На днях добралась-таки до неё - выставки русского женского костюма. На мой взгляд, он фантастически красив, и настолько далек от тех стилизованных под народную одежду юбочек, сарафанчиков и кокошников, в которых выпархивают на сцену будто бы «народные» артисты. Праздничные понёвы, самым «старшим» из которых лет по полтораста, ношенные не одним поколением женщин в семье, до сих пор радуют глаз яркими красками, изобретательностью и красотой отделки.
Народный костюм «читаем», когда-то по его покрою, отделке, цвету, фактуре ткани можно было получить исчерпывающую информацию о социальном статусе и месте жительства владелицы.
Поневу носили и подоткнутой, низ рубахи покрывался сплошным узором
Сейчас многое позабыто, невозвратно утрачено. По мнению искусствоведов, узоры склонились в сторону эстетики, и процесс идет давно, даже не с века двадцатого, а скорее с 19. Народный костюм - это в основном крестьянский костюм, но купцы и мещане - это ведь тоже выходцы из крестьян.
Вышивка на оплечье рубахи
Реформатор царь Петр, нанёсший мощный удар по старорусской одежде, до крестьянских масс все-таки не добрался. И до наших времен что-то дошло. Дошло много праздничной одежды: ведь она носилась редко, только по праздникам. Рубаха с сарафаном и кокошником бытовали в северной части России, а на южных территориях - рубаха с юбкой-понёвой и сорокой. Рубаха покрыта вышивкой - ворот, оплечье, запястье, подол. И вышивка - это не столько украшение, сколько оберег, защита. Сама же ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как на участвовавших в её изготовлении трепале, прялке, ткацком стане был нанесён заклинательный орнамент. А вот там, где кончалась ткань, там тело человека нуждалось в защите. И на этой границе стойко стоит вышивка.
Девичий костюм. Занавеска роскошнейшая - с плечиками, но были даже с рукавами.
Наибольшей яркостью, нарядностью, можно сказать, художественностью отличаются занавески = передники. Бабушка моей коллеги называла передник таким выразительным, образным, но, к сожалению, непечатным словом, что произвести не могу.
Понева распашная, не сшитая спереди, в отличие от "глухой" - круглой.
Понева шилась из трех полотнищ шерстяной клетчатой домотканой ткани, крепилась к поясу с помощью шнурка - "гашника" (Отсюда слово "загашник")
Передник = занавеска всегда на виду и наряду с повойником - маленькой, по-особому шитой шапочкой, под которую замужняя женщина = баба убирала волосы, завершал весь костюм.
Гайтан, плетённый из бисера, мог служить дополнительным украшением.
Русский девичий или женский костюм, просто его созерцание, непроизвольным образом продуцирует радость. При помощи такой одежды, таких узоров выравнивалась безнадега жизни, полугодовое отсутствие солнца, не всегда вполне сытый быт, отсутствие соли и сахара в крестьянском рационе. И плюс нелегкий крестьянский труд.
На выставке представлены и костюмы, сшитые из современных тканей по образу и подобию старинных.
А эта праздничная понева золотного шитья датируется концом 19в. Её владелица наверняка была из состоятельной семьи.