Шоруньжа... И впрямь произносится, как будто ручей звенит и по камушкам перекатывается, если еще потянуть конечное ударное «а». «Звучащий ручей» переводится с мари название этого гостеприимного села. Здесь не театрализация, не представление, а настоящий источник подлинной культуры марийцев. Мы добирались туда долго, ехали трудно под непрекращающимся снегопадом. Шутили, что марийские духи испытывают нас.
А ехали мы в такой край, где до сих пор существуют священные рощи, у каждой деревни их 3-4, общие и семейные (родовые), куда марийцы ходят молиться либо всем поселением, либо своей семьей, своим родом. Это места общения с языческими богами, поэтому в священных рощах не собирают грибов и ягод, в них запрещена охота. Это храмы.
Встретила нас Шоруньжа - гостеприимней не бывает. Хозяева были в национальных костюмах с орнаментальной вышивкой, даже в аутентичном - в костюме своей бабушки, сшитом из холста, вытканного из конопли! Шоруньжа- необычное село, одно из древних поселений, известное по документам с конца ХVIIIв. Еще и тем примечательно, что школа в нем открылась раньше, чем церковь, на целых 24 года! Что перво-наперво делается во всех сказках и всеми любящими женщинами? Конечно, сажают гостя за стол, тащат пироги, наливают стопку. И тут естественно то же самое. Ухватом из теплой печи достает хозяйка пироги, сидевшие там, пропекаясь, часа четыре, один за другим выставляет на накрытые столы.
И тут начинается самое интересное. Пирог - палыш - начинен кашей с мясом, умелые хозяйские руки надрезают его сверху по кругу, по движению солнца, и на эту импровизированную крышечку кладется начинка. А теперь опять по кругу, опять по солнцу, передается эта крышечка от гостя к гостю. Гость должен приложиться трижды и высказать пожелания всем присутствующим. Только после этого ритуала можно приступать к продолжению трапезы. Славная традиция? А гостей между тем продолжают развлекать, погружать в культуру народа мари: нам поют песни на марийском языке, показывают народные танцы, приглашая и нас попробовать прочувствовать ритм танца своими ногами, руками, собственным телом. На десерт подается мед, варенье к трехслойному блину - коман мелна. Выпекается он из трех слоев, примерно так: пшеничный блин на молоке; овсяный блин на сметане и третьим слоем наливается тесто из ячменной, гречишной или ржаной муки, замешенное на кефире или простокваше. И еще одно из маленьких открытий марийской кухни: оказывается, из конопли можно не только ткать холстинку, но и выпекать конопляный хлеб и ватрушки. Жаль не напекли к нашему приезду.
А это фрагмент национальной вышивки, она, как и русская, носит обережный характер.
И это тоже плетется шоруньжскими мастерами.