер прочитал: "На правом высоком берегу Волги расположен город Васюки. Отсюда отправляются лесные материалы, смола, лыко, рогожи, а сюда привозятся предметы широкого потребления для края, отстоящего на 50 километров от железной дороги". Еще доподлинно известно, что Ося и Киса, изгнанные членами Васюкинского клуба "Четырех коней", до Чебоксар доплыли за ночь. Вывод, который напрашивается сам собой, гласит, чтобы уложиться в этот срок, надо стартовать
именно в Козьмодемьянске. И ежегодно, начиная с 1995г, город Козьмодемьянск провозглашается городом Васюки, и начинается праднество, именуемое "Бендериадой", девиз которой: "Да здравствует дух здорового авантюризма!" Всевозможные конкурсы и аттракционы, шахматный турнир, гонки на воде "Догони Остапа"... В общем, воплощается гениальное предвидение Остапа -Сулеймана -Берта - Мария -Бендербея превращения Васюков в центр вселенной. Апофеозом фестиваля по праву считается аукцион по продаже 12 стульев, под обивкой одного из них действительно спрятаны бриллианты. Часть стульев продается за деньги, а часть - за знания! Но если не судьба попасть в Козьмодемьянск в третью субботу и воскресенье июля на Бендериаду, то уж в самый молодой и самый оригинальный музей Козьмодемьянска - музей сатиры и юмора имени обаятельного авантюриста Бендера - точно можно попасть в любое другое время года.



Стрелецкая часовня возведена в память об участии 240 козьмодемьянцев в азовском походе Петра I. 1697-1698ггМестное предание об основании города гласит, что царь Иван Грозный после покорения Казани возвращался на своих судах вверх по Волге да и остановился на ночлег возле высокого мыса. Вид на Волгу и волжские дали так понравился царю, что повелел он заложить здесь крепость. Случилось это в канун празднования памяти православных св.Космы и Дамиана. Вот так и сыскалось имя будущему городу - Козьмодемьянск. Официальная дата основания - 1583г. Постепенно, утрачивая значение крепости, превращался Козьмодемьянск в город ремесленников и торговцев, еще и Волга помогала: по ней шли торговые суда, сплавлялся лес, и рыбой она же снабжала. И ямская слобода возникла, Сибирский тракт, соединивший центральную россию с Сибирью, прошел через Козьмодемьянск. Регулярный план застройки способствовал тому, что главные улицы сошлись на Базарной площади, той, которая нынче Карла Маркса, а на ней памятник Ленину. Основная часть жителей жила в домах деревянных, и доныне сохранились уникальные строения, украшенные дивной красоты резьбой. Резьба, которая создает неповторимое лицо города, придает веселый характер его облику, получила особое название - козьмодемьянская.


Музей купеческого быта. Здание начала 20в. С фасада дом в два этажа, но внутри можно насчитать все четыре.


Смоленский собор построен в 1871г в память о спасении императора Александра II
при неудавшейся попытке покушения на него
У Козьмодемьянска нынче есть угроза, исходящая со стороны Чебоксарского водохранилища. Ведутся разговоры о поднятии уровня воды в водохранилище до планируемого, а это повышение его еще на 5 метров. Марий Эл при этом лишится 1/3 своей территории, качество воды в Волге и Оке ухудшится из-за потери проточности, уйдут под воду культурные и исторические памятники, под угрозой окажется центр Козьмодемьянска… Как горько описал эти явления в «Прощании с Матерой» Вал.Распутин.


Но настоящий враг нашей провинции - это бедность, граничащая с нищетой. Разве не издевкой смотрится плакат с призывом "Цвети, родной Козьмодемьянск!" рядом с покосившимся забором, рушащимся деревянным зданием?
Памятников старины с каждым годом не становится больше, их становится с каждым годом меньше и меньше. И все-таки! И все-таки город Козьмодемьянск покоряет путешествующий люд не только старинным обликом, провинциальным колоритом, тишиной, неспешным ритмом жизни, но и своим собранием полотен известных художников, краеведческой экспозицией, своеобразным музеем купеческого быта, этнографической «деревней» под открытым небом, где гостей встречают хлебом-солью, песнями, завлекают в игры и о многом относящемся к жизни и быту горных и луговых марийцев рассказывают.


Так встречают гостей в этнографическом музее под открытым небом. Хлебом-солью и песней на марийском языке.

путешествия, музей, святые покровители

Previous post Next post
Up