Решил немножко рассказать и показать, как мы каждый раз добираемся на самую крупную нынешнюю белорусскую зарубежную стройку, расположившуюся в знатных ебенях на границе трёх среднеазиатских государств: Туркменистана, Узбекистана и Афганистана. На промплощадке постоянно находится около 800-900 белорусских специалистов (остальные - туркмены) и каждый из них постоянно проходит одну и ту же логистическую процедуру.
Сегодня всё будет очень прилично и цивилизованно, ведь сегодня мы совершим обыкновенный, даже банальный, авиаперелёт из Минска в Ашхабад, а уже во второй части рассказа, мы будем добираться непосредственно до рабочей площадки всеми подручными способами.
Служебная машина забирает нас прямо у порога института за несколько часов до вылета и везёт в аэропорт. Как правило, мы приезжаем задолго до начала регистрации, потому что машина в первую очередь едет забирать наших же сотрудников, только что прилетевших из Ашхабада. Так что мы праздно шатаемся по залу аэропорта час и даже другой.
В очереди в наш обменник замечены стюардессы туркменских авиалиний. В Туркменистане, чтобы достать сейчас валюту приходится немного поднапрячься. Помню как зимой, при выходе из зоны прилёта, нам не давали прохода люди, просившие сдать им доллары. Что же делают в нашем обменнике стюардессы - я не знаю. Сдают дефицитную валюту? Врядли. Запасаются долларами? Но за что? Не за манаты же их берут?
Посидели в кафешке, взяли с напарником коньячку. Теперь уже можно идти на регистрацию
Стойки регистрации
Всё нормалды - получаем заветные квитки.
Дальше всякие досмотры, паспортный контроль и, конечно же, дьютик.
Ашхабад - это особое направление. При установленных лимитах провоза в Туркменистан сигарет 1 блок и алкоголя 5 литров (с 1 июня 2015 года уже введены новые более жесткие лимиты), некоторые умельцы с нашей стройки умудрялись провозить по 7-8 блоков сигарет и столько же (но только литров) вискаря! Дело в том, что пачка сигарет в Туркмении стоит 20 манат ( почти 6 долларов!) и в принципе можно очень неплохо нагреться на таких перевозках - во всяком случае за вырученные деньги можно жить в командировке, не тронув при этом кровные командировочные)) Когда я впервые ехал в Туркмению, то конечно же всех этих прекрас не знал, потому ничего и не вёз, чем тут же воспользовались ушлые попутчики, втюхав мне под завязку и никотина, и этила. С тех пор сам следую "корпоративной этике" и стараюсь везти по максимуму, чтобы тупо никто мне ничего своего не впарил...
Те, кто не успел затариться сигаретами в ларьках Союзпечати в холле аэропорта, теперь берут синий Винстон в магазине беспошлинной торговли по более конскому ценнику - 12 а то и 13 евро. Вместо пяти блоков сигарет, сегодня я везу три, а вместо традиционных пяти литров крепких напоев, не без опаски решаюсь взять четыре.
В кафе перед посадкой на рейс берём с напарником еще по соточке коньячку, ну а там уже и посадочное время на подходе.
Выходим на посадку
757-й Боинг Туркменских Авиалиний заполняет своё брюхо нашими чемоданами с тушем и салом и дожидается собственно только нас)
Погода стоит самая что ни на есть лётная, но улетать в этот раз как-то абсолютно не хочется. Зато коньяк подталкивает к конкретным действиям: пока автобус вяло наполняется пассажирами, я выхожу, цепляю телевик и внаглую начинаю долбить без разбора всё, что вижу вокруг.
Боинг 737
Ну а этого грех не признать - 154-я ТУшка. Такие до сих пор летают в Болгарию)
Заправщик
Грузовой Боинг 747 компании ТрансАВИАэкспорт
Грузовые ИЛы
Тем временем наш автобус наполнился и мы поехали к своему самолёту. По мере приближения к нашему Боингу, напарник начинает нервничать и приговаривать, что сегодня мы полетим на старье, которому лет 20 наверное.
Грузимся
Аэропорт на прощание
Проходим внутрь, занимаем свои места. Моё место среднее в ряду: слева от меня сидит какая-то азербайджанка из Маров учащаяся Брестского политеха, справа - братан из Туркменабата - студент Витебского меда.
Для всего эконом-класса абсолютно искренне улыбается уважаемый президент Гурбангулы Бердымухамедов.
Прошлым летом мы летали уже однажды Туркменскими авиалиниями и были приятно удивлены их хорошим пайком. В этот же раз нам раздали стандартную пайку от "Белавии"(!): рис, курица, огурец, сыр, булка с кунжутом, вафелька "Витоша".
Садимся в Ашхабаде ночью. Дело номер один - быстрее решить все визовые вопросы в окошке, где сидит серьёзная уважаемая женщина, и прорываться на паспортный контроль.
Несмотря на то, что у нас годовые многоразовые визы, которые стоят между прочим 570 долларов, абсолютно каждый раз, въезжая на территорию Туркменистана нам приходится стоять в этом окошке, чтобы заплатить 15 долларов и еще 2 бакса комсбора. Что это за оплата - я до сих пор так и не понял.
В настоящее время в Ашхабаде строится крупный международный аэропорт, а его обязанности на данный момент исполняет небольшой терминал, построенный несколько лет назад для этих нужд. Не знаю как будет через год, через два, но сейчас в аэропорту считай каждый день творится ад. Примерно в одно время совершают посадку самолёты из Минска, Москвы и Стамбула и все пассажиры скапливаются в огромную очередь.
Если на прохождение паспортного контроля уходит около полутора часов и очередь имеет хоть какие-то признаки цивилизации, то на таможенном контроле после получения багажа ситуация просто краховая. Здесь, впервые прилетевший в страны среднеазиатского региона, сразу с ходу знакомится с понятием "азиатская очередь".
Вот эта демонстрационная картинка ни разу не врёт
"Очередь в Европе и очередь в Азии"
Если вы по старой привычке будете стоять "по-европейски", то вы с удивлением обнаружите, что пропустите абсолютно всю "очередь" перед собой, за собой, пропустите всех желающих из соседних очередей и останетесь один одинёхонек в зале. Так что мы, уважая традиции братского туркменского народа, каждый раз получив багаж, сходу вливаемся в голову первой попавшейся очереди, оставляя позади челноков и студентов, и даже с такой наглостью, на таможнювсё равно уходит около часа времени!
Таможенный досмотр - это всегда лотерея. Туркменский таможенный досмотр - это более увлекательная лотерея. У нас по прилёту в аэропорте проверяют либо выборочно, либо вообще никого не проверяют. В Ашхабаде же идёт тотальный просмотр всех сумок каждого прилетевшего.
За одного человека до меня из очереди выцепили человека (наш ГИП), он открыл чемодан, в котором лежал ОДИН блок сигарет. Восемь пачек таможня забрала, оставив ГИПу всего две. У проходчика прямо передо мной таможенник спросил:
- Сколько везешь сигарет, брат? Четыре или пять блоков?
- Пять, брат. Я же на два с половиной месяца еду же, - умоляюще начинет говорить шахтёр.
- Ладна, давай!
Следующий на очереди - Я. Мои ТРИ блока спокойно проезжают по ленте, и я торжественно выхожу ко встречающим. В сегодняшней лотерее не повезло только нашему ГИПу))
В этот раз нас прилетело довольно много, поэтому встречающему водителю надо будет сделать несколько ходок по маршруту "аэропорт - гостиница", благо что до гостиницы тут всего 10 минут езды.
В появившееся свободное время кто-то идёт менять бакшиш на манаты, кто-то рассматирвает витрины сувенирных магазинов с туркенскими матрёшками,
ну а кому-то, не без надзора уважаемого президента, надо обзавестись местной мобильной связью.
Через полчаса мы покидаем аэропорт - в Абаде уже глубокая ночь. Гурбангулы машет нам рукой на прощание.
Ничего, мы с ним встетимся уже совсем скоро... В гостинице
Вобщем мы с ним теперь не расстанемся на всё время командировки))