Взгляд из-за стены, огораживающей Свято- Успенский Псково- Печерский монастырь
Необычен этот монастырь. Во-первых, своим местом расположения - он находится не на возвышенности, как обычно ставятся храмы, а, наоборот, в низине. Крепостные стены с 9 башнями под довольно ощущаемым углом спускаются по склонам. Здесь нет известковых гор, из камня которых сложена Изборская крепость, располагающаяся вблизи, чуть восточнее Печор, и упомянутая в «Повести временных лет» под 862г как место, где жил
Трувор, один из легендарных варяжских князей, призванных на Русь. Здесь кругом песчаник, и название монастыря связано с находящимися в нем пещерами. По- древнерусски пещеры - печоры, к ним положен эпитет - «Богом зданные», созданные Богом. Это пещеры естественного происхождения, в которых давным-давно поселяются монахи-отшельники, по преданию, это иноки Киево-Печерской лавры, бежавшие от набегов крымских татар. Но первая пещерная церковь, выкопанная монахом Ионой, была освящена в день Успения Богородицы - 15 (28) августа 1473г, с этого момента и ведет свою историю Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Монастырь с многовековой историей, он имеет строгий устав, поэтому не всюду можно свободно пройти и не все его места могут находиться в свободном доступе. Любой монастырь - это некрополь, Псково- Печерский не исключение. Здесь, в ближних и дальних пещерах, нашли упокоение более 10 тысяч человек, среди которых предки Кутузова, Мусоргского, Плещеева, Пушкина. Но особо примечателен следующий факт: монастырь ни разу ни на день за всю свою историю не закрывался, он беспрестанно молился. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Дело в том, что с февраля 1920 до января 1945 он находился в пределах Эстонии, тогда буржуазной республики, благодаря этому он не был взорван, разрушен, заброшен, не отдан под склад, не приспособлен под тюрьму … и каким еще «наказаниям» подвергались церкви и монастыри. Даже в хрущевское время монашеская братия, состоявшая тогда и из бывших фронтовиков, готова была дать отпор готовившемуся закрытию этой обители.
Справа на звоннице - часы с золоченым циферблатом и стрелками. Рассказывают, что ход их был абсолютно точен до той поры, пока их стрелки в связи с переходом на летнее время не стали передвигать то вперед, то назад. После этого и возникла погрешность в их показаниях.
Тихон Шевкунов, православный писатель, который много лет провел в этой обители, поведал о монахах монастыря - наших современниках. Он называет их «несвятые святые», вынеся это определение в заглавие своей книги рассказов. Это вовсе не скучное, нравоучительное чтение, автор, рассказывая веселые и грустные истории из жизни реальных людей церкви, осмысляет Священное писание. Мне почему-то из всех лиц особо запомнился казначей, кажется по имени Нафанаил, который фактически не спал, сон смаривал его, бывало, среди дел, на покрытой снегом цветочной клумбе, но на какое-то микроскопическое мгновение, быстро ободрившись, он опять был деятелен, деловит и неутомим. Нынче в монастыре около ста монахов, они пользуются такими благами цивилизации, как электричество, автотранспорт, и по-прежнему несут послушание в саду, на пасеке, скотном дворе.
Поскольку Псково - Печерский монастырь находится чрезвычайно близко к эстонской границе, мой сотовый оператор не дремал, я тут же получила несколько прелестных писем от МТС с обольщающими посылами: мы снизили тарифы на роуминг в Эстонии... находясь в зарубежной поездке, пользуйтесь...спасибо, что вы с нами...Ну, просто отцы-благодетели, бдят, почище отца Нафанаила.