Гамсун в данной книги выступает как пророк экзистенциализма. О чем он только думал, в 1892-ом году, еще в ту пору когда еще не родились Сартр и Камю - писать такое! Это не книга, не роман - это открытый перелом особо сложного типа. И как бывает во время перелома - боль вы чувствуете только после того как рана остынет. Мистерия - это мистифицированный, неизвестный главный герой - Нагель, путешествуя в голову которого вас приглашает совершить автор. Весь этот сумбурный поток мыслей, эксцентрики и грани, где не понятно - сумасшедший ли герой или это вы слишком уж консервативны? Все то что он делает - все одновременно дышит полным сумасшествием и красотой, идиотизмом и добротой, абсурдом и всепоглощающей любовью. Любовью ко всем существам, любовью стыдливой и той которую не выставляют на показ. Той, которой не ведает чванливости, публичности и гордости. Герой не ведает стыда когда показывает свои минусы, свои плюсы, таланты и умения он прячет как что-то позорное. И по моему, самой сильное что есть в этой книге - способность этого сумасбродного героя чуять и находить зло, там где вы меньше всего ожидали его найти. Там где зло может укрыться за маской доброты, кротости и доброжелательности. Там где оно дает о себе знать в кончиках пальцев, в унизительном танце на посмешище народу. Такая вот уловка Дьявола - ведь лукавый позволяет людям чувствовать слабость других и гордится своим, более высоким положением. Даже у Дьявола бывает лицо праведника. И по сути, кто такой хороший человек? Тот который не причинил вам и еще другим вреда? Пусть его внутренние желания и помыслы для вас остаются тайной, но зато он не причинил вам вреда. Вот он улыбается вам и выглядит совершенно безобидным, готовым помочь. С другой стороны, кто имеет право обвинять кого-то за помыслы, если он их не совершал?....еще не совершал.
Почитайте - страшные мучения и снос мозгов гарантирую.