Деревня Леонполь расположена в Миорском районе Витебской области на высоком берегу Западной Двины в 11 километрах от границы с Латвией. С этим местом связана деятельность одного из самых известных дворянских родов Беларуси - рода Лопатинских. Прибыв в Чуриловичи в середине 18 века брестский воевода Николай Лопатинский решил построить здесь свою летнюю резиденцию, а название деревни которое ему не особенно нравилось изменил на Леонполь - в честь своего отца героя турецкой войны Леона Лопатинского.
На протяжении почти века данное местечко преобразилось до неузнаваемости и стало родовым гнездом шляхтичей Лопатинских.
Для строительства усадьбы в Леонполь был приглашен итальянец Гену, который в 1750 году закончил строительство дворца по собственному проекту в стиле барокко. Сюда Николай перевёз весь семейный архив, старинную библиотеку, картинную галерею, которую начинали собирать ещё его предки. Вокруг усадьбы он разбил парк во французском стиле.
На подходе к усадебному комплексу установлена табличка в память о деятельности Лопатинских
В отличие от традиционно принятой схемы строительства П-образного полузакрытого дворцового комплекса, планировка усадьбы в Леонполе более свободная. Относительно небольшой главный корпус занимал центральное место в ансамбле, расположившись между обширным парадным двором и парком. Рядом с усадьбой находилась известная на всю Речь Посполитую и Великое княжество Литовское оранжерея. В оранжерее Лопатинских росли 226 ананасов, 127 фиговых деревьев, 124 апельсиновых и лимонных дерева, гранаты, лавры и другая экзотика.
Так сегодня выглядит усадебный дом
Кроме обустройства своей усадьбы, Николай Лопатинский много денег жертвовал и на строительство храмов в округе. Так на его средства были возведены униатские церкви в Росице, Шарковщине и, естественно, в Леонполе. Это были деревянные храмы с чертами барокко и народного зодчества. Что касается Леонпольской Троицкой церкви (1774-1782), то это был зальный храм с двумя высокими башнями на главном фасаде.
Рядом с храмом находилась четырёхгранная звоница под шатровой крышей.
В XIX веке церковь была передана православным, которые позднее разрушили башни, а над крышей надстроили небольшой купол. В таком виде церковь сохранилась до наших дней.
После смерти Николая Лопатинского усадьба перешла по наследству к его сыну - мстиславскому воеводе Яну Никодиму . Он продолжил традицию отца: пополнял библиотеку, покупал и привозил произведения искусства. В усадьбе Лопатинских образовался хороший музей: скульптуры, коллекция оружия, живописи - в этой коллекции, кстати, было четыре работы Рубенса - и античного искусства.
После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Леонполь оказался в приграничной зоне - восточный берег Двины уже принадлежал Российской империи. Летом 1791 года Ян Никодим Лопатинский, приказал возвести памятную колонну в честь принятой в Речи Посполитой Конституции 3 мая 1791 года.
Место для неё было выбранона естественной возвышенности возле реки «на виду у грозного неприятеля». Подобные колонны и стелы в стиле классицизма в те времена возводились практически повсеместно патриотически настроенной белорусской шляхтой, но из-за последующих событий в большинстве были вскоре уничтожены.
В кадре мой коллега для наиболее полного представления масштаба памятника :)
Увековечена данная памятная колонна и в живописи. Полотно носит название "За Дзвіною іншая дзяржава"
Автор работы А. Аниськович, 2005.
источник К сожалению, процветание Леонполя было недолгим. В 1831 году за участие Лопатинских в антиимперском восстании усадьба была захвачена казаками, которые основательно её разграбили. Они даже пытались поджечь дворец, но он чудом уцелел.
Однако на этом несчастья не закончились. В 1841 году местные крестьяне, в большинстве своём униаты, отказались переходить в православие и оказали вооружённое сопротивление карательному отряду российской армии, который был направлен сюда по просьбе священника. Бунт вскоре был подавлен, местные униатские церкви стали православными, а имение в наказание было конфисковано у Лопатинских и передано в казну, после чего оно пришло в полное запустение.
Как это ни странно звучит, но именно этот упадок спас усадьбу от полного уничтожения. Именно в это время в Беларуси проходила реформа министра П.Д. Киселёва по улучшению положения государственных крестьян. Кроме прочего тут предусматривалась продажа ряда имений местным помещикам, а также, в отдельных случаях, возвращение ранее конфискованной собственности.
Лопатинским повезло, и Леонполь в 1845 году вновь стал родовой собственностью. К сожалению, все эти бурные события негативно повлияли на дворцовый комплекс, который нуждался в капитальном ремонте.
Однако, хозяева имения предпочитали жить в прочих своих владениях. А деньги, которые так были нужны Леонполю, шли на строительство усадебных домов и храмов в других местах Беларуси.
К примеру маршалок дриссенский Игнат Доминик Лопатинский в 1850-е годы за свой счёт воздвиг в д. Сарья прекраснейший неоготический костёл, вызывавший всеобщее восхищение и, кстати, уцелевший до наших дней, правда в роли православной церкви
Подробнее о Сарье я уже писал тут
http://tomkad.livejournal.com/39953.html и тут
http://tomkad.livejournal.com/47199.html Восстановить же прежнее великолепие Леонпольской усадьбы попытался в начале ХХ века историк и известный коллекционер Ефсебиуш Лопатинский (1882 - 1961). Он расширил парк, а в отремонтированном дворце разместил свою богатую коллекцию картин, гравюр, медалей и монет. Усадьба вновь стала культурным центром края, куда на балы и музыкальные вечера съезжались местные помещики.
Но этот период возрождения имения вновь оказался очень коротким. Боевые действия Первой мировой войны не затронули Леонполь, но зато во время советско-польской войны (1919 - 1921) линия фронта какое-то время проходила как раз по Двине, и артиллерия Красной Армии не раз обстреливала вражеские укрепления на западном берегу реки, значительно повредив при этом дворец.
После раздела Беларуси между Польшей и Россией Леонполь вошёл в состав возрождённой Речи Посполитой. Большие разрушения в его окрестностях и крайне низкий уровень жизни крестьян не позволяли им собрать необходимые средства для восстановления местных храмов. Учитывая это, Е. Лопатинский, который в это время постоянно жил в Вильне, отдал свой Леонпольский дворец под костёл и профинансировал его перестройку. Подобное превращение дворца в храм является уникальным событием в истории Беларуси. Однако именно оно привело к окончательному уничтожению прекрасных интерьеров XVIII века.
Уцелевшая в годы Великой Отечественной войны Леонпольская усадьба была передана местному колхозу, который разместил тут небольшой молокозавод.
В 1960-е годы, однако, этот дворцово-парковый комплекс получил статус республиканского памятника истории и культуры и, после ряда критических публикаций, в помещениях усадьбы разместился сельскохозяйственный техникум. Но удалённое месторасположение и нехватка площадей также не позволили этому учебному заведению прочно тут обосноваться.
Брамы
Вскоре место техникума в Леонпольской усадьбе заняла спецшкола. Последним же хозяином (на данный момент) дворца и сильно заросшего парка стал Белорусский институт культуры (сейчас университет), который приспособил строение под свой профилакторий.
Официна - дом для прислуги
Как видно из приведенных в данном посте фотографий, сейчас усадьба находится в крайне плачевном состоянии
Источники текста:
http://www.ctv.by/node/49147 http://spadchyna.ximik.info/modules.php?name=News&file=article&sid=84 (автор текста Андрей САМУСИК)