Грузия. ЧИАТУРА - столица канатных дорог и чёрного марганца

Sep 21, 2015 11:40

После поста про катание на узкоколейной "кукушке" в Боржоми, настало, наконец  время подобраться к описанию второго самого понравившегося мне места в Грузии. Сегодня отправляемся в наииндустриальнейший грузинский город, бывший некогда марганцевой столицей мира, а нынче являющийся безоговорочной столицей канатных дорог всего постсоветского пространства. Всё это сказано про Чиатуру - место широко известное в узких кругах ограниченных людей и пользующееся интересом среди путешественников, приактикующих так называемый индастриал-туризм.

Чиатура расположена в стороне от основных туристических маршрутов Грузии, здесь нет гостиниц с гестхаузами, здесь нет ресторанов  (в наличии всего одно кафе), здесь нет много чего, что так любят заезжие туристы... Поэтому в обычный день в городе можно увидеть от силы одного-двух путников, которые аки белые вороны, снуют туда-сюда на фоне черных марганцевых местных жителей))



Что же посещают и смотрят в Чиатуре? В первую очередь в городе катаются на воздушно-канатных дорогах, по количеству которых (и по брутальности) Чиатура является бессменным лидером по ходу не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Во-вторых в городе смотрят на марганцевые рудники, которых здесь насчитывается что-то около 6 штук. Ну и наконец сам центр города, оформленный сталинскими домами, натыканными по оба берега от чёрной от марганцевых руд реки Квирилы, представляет собой ещё то зрелище. Ну а всё вкупе - это и есть Чиатура.

Сразу же скажу, что в Чиатуре, в отведённый нам судьбой день, мы увидели немного - виной всему стала дикая жара за 40 и духота, которые стояли в городе. Так что показать в этом посте  я смогу далеко не всё, но я уже сам себе пообещал, что непременно сюда вернусь за всем остальным!


____________________________________________________________________________________________

Для начала - небольшая пятиминутка истории и географии.

В не таком уже и далёком 19-м веке в одном живописном ущелье Рикотских гор у берегов реки Квирила (примерно в 200 километрах от Тифлиса)  существовал одноимённый посёлок. И вот жил он себе, поживал, пока не пришли в эти места коллеги tomkad по цеху и не открыли крупнейшие залежи пиролюзита - марганцесодержащего минерала, являющегося и по сей день основной рудой на этот металл. В 1879 году здесь заработали первые рудники, а уже в 1895 году окрестные шахты давали 50% мировой добычи марганца! В советское время в Чиатуре этот показатель смогли довести до рекордных 60%!!!



Горно-добывающая отрасль развивалась семимильными шагами, стремительно развивался и город. В ущелье начали расти жилые микрорайоны, но вот тут всплыла одна географическая особенность - это практическое отсутствие нормальных площадей для их возведения. Спальники, представленные 5 и 9-этажками, начали возникать небольшими островками на разноуровневых площадках по оба борта горного ущелья и быстро назрела необходимость решить проблему их сообщения с центром, находящимся на самом дне ущелья.



Решение было найдено: в индустриальной Чиатуре, которую в 50-е годы прошлого века считали едва ли не образцом "города будущего", начали реализовывать абсолютно новый и не известный доселе в СССР проект по сооружению воздушно-канатных дорог, получивший название "Линия-25". Первая канатная станция заработала здесь в 1954 году и, кстати, без перерывов работает и по сей день!



Всего в центре города было построено три отправные станции, а общее количество канатных линий в лучшие годы достигало 17 (10 пассажирских и 7 промышленных)!!! Вобщем, канатка в Чиатуре стала полноценным городским общественным транспортом и это, пожалуй, одна из главных городских фишек. По крайней мере мы в Чиатуру приехали в первую очередь вот за этим.
__________________________________________________________________________________________________

Итак, благодаря удачному автостопу в Зестафони, мы оказываемся в самом центре Чиатуры  у самого узнаваемого в городе здания-сталинки. Внутри него находится правление треста "Чиатурамарганец". На заднем плане на утёсе можно разглядеть ржавую конструкуцию, которая ранее выполняла роль городских часов с термометром





В центре мы быстро находим отправную станцию канатной дороги. Эта станция относительно молодая и вагончики на канатах висят приличные, даже с рекламой какой-то наружной.



От здания расходится в разные стороны три линии с "односторонним движением" (по линии идёт один вагончик туда-обратно).



Выход на посадку осуществляется через турникеты, списанные с тбилисского метрополитена по старым жетончикам, но нам не фартит - сегодня, завтра, послезавтра и неизвестно ещё сколько эта станция не будет работать.






Источники фотографий здесь и здесь
Дело в том, что в 2014-го году из госбюджета были выделены денежные средства и многие линии в городе стали на реконструкцию. Вот в такое непростое время нам пришлось оказаться в Чиатуре. Расстроенные такой неудачей, идём смотреть город, а заодно и пытать счастья на других станциях.

Центр города разделён на две части чёрной рекой Квирила. Воду в такой цвет окрашивают марганцевые руды, которые сбрасываются с комбината, да и притоки реки вполне могут в горах размывать рудные залежи и выносить их в основное русло.





В центре довольно мало запоминающихся зданий. Помимо вышеупомятнутой сталинки "Чиатурамарганца", на себя обращает внимание разве что вот этот Дом культуры,



вот этот торговый центр





ну и ещё несколько небольших построечек, с набережной нависающих над рекой и, возможно, бывших когда-то ресторанами или кафешками.




Зато в Чиатуре на меня нахлынули детские воспоминания из 90-х, когда я увидел прекрасные деревянные ларёчки







На заброшенный ж/д-вокзал мы почему-то не пошли - зажевали. Хотя всё, конечно, можно свалить на лютую жару и духоту (ну про это я уже оговорился в самом начале поста).

Железнодорожная станция Чиатуры



Жилые дома спальников раскрашены в яркие цвета








Гуляли мы, значит, гуляли, а потом смотрим, что прямо над автодорогой пронелась какая-то неведовая жестяная херня. Этой хернёй оказался вагончик канатки, но такой вагончик, которых я ранее никогда не видывал, ну разве что в фильме Кин-Дза-Дза))



Мы прошли  ещё метров 150-200 и перед нами выросло помпезное здание с арками, колоннами и всякой лепниной. Ну вобщем полный "привет из 50-х". Вот это и есть то самое здание станции первой в советской истории воздушно-канатной дороги, построенное 60 лет назад.



Мозайка "Ленин-Сталин", выложенная из гальки на фасаде здания станции, может считаться одной из главных визитных карточек города.







Прохожу внутрь и впечатляюсь: на канатах болтается клёпаная кабинка пепелаца. Он дашёл до нас в неизменном виде с 1954 года!



Наступает время в очередной раз разочароваться - обкатать эту кабинку нам тоже не суждено. Реконструкция мать её!

Самый первый в СССР канатный пепелац
Табличка с ценой проезда.  В интернетах пишут, что оплачивается
только подъём, а спуск бесплатный, но к нашему визиту в городе
походу уверенно победил коммунизм, поэтому мы не платили нигде








Зато вторая линия на этой станции оказалась рабочей! Настало время обкатать чиатурские городские канатные линии)))

На этой линии по одному канату движется два вагончика  навстречу друг другу






На лавочке у станции на сумках сидели парень с девушкой - оба иностранной наружности (наши люди так в Чиатуру не ездят ;)). Мы их видели ещё полчаса назад на ступеньках неработающей станции в центре, а теперь решили с ними заговорить. Парень оказался из Германии, а девушка из Словакии, и они тоже приехали в Чиатуру за индастриалом!



Приглашаем их на посадку в нашу ржавую карету, захлопываем дверь и ожидаем. Женщина-диспетчер даёт предупредительный звонок и отправляет нас вверх. Кстати, диспетчер этот по ходу и проживает в здании станции - там у неё есть специально оборудованная комната с кроватью, телевизором и прочими "удобствами". Но может это просто КО?






Итак, мы поехали наверх, довольно весело раскачиваясь и ничего не боясь. Не, ну я то знал, что эти кабинки не оборудованы элементарными стопорными механизмами и мы, случись что-нибудь неприятное, покатились бы под действием земных сил прямо в сталинскую архитектуру, но говорить об этом никому не стал. Иностранцы всё равно ничего бы не поняли, а жену я бы сюда не загнал ни за что.





Прибываем на верхнюю станцию. Здесь нас встречает вторая машинистка-диспетчер. Ощущение, что станция эта собрана из какого-то хлама, что попалася под руку




Если побаиваетесь кататься, то лучше не заглядывайте в машинное помещение



С этого борта ущелья открывается шикарный вид на центр города! Чиатура здесь, как на ладони!



Панорама Чиатуры. Фото кликабельно




Железнодорожная станция Чиатура



Центр



А вот станция, расположенная на другой стороне ущелья. За ней находится жилой дом, который правильнее будет назвать скорее полужилым или треть живым



Сам я там не был по известным причинам, а вот что открылось взору товарища vartumashvili в 2013-м. (Ссылка по клику на фото)




Да, сегодня Чиатура не является "городом будущего", его покидают жители. С 1990-го года население уменьшилось на треть с 30 до 20 тысяч.

Наверху не задерживаемся (жара не ждёт) и отправляемся вниз.



Каково же было моё разочарование, когда я потом узнал, что одна из действующих марганцевых шахт осталась там наверху! Там можно было посмотреть на промышленную УЖД и на вагончики с рудой, которые опрокидывает специальное устройство.



Скооперировавшись с иностранными друзьями, берём такси и едем на городскую окраину, чтобы увидеть там ключевую достопримечательность Чиатуры - горно-обогатительную фабрику, вокруг которой тоже находятся марганцевые шахты. Может быть сложно себе представить, но вот это вот всё работает!



И вот это вот тоже работает!  Перед нами чисто служебная линия канатки, на которую, впрочем, пускают всех желающих



Центральный вход



Кабинка машиниста
Пассажирские гондолы






А вот и машинистки. Левая ведёт вагончики, правая - отдыхает))





Помимо наших, мы видим ещё один синий пепелац (слева в кадре), медленно ползущий с одной стороны ущелья на другую. Сейчас и отправимся туда.







Тут я уже не выдержал и признался товарищам, что в вагончиках остутствует тормозной механизм и обрисовал примерные последствия в случае чего. Удивительно, но все восприняли мою информацию довольно живо и весело, с задором. Ну тут я успокоился - ребятки молодцы))









Прибываем на площадку верхнего "аэровокзала". Вид отсюда сильно впечатляет. Особенно впечатляют ступеньки в пропасть и хлипенькие турнички, отделяющие тебя от этой же пропасти. Однозначно, чиатурские канатки не предназначены для выпимших пассажиров))



Верхняя станция









Станция следующей канатной линии представляет собой деревянный полусгнивший сарай. С неё отправляются на одну из марганцевых шахт.



Механизмы канатного привода в деревянном сарае



Наша очередная карета. Здесь она идёт практически по горизонтали, соединяя два борта ущелья



Сидим на лавочке и ожидаем приглашения на посадку



Операторская кабинка





Перемахиваем через ущелье...



...и оказываемся у въезда в марганцевую шахту



Нашему взору открывается самая настоящая узкоколейная железнодорожная станция с депо.



Рядом находятся рудничные постройки





Подвижной состав представлен контактными шахтными электрвозами (что это такое, мы сейчас увидим на деле)



Машинист управляет электровозом при помощи обычного куска верёвки, соединенного с пантографом :))



Токоприёмник снабжён пружиной и, когда машинист приспускает "вожжи", то он прижимается к контактной сети, отчего электровоз приходит в движение. Вот такая незамысловатая схема))



Гуляние по станции официально запрещено, но если вести себя прилично и предварительно поговорить с охранником, то разрешат пройтись. Главное правило ТБ - не поджариться на "конташке", которая протянута над путями едва ли не на высоте человеческого роста





Пассажирские вагончики. На таких смена уезжает в шахтную черноту



Ну хоть тут нам повезло. Вот-вот в шахту отправится смена. так что остаёмся посмотреть на это действо. Говорят, что особо настойчивым путникам даже удавалось попасть внутрь марганцевых шахт. но только тогда согласования шли на уровне руководства треста. Мы же отмели такую идею, опять вероятно из-за невыносимой жары и духоты))





В 15.30 составчик со сменой шахтёров покатился  в марганцевую черноту





До забоя предстоит путь длиной в 9 километров!!! Ну а что вы хотели - давно уже копают!



Нам пора возвращаться обратно, тем более впереди у нас долгий путь в Боржоми, а у наших заграничных товарищей дорога в Уплисцихе.

Памятное фото с пепелацем





Гамарджобат генацвале!





Помимо пассажирских линий, в городе есть и чисто грузовые промышленные канатки, по которым катаются небольшие вагонетки, гружёные рудой. В местах, где линии пересекают улицы, под ними натянута защитная металлическая сетка, чтоб  случайно в башку не прилетел кусок пиролюзита.



"Спускаемся на землю"



Затем возвращаемся в центр города и находим единственную кафешку с романтическим названием "Париж". В кафе нас отказались понимать по-русски, по-английски, по-грузински (хинкали, хачапури, лобиани) и даже на языке жестов нас отказались понимать. Так и посидели там просто, попили тархунчика...

Пост нельзя было бы назвать полным, если бы в таком городе я не нашёл для пана yozas_gubka хоть одного корча))



На самую-самую закуску пришлось оставить вам ещё одну жирную чиатурскую интересность, которой, впрочем, не стало в 2008-м году. Речь идёт про междугороднюю троллейбусную линию длиной в 40 километров (!!!), пролегавшую в живописной горной местности и соединявшую города Чиатура и Сачхере! Нельзя сказать, что троллейбуса в Чиатуре не стало просто так, после развала СССР он скорее напоминал собой живого трупа. Ну вот так, например.

Троллейбус на линии Чиатура - Сачхере




А история сохранила для потомков вот такие кадры полуживого троллейбуса. Советую всем посмотреть эти полторы минуты, чтобы оценить масштабы трагедии и ржавую задницу рогатого

image Click to view



Говорят, что сегодня на дороге Сачхере - Чиатура ещё можно увидеть следы контактной сети, а в каких-то дворах Чиатуры - гниющие трупы троллейбусов.




Источник фото здесь

Вот этого вот всего я своими глазами не увидел. Вероятно из-за сильной жары и духоты, стоявшей в тот день в городе...

Фото, транспорт, Френдам, города, геология, Грузия, путешествия

Previous post Next post
Up