Костюм князя из "Русалки" Даргомыжского
Этот дом можно смело назвать живой цитатой из жизни певца Леонида Витальевича Собинова. Здесь нетрудно представить быт семьи, ее патриархальный уклад,
строгость отца, любовь и нежность матери, привязанность и дружбу детей - такую, которая на всю последующую жизнь. Простая полукупеческая - полумещанская семья, далекая от искусства и музыки, смогла дать мальчику гимназическое образование (а затем Собинов окончил юридическое отделение Московского университета и имел два года юридической практики) и, главное, взрастить в нем следование таким важным для жизни нравственным законам, как порядочность, трудолюбие, ответственность, долг перед близкими. И, пожалуй, следование доброте - дару божьему.
Спальный гарнитур красного дерева из московской квартиры Л.В.Собинова.
В этом доме можно понять, что семья - это способ выживания, благодаря тому, что это мир всеобщей зависимости, но и взаимопомощи. И еще раз понимаешь здесь простую истину: мы все родом из детства. Леонид Витальевич, выкупив у братьев и сестер их наследные доли, строил планы на возрождение усадьбы в том виде, какой она запомнилась ему с детства. Но - увы! - было это в 1917г. Дом-музей в Ярославле, уроженцем которого является певец, все-таки открылся после долгих приготовлений. В 1995.
Буфет в семье называли "аптечным", Собинов, как и многие певцы, обожал лечиться, и здесь хранился "инструментарий" ларинголога для лечения главного инструмента певца - его голоса. И с докторами его связывала крепкая дружба.
А слева видны белые с позолотой изразцы печи, которая отапливала спальню.
Его голос звучит в небольших, полных уюта комнатах дома, очарованию его тенора отдаёшься и в «музыкальном» кресле, сидя в котором можно представить певца мятущимся Вертером, избалованным Герцогом или печальным, никем ни до, ни после Собинова не превзойдённым Ленским.
Певец был любим не только публикой, русской ли, зарубежной ли, но и теми служащими театра, о которых говорят, что они работают "за сценой". Под приветственным адресом, а в нем отмечаются сердечность, отзывчивость, заботливость Собинова, стоят подписи гардеробщиков и бутафоров, парикмахеров и костюмеров.
Тенор Собинова относят к явлению уникальному, единственному в России - даже странно, что он родился в России. Он был блестящим представителем «bel canto» - прекрасного исполнения - на русской почве. Он владел секретом так передать мелодию, что в ней открывалось всё явное и тайное, его артистические чары не поддаются анализу.
Комната, в которой хранятся вещи, принадлежавшие предкам певца, здесь шкатулка, счёты, подсвечник, также стоит буфет Василия Григорьевича Собинова - деда поэта, бывшего крепостного, откупившегося у помещика и служившего управляющим у купца-мукомола. Именно он купил этот дом, унаследованный впоследствии отцом певца. Говорят, что отец Собинова - Виталий Васильевич - был прозван златоустом за то, что хорошо пел.
А вот так великий артист Л.В.Собинов сообщал о себе:
Заслуженный артист.
Солист Его Величества.
Народный артист Республики.
Почетный студент и шеф МГУ.
Почетный член Общества любителей русской словесности.
Почетный член Общества вспомоществования недостаточным студентам Московского университета.
Звание свободный художник Honoris causa.
Член Моссовета.
Присяжный поверенный.