Я всё долго думал, стоит ли мне ещё раз посетить Камаи, небольшую деревню (ныне агрогородок) между Поставами и Лынтупами, ведь я уже однажды бывал там в 2010-м году и видел один из самых интересных наших белорусских костёлов, костёл Сятого Иоанна Крестителя. Построенный в 1606 году, этот храм, является, одним из немногих на территории нашей страны, где никогда, ни при каких войнах или катаклизмах не прекращались службы. Так вот тогда в 2010-м мы увидели костёл в строительных лесах (храм неслабо пострадал во время урагана в 2007-м году), а внутрь здания пробраться не смогли. И первое и второе говорило мне, что посетить Камаи второй раз всё же необходимо, а уж когда в воскресенье мы побывали на службах в костёлах Мяделя и Нарочи (Кобыльник), то желание попасть внутрь камайской "крепости" ещё больше усилилось.
К воскресной службе в Камаи мы не успели, приехали уже по окончании, но это оказалось даже к лучшему, потому что в ином случае местный ксёндз Яцек Хутман вряд ли бы обратил внимание на пришельца с фотокамерой и вряд ли бы показал мне все самые интересные места в храме, а их там вполне предостаточно. В итоге я осмотрел костёл практически полностью: побывал в обеих криптах (в том числе под алтарём), забрался по винтовой лестнице на башню, а оттуда какими-то хитрыми нычками вышел на чердак, заценил святые мощи, хранившиеся 400 лет в главном алтаре костёла, про существование которых стало известно всего пол года назад... Ой, в общем впечатлений от посещения деревни в нынешний раз осталось много и все они исключительно положительные! Под катом много фотографий Камайского костёла.
2. Костёл Святого Иоанна Крестителя построен в деревне Камаи в 1603-1606 годах на пожертвование Яна Рудомина-Дусяцкого. Здание довольно простое, без каких-либо изысков, в которых впрочем и не нуждается оборонительное сооружение. Наиболее интересен западный фасад, к которому пристроены две цилиндрические башни (высота 16 м, ширина 6 м) с бойницами-амбразурами. По дверному и оконным проёмам видно, что толщина стен внушительная (составялет около 2 метров).
Первоначально здание в плане имело квадратную форму, но в 1778 году по указанию Сулистровских к южной части храма была пристроена часовня-усыпальница со склепом, которая сильно видоизменила внешний облик сооружения.
Часовня-усыпальница и апсида
Арочные ниши на главном фасаде костёла
Костёл неоднократно подвергался нападениям во время различных войн и ему приходилось исполнять роль крепости. Наибольшие разрушения зданию принес обстрел Шведскими войсками во время Северной войны в начале 18 века. О тех событиях до сих пор напоминают пушечные ядра, торчащие из стен.
В советское время костёл, как ни странно, действовал. Многие связывают этот факт с тем, что местный ксёндз Андрей Булька во время войны укрыл от немцев какого-то известного партизана и отношения с властями в последствии у него были хорошие.
Ксёндз Яцек Хутман держит портрет Андрея Бульки. Фото А. Дыбовского, 2003. Источник фото
здесь Ко времени обретения Беларусью независимости костёл подошёл в довольно унылом состоянии: стены храма были сильно обшарпаны, помещения склепа частично разрушены, частично разворованы, в открытых нишах спокойно себе лежали человеческие кости и черепа... В 2007-м году костёл в Камаях сильно пострадал от урагана и в последствии, наконец началась его реконструкция, которую мы и застали с товарищами в 2010-м.
Последствия урагана 2007 года. Фото В. Богданова. Источник фото
здесь Реконструкция костёла. Фото 2010-го года
И вот он, Камайский храм Святого Иоанна Крестителя в августе 2016-го. Считай "с иголочки одет"
Ещё раз обратим внимание на внушительную толщину стен здания и, наконец, пройдём внутрь
Сначала внутри костёла я никого не обнаружил, но потом из закристий вышли две девушки, поздоровались со мной и уселись на скамейки.
Внутреннее убранство храма
Ксёндз Яцек появился, в аккурат когда я отправился рассматривать часовню-пристройку. Пока я ходил по залу часовни, ксёндз меня не видел.
Часовня-усыпальница, пристроенная к костёлу в конце 18 века. Под полом находится крипта с захоронениями
Наконец я снова показался в основном зале храма и тут же услышал недоуменный вопрос ксендза девушкам: "То што тутай фотокамера робиць?" Яцек отправился ко мне, я к нему навстречу. Поздоровались.
- Костёл приехал посмотреть, - говорю. - З Минска.
- О! Ну ходзем, - охотно отозвался ксёндз.
Яцек открыл крипты, двери, ведущие на одну из башень, показал мне главный алтарь, рассказал немного про храм и даже угостил "свянцоными" овощами с нового урожая (сегодняшняя служба в костёле была как раз за новый урожай), за что ему большое спасибо))
Крипта под помещением часовни служила местом захоронения Ошмянских старост
До реконструкции зрелище было довольно угнетающим: разбитые погребальные плиты, вкрытые ниши с человеческими останками
Фото А. Дыбовского, 2006 год. Источник фото
здесь В наши дни всё тоже, конечно, не идеально, но разница с тем, что было очень ощутимая.
И ещё раз смотрим по оконным проёмам на толщину стен
Крипта под главным алтарём костёла
Здесь у стены лежит ларь со стеклянными стенками, который хранит человеческие останки, вынятые. как я понимаю из разрушеннымх ниш в часовне-усыпальнице
Главный алтарь храма
Центральным объектом здесь является чудотворный образ Матери Божьей Ченстоховской с ребёнком, установленный на это место в 1610 году.
Эта часть храма со слов ксёндза сохранилась до наших дней в первозданном виде.
Буквально полгода назад при ведении восстановительных работ, в алтаре обнаружилась небольшая ниша, а в ней святые мощи, которые были датированы 1673 годом
Роспись сводов храма
Над главным входом на хорах находится орган, подаренный костёлу на его 300-летие. Мемориальная табличка в храме гласит, что за этим органом учился игре пан Бронислав Рутковский (1898 -1964), впоследствии ставший профессором и ректором Высшей Музыкальной школы в Кракове.
Следующим пунктом программы становится башня костёла. Наверх к колоколу ведёт винтовая лестница с деревянными ступенями. Ксёндз меня не предупредил, а я вот предупреждаю. что по лестнице этой нужно шагать очень осторожно. потому что некоторые ступени (доски) "гуляют" так, что запросто можно навернуться.
Колокол отлит к 400-летнему юбилею Камайского костёла
Деревянные ступени винтовой лестницы и узкий тоннель с каменными ступенями, ведущий на чердак костёла
Уже спускаясь с башни, я обнаружил ещё один узкий ход, влез в него и оказался на чердаке костёла. Находиться здесь долго невозможно: крыша разогрета солнцем, помещение замкнутое, так что парилка ещё та стоит
Наверное можно было бы полазить по храму ещё больше, но к ксендзу Яцеку приехали гости, поэтому я не смел больше отнимать его время.
Мурованая ограда костёла
В 30 метрах к западу от костёла стоит большой каменный крест, высеченный из розового гранита предположительно в 15-16 веках. Его высота - 2,5 метра, толщина - 0,6 метра, перекладина шириной до 0,9 метра.
Парк в Камаях перед костёлом
Рядом с костёлом находится парафиальный дом 1929 года постройки. Сегодня в нём находится контора Камайского лесничества.
На одном из магазинов вычитали объявление, согласно которому именно сегодня в Камаях празднуется "день деревни". Праздничные мероприятия проводились в 11 утра, были какие-то выступления, работали детские аттракционы, а теперь бывшем празднике напоминают лишь мангал с небольшой горсткой дров да инсталляция "Камаі - сэрцу любы вугалок" на стене, на фоне которой селфятся местные девушки.