Казахстан. АЛМАТЫ - метрополитен

Dec 07, 2016 12:07

Несколько дней назад, 1 декабря 2016 года, свой 5-летний юбилей справил Алматинский метрополитен, который стал первым по счёту в Казахстане, вторым в средней Азии после Ташкентского и 16-м на территории бывшего Советского союза. Вспышку я, конечно, проморгал (был занят) и не подготовил этот псто ко дню самого праздника, а вчера вот уселся посмотреть, чего же такого мне удалось нарыть в алматинском метро во время своего майского визита. Оказалось, что фоток довольно много - кое-чего и могу состряпать.

Что в первую очередь нужно знать про алматинский метрополитен: он современный, красивый и пустой. Ну то, что современный, так это понятно - первый поезд здесь пошёл в декабре 2011-го года. Быть не красивым и не понтовым он тоже не мог - всё-таки Азия и тут всё должно быть пабагатаму. А вот пустым метро является, по моему мнению, из-за трёх причин: своей относительной молодости (народ ещё не привык и не приобщился толком), довольно неудобному графику работы (касается времени работы станций и интервала движения поездов), ну и некоторым национальным особенностям передвижения (вся средняя Азия и по сей день продолжает ездить на дешёвых нелегальных такси). Немного подробнее об этом попробую написать в данном посте.



Как выглядит метро южной столицы Казахстана, смотрим  и читаем под катом.


Впервые о метро в Алма-Ате заговорили ещё в 1978 году, когда был утверждён новый генплан города. В 1980 году Косыгин дал распоряжение на разработку ТЭО, проектирование и скорейшее начало строительства метрополитена в "яблочном городе", на что довольно быстро отреагировали власти Казахской ССР. При подготовительных работах под нужды метро в городе было снесено 137 зданий, в том числе 92 жилых дома. Непосредственно строительство первой очереди метрополитена (включала 8 станций) началось в 1988 году и до развала СССР велось за счёт всесоюзного бюджета. Ну а в 1991 году, после развала большой страны, все работы на большой стройке в Алма-Ате были заморожены.

С 1991 по 2003 годы было много намерений возобновить стройку: приглашались зарубежные компании на проектирование, привлекались инвесторы извне, да только всё это не принесло никаких результатов. В 2003-м году проект получил финансирование из республиканского бюджета и работы вновь возобновились. Как и везде на постсоветском пространстве, стройка носила во многом политический характер, являлась что ли делом престижа страны. Нурсултан Назарбаев и другие чиновники неоднократно подгоняли проходчиков, указывали нереальные сроки сдачи  и ввода объекта в эксплуатацию, что, как мы знаем, обычно ни до чего хорошего не доводит. Так или иначе, только 1 декабря 2011 года состоялось торжественное открытие  метрополитена Алматы.

Превая очередь протяжённостью линии в 10,3 км включила в себя 9 станций (5 - глубокого заложения и 4 - мелкого): Московская, Сайран, Алатау, Театр Ауэзова, Байконыр, Абая, Алмалы, Жибек Жолы и Райымбек Батыра. Существуют планы по продлению первой линии в западном направлении к удалённым жилым микрорайонам, планируется строительство второй, а на некоторых перспективных схемах развития и третьей линии метрополитена.




Пятиминутка общей информации подошла к концу, так что теперь  спускаемся под землю и начинаем изучать станции Алматинского метрополитена.

Московская

Произносить название этой станции возможно даже и не стоило - это и так становится ясно по внутреннему оформлению. Станция двухъярусная, оформлена в основном в красно-белых цветах. На верхнем ярусе висят большие фотографии с наиболее значимыми сооружениями златоглавой, а нижнем ярусе в глаза сразу же бросается силуэт кремлёвской стены.





Турникеты на выход



Верхний ярус







Московский кремль





Контактный рельс удалён от платформы, а не спрятан под неё, как у нас в Минске



В Алматинском метрополитене в настоящее время эксплуатируются южнокорейские поезда фирмы Хёндай.  Всего в парке числится 7 таких составов



Составы четырёхвагонные, со сквозным проходом, салон кондиционируется, бумажной рекламы практически нет - вся реклама в виде роликов и слайдов выводится на телевизоры (видны в кадре снизу)





Сайран, как и Московская, является двухъярусной станцией. Оформление здесь более скромное. Вообще эти две станции строились и отделывались последними.





Второй ярус





Выставка картин



На платформе





Что касается неудобств алматинского метро, о которых я упомянул во вступлении к посту.
Во-первых, это режим работы. В инторнетах время работы метрополитена указано с 6.30 до 23.30,  но я кажись своими глазами видел на входных дверях одной из станций 7.00-23.00.  В любом случае для большого города, такой график работы главного вида общественного транспорта не назовёшь приемлемым.
Во-вторых, это интервал движения поездов. В выходные дни поезда ходят через каждые 13 минут, в будние в межпиковое время - 10 минут, а в часы пик - 8 минут!!!! Май гадбл. Возможно именно поэтому метро и не пользуется большим спросом у алматинцев. Уж тем более, что в любом среднеазиатском городе можно просто стать у обочины дороги, поднять руку и сразу сесть в такси, которое за очень небольшие деньги доставит в нужную часть города.

Алатау представляет собой односводчатую станцию с двумя платформами, которые разделяются железнодорожным полотном.









Под сводом станции виднеется изображение острых пиков гор Алатау (дословно "пёстрые горы")





Один из немногих расклеенных рекламой вагонов



Свой интерес в Алматинском метро представляет и система оплаты проезда. Бесконтактные многоразовые смарт-карты, а также недавно введённые единые проездные (система ОНАЙ)  в общем-то не должны вызвать какого-то удивления у современного человека, а вот одноразовые жетончики, которые продаются в Алматы - это просто дичь! Дело в том, что они не только одноразовые, но и срок их действия истекает в тот же день, когда они были куплены!  Как пояснила кассир одной из станций, каждый день в системе меняются кодировки и чипы жетончиков становятся не действительными. Зато существует так называемый "день жетона", объявленный по средам, когда можно прийти со своими просроченными жетонами и воспользоваться ими.  Такой особенности я ещё нигде не встречал, если честно. Так что, дорогой соотечественник, не вздумай тариться в Алматы жетонами впрок, ну или ожидай среду.

Театр Ауэзова



Скамейки в метрополитене сделаны из натурального камня. Это, конечно, красиво, но вот в задницу уж сильно холодно.



В конце перрона находится тематическая мозаика











Едем дальше



Байконыр















Станция Байконыр является пилонной, то есть центральный зал и станционные тоннели предсталяют собой независимые помещения и разделены между собой рядами пилонов





Какая-то из глубоких цитат президента Назарбаева. Что-то про метро и 20-летие независимости







Станция Абая, хотя и расположена ближе всего к административному центру Алматы, не представляет из себя чего-то такого интересного.  Разве что только в районе Абая, трасса метро меняет своё ориентирование на 90 градусов (с широтного на меридиональное).







Станция Алмалы или как мы перевели для себя - "яблочная".





Настенная мозаика





А вот, собственно, и яблочная тематика на станции: Назарбаев и цветущая яблоня.





В другом конце станции - большой "яблочный" витраж



Выход к эскалаторам



На порядок глубже, нежели в Минске



Жибек Жолы является одной из самых красивых станций алматинского метрополитена. Различные вариации этого названия вы обязательно встретите в каждой из среднеазиатских республик (Йопек Йолы в Туркменистане, Жибек Жолу в Кыргызстане, Ипак Йолы в Узбекистане) и переводится это всё как "Шёлковый путь".Шёлковый путь - неотъемлемая часть истории Средней Азии и Азии вообще. В честь него называют улицы, магазины, населённые пункты и даже станции метро.

Наземный вестибюль станции метро Жибек Жолы



В вестибюле станции на стене находится большая карта-мозаика, выложенная красивой майоликовой плиткой. Несложно догадаться, что на карте отражены основные и вспомогательные ветви Великого Шёлкового пути, а также отмечены важнейшие торговые города того времени.



Всё не могу понять, почему Ташкент и Самарканд оказались западнее Хивы и Бухары





Устройство для перевозки инвалидов-колясочников





Центральный зал станции Жибек Жолы







В конце перрона на стене находится ещё одна красочная мозаика









Ну и наконец конечная станция первой линии метрополитена Райымбек Батыр. Отсюда ближе всего топать до ж/д-вокзала станции Алматы-2 и до автовокзала "Саяхат"







Только сейчас обратил внимание, что на перронах отсутствуют большие зеркала для машинистов, которые можно увидеть у нас в Минске



Райымбек Батыр - вполне логично предположить



Вот таким метрополитеном могут сегодня похвастаться братские казахи. Красиво, современно, но всё же пустовато.

Фото, транспорт, Казахстан, Метро, Френдам, города, АзиАДа 2016

Previous post Next post
Up