Казахстан. Чарынский каньон - удивительная "Долина Замков"

Aug 31, 2016 09:06

На крайнем юго-востоке Казахстана, у самой границы с Китаем, есть одно интересное место, которое обязательно стоит посетить, если вы уж когда-нибудь окажетесь в районе Алматы. Правда для этого придётся отъехать от "южной казахской столицы" аж на 200 километров, но разве же это расстояние для такой огромной страны?
 Сегодня я расскажу и покажу, как мы  посетили огромный Чарынский каньон, который иногда называют младшим братом Колорадского Гранд каньона. Находится он в одноимённом национальном парке и назван по реке Чарын, воды которой, кстати, на протяжении тысяч лет неустанно  создавали для нас всю эту красоту. Каньон тянется на добрые 150 с лишним километров, осматривать которые, естественно, не имеет большого смысла для заезжего туриста, но вот навестить один из его отрезков, прозванный "Долиной замков"  обязательно нужно!



Итак, мы отправляемся под кат на Чарын!


Добираются в "Долину Замков" в основном личным транспортом или при помощи местных гидов, которые ломят конский (а какой же ещё в Казахстане?) ценник, но можно рассчитывать и на коллективные такси, которыми пользуются местные жители и даже на автостоп. Коллективные такси (обычные легковые авто, которые выезжают по наполняемости) в направлении на Кеген отправляются по утрам с "задворков" автовокзала "Саяхат".  Для не местных бомбилы заряжают двойной а то и тройной тариф, торгуются неохотно, но немного цену всё же можно сбить, особенно если вы последний, недостающий для полного салона пассажир.

2. Путь на Чарынский каньон лежит строго на восток от Алматы. Расстояние примерно 200 км. Важно! если вы добираетесь автостопом, то после населённого пункта Кокпек нужно уезжать не на Чунджу (севернее), а на Кеген (южнее). Примерно через 27-30 км после Кокпека будет поворот налево на грунтовую дорогу и указатель "Шарын шаткалы 10" - туда нам и надо.



3. Такси довезёт вас до поворота на "Шарын шаткалы" (Чарынский каньон) - налево от трассы будет уходить полевая грунтовка, по которой останется проделать путь 10 километров.



4. Итак, выехав из Алматы в районе 8 утра, у поворота на каньон мы десантировались в 11 часов и отправились дальше пешком по степной грунтовке. Рассчётное время прибытия на каньон - 13:00.  Чтобы не было скучно и дорога не утомила раньше времени, играли в игру "отгадай слово", в которую в последнее время играли с egornebo. Оля загадывала имена повстречавшихся и особенно запомнившихся ей людей из нашего текущего азиатского трипа, а меня как-то тянуло на названия блюд из местной кухни.



5. Кругом полно сусличьих норок, но самих грызунов мы не встречаем. На улице довольно прохладно и преиодически идёт небольшой дождь.



6.



7. Первая скролл-панорама. Сегодня таких будет больше, чем обычно



8. Примерно минут через 40 после начала пути, нас подбирает на дороге семья из Алматы. Они приехали на каньон, чтобы немного поселфиться на "верхней площадке", а дальше собираются уезжать на термальные  источники Чунджа. Как жители "яблочного города", они не могли не угостить нас этими фруктами, правда супруга Сергея немного стушевалась, потому как яблоки она нам вручила польские, а не местные))



9. На самом подъезде к каньону находится пост, на котором каждому въезжающему в охранную зону, необходимо расстаться с 600-700 тенге (2 доллара). Пешком этот пост вполне нормально обходится по ближайшим холмам.



10. И вот, наконец, мы оказываемся у Чарынского каньона! Для начала мы его осмотрим с верхней площадки, а уже потом спустимся на нижний уровень и пройдём по дну к руслу реки Чарын.



11. Отвесные скалы уникального памятника природы сложены осадочными породами неогенового периода, образовавшимися примерно 12 миллионов лет назад. Глядя на пестроцветную толщу, я сразу подумал, что здесь преобладают песчаники и алевролиты, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что подавляющую часть разреза составляют карбонатные породы, что тоже логично: когда-то здесь существовал крупный Илийский водоём, в котором и накопилась мощная толща  карбонатного осадка.



12. "Долина замков" представляет собой участок длиной 2 километра, шириной 20-80 метров. Высота отдельных стенок превышает 200 метров!!!



13.



14. На верхней площадке дует очень сильный ветер, так что плотная ветровка не помешает даже летом.



15.



16. Такие пейзажи принято величать марсианскими



17.



18, 19





20. Отвесная скала, а за ней бескрайняя казахская степь



21



22. Подходить к краю пропасти не запрещено, однако стоит быть предельно внимательным: многие каменные глыбы, внушающие на первый взгляд доверие, на самом деле уже подточены у основания водой и ветром и только и ждут того самого момента, чтобы скатиться на дно каньона. Естественно, угадать когда именно это произойдёт невозможно.



23. Как долго ещё осталось так стоять этому товарищу?



24.



25.



26.



27.



28. По верхней площадке мы дошли места, с которого уже открывается вид на реку Чарын и на зону отдыха, специально оборудованную для туристов. Здесь даже можно остаться на ночь, арендовав небольшое соломенное бунгало. Мы сюда ещё вернёмся, но уже по дну каньона.



29. Вид Чарынского каньона со спутника (кликабельно)




30.



31. Прощаемся в семьёй из Алматы, они отправляются дальше на Чунджа, а мы спускаемся по лестнице на дно каньона и оказываемся на туристической тропе.



32. По здешней дороге туда-сюда снуёт такси-буханка, которая может подвезти на "Эко-парк" и место отдыха на берегу Чарына, но нас такая услуга не интересует - два километра сами протопаем, да и каньон рассмотрим. На дно каньона можно спуститься и на личном авто, но тут уже на свой страх и риск - надо быть уверенным в своём корче.



33. Гуляем. Снизу каньон смотрится совсем по другому, но при этом не менее впечатляюще, чем сверху



34.



35.



36. Рассматриваем стенки детальнее: подавляющая здешняя порода - карбонатные конгломераты (галька и гравий карбонатов и силикатов, сцементированные карбонатным цементом)



37. На некоторых глыбах встречаются многочисленные полости и жеодки со щёточками кристаллов кальцита.



38. На дне каньона нередки такие глыбовые нагромождения



39.



40.



41. Путешественники пишут, что на Чарыне можно повстречать много различных "каменных животных", мол надо только иметь немного фантазии. У меня с фантазией оказалось туговато,  только в этом куске скалы я рассмотрел какое-то чудище, напоминающее черепаха с непропорционально высоким панцирем, походящим скорее на акулий плавник.



42.



43. Редкий представитель местной древесной флоры



44.



45.



46. Это типа я такой и типа вдаль смотрю такой




47.



48. Продолжаем спускаться к Чарыну



49. Буханку-такси вовсе не смущает такой нерукотворный мини-тоннель на пути



50.



51. Уже перед самой рекой Чарын геология в каньоне резко меняется: породы осадочного неогенового комплекса уступают место темноцветным магматическим породам палеозойского возраста.



52.



53.



54. Открытым у меня остаётся вопрос о происхождении "пещер", что на снимке ниже. Нигде информации по ним не нашёл



55.



56. Наконец мы достигли территории "Эко Парка". Навстречу нам идёт группа польских туристов, часа через два они подбросят нас до трассы на Алматы и угостят коньяком из фляги, а пока мы расходимся ибо не знакомы))



57. Соломенные бунгало. На сайтах казахских турфирм можно заказать себе экскурсию в Чарынский каньон с ночёвкой в одном из таких шалашиков



58. Есть здесь и несколько национальных юрт, которые при желании и наличии времени тоже можно осмотреть



59.



60. А вот и река Чарын. Вода холодная, поток стремительный



61.



62.



63.



64, 65. На часах уже 15:00, а мы до сих пор не обедали. Находим свободную беседку и вынимаем яства из рюкзака: лаваш, консервы, вафли, трофейные яблоки...







66. Совсем чуток отдохнув после обеда, мы начинаем обратный путь. До Алматы надо проделать путь 200 с лишним километров, а у нас абсолютные непонятки с транспортом. По нашим прикидкам пешочком до трассы мы доберёмся часам к шести вечера, ну а там на активный стоп до заката останется всего два часа. Благо, что всё снова сложилось благополучно: сначала нас подобрали вышеупомянутые польские туристы и подбросили до асфальта, сэкономив нам добрый час времени. Ну а минут через 15 нас прямиком до Алматы забрала грузовая Газель, в кабине которой нас оказалось четверо. Олю я посадил на колени и весь путь приходилось прятаться за неё, когда проезжали гаишные посты - никто не спалил.



Фото, Казахстан, география, АзиАДа 2016, путешествия, Френдам, горы, геология

Previous post Next post
Up