Если у вас абсолютно нету времени, но вы хотите посмотреть, как гниют 46 практически новых троллейбусов от "Шкоды", купленных в 2000 году для троллейбусной сети города Ашхабад, то вы можете посмотреть на это фото.
Если у вас времени немного больше и вы умеете пользоваться гугло-картами, то можно самому разыскать на западной окраине Ашхабада автобусное депо (бывшее троллейбусное), где с высоты спутника вам откроются 8 ровных шеренг (7 по 6 и одна - 4) чешских машин, окруженных голубыми и зелеными Хёндаями. Впрочем, я облегчил для вас эту работу - вот скрин.
Ну а если хотите во все тяжкие, если интересно как так произошло, что троллейбусной сети, существовавшей в Туркменской столице с 1964 года, вдруг разом не стало, если есть время посмотреть на гниющие новые троллейбусы, как символ "багатага" Туркменистана, то вам, определенно, нужно сходить под кат. И видеть, видеть это всё своими глазами!
19 октября 1964 года по проспекту Свободы (сегодня Махтумкули) в городе Ашхабад побежали отечественные троллейбусы марки ЗиУ-5, положив тем самым начало развитию троллейбусной сети туркменской столицы.
Троллейбус ЗиУ-5 на проспекте Свободы. Фотография из брошюры "Ашхабад"
Источник фотографии В течении первых лет открывались новые маршруты и в 1971 году их уже было аж 7 штук! В интернете легко найти авторскую схему Максима Гольбрайхта, на которой отображены маршруты движения "рогатых" в 70-е годы. Троллейбусное депо распологалось в западной части города на пересечении улиц Ростовской и Павлова в микрорайоне "Алем" ("Космос").
По клику - схема в оригинальном размере на странице первоисточника.
В 2000-м году был открыт маршрут номер 8 - последний. С тех пор развитие сети пошло только в обратном направлении: из-за постоянных строек и ремонтов, которые не сходят с улиц "беломраморного" и по сей день, линии закрывали на реконструкции, консервировали, просто демонтировали, заменяя их автобусными маршрутами... В 2009-10 годах маршутов было 7, а в 2011-м остался только один - "Автокомбинат - Депо ("Космос").
1 января 2012 года троллейбусов в Ашхабаде не стало вовсе. Контакнтную сеть на улицах демонтировали, а троллейбусы поставили в своё депо, которое было передано автобусному управлению в качестве ремонтно-оборотного для автобусов и для ночлега автобусов, маршруты которых начинаются в близлежащих районах.
Как так? Версий существует, наверное столько же, сколько и людей. Есть версии вполне логичные, а есть и абсолютно абсурдные, но довольно веселые по сути.
Официальная версия звучит просто - троллейбусные линии поставили на реконструкцию. Даже были планы по её расширению и обновлению итак нового троллейбусного парка. В добавок к 47 машинам модели Škoda 14TrM, пришедшим в Ашхабад в 2000-м году за счет, кстати, Всемироного банка, в 2009-м туркмены взяли "на пробу" ЛАЗы, а также наши отечественные АКСМ-ы четвертого поколения "Витовт". Впрочем, их туркмены быстро и отдали назад по неясным причинам.
Версия, которую выдвигает оппозиционный (есть и такой, да) сайт "
Хроника Туркменистана", сводится к тому, что выгода от выпиливания троллейбусов ложится на водителей автобусов и их начальников. Якобы после вечернего "часа пик" многие водители автобусов уходят с маршрутов "на подработку", стригут манаты и отдают большую часть своим "бригадирам". А те, кто остается на маршруте, берут с народа двойную таксу - 40 тенге вместо 20 (по состоянию на 2012 год). Проконтролировать в принципе это невозможно, ибо талонов в автобусах абада не продают - оплата водителю при выходе. Но согласитесь - версия бредовая. Я не верю в такую.
Я больше готов поверить в народную юмористическую версию, согласно которой провода контактной сети просто не понравились Гурбангулы Бердымухамедову, и лидер нации дал мудрый совет своим министрам "убрать эти некрасивые провода под землю". Туркменская смекалка всегда была на высоте, но у неё тоже ведь есть предел, поэтому проще оказалось демонтировать КС, а неугодные троллейбусы спрятать до лучших времен.
Ну а истинная причина, в которую я верю больше всего, тоже связана с Уважаемым президентом Туркменистана. Дело в том, что дважды в день утром и вечером в столице капитально перекрывают всё движение - это Гурбангулы едет на работу и с работы возвращается. В эти часы становится всё движение, даже просить таксистов бесполезно - они никуда не поедут. А вот троллейбус с улицы никуда не денешь, не спрячешь и на другие улицы не перекинешь. Такой вот он неуклюжий.
Впрочем, сейчас это уже не очень то и важно. Мне было важно посмотреть на загнивающих в пустынных условиях европейцев и в один из свободных дней я абсолютно на шару отправился в депо...
Первое, что я готов был услышать в свой адрес, после необычной просьбы у работников пошариться по депо и пофоткать технику на большой фотоаппарат "Пашол нахер!" И я бы пошел. Пошел быстренько, пока бы на меня не вызвали соответствующие органы. Но меня не послали! Один из водителей автобуса очень приветливо отреагировал на мою просьбу и слова "Ведь это же живая история! Надо чтобы осталось на память!":
- Проходи дорогой! Смотри. Вот они все стоят.
Пока я шел по территории, то вспоминал свою родную синеокую и свежайшую на тот момент историю товарища
budgawl, которого приняли в отделение
за фотографирование никому не нужных зданий РОВД и Прокуратуры в Ивье. Во дела! Выходит, что в Туркмении как-то спокойнее в этом плане, чем родной Беларуси :))
И вот я, наконец подхожу к Шкодам. Общий вид
В разные годы на улицах Ашхабада работали такие модели подвижного состава, как ЗиУ-5,ЗиУ-9, ЗиУ-10. С середины 90-х годов до 2008-го года продержались ЛАЗы и ЮМЗ Т2.Ну и как я уже несколько раз сегодня говорил, пришедшие в 2000-м году чешские Škoda 14TrM в количестве 47 штук составляли основную массу парка троллейбусов.
Прохожу внутрь ряда
Все как один
Все троллейбусы еще на гарантии (со слов работников депо), стоят в депо три года, а вот состояние техники вызывает одно только желание - напиться с горя да и всё.
Ржавые штанги и башмаки
Откидная лестница
Система оплаты проезда в троллейбусах Ашхабада была довольно необычной и чем-то походила на таковую в соседнем Иране. Талоны покупались на остановках или у водителя, а при выходе отдавались ему обратно, после чего он должен был "погасить" билет и выкинуть в урну.
Внутрь салонов я не полез - не стал наглеть. Тем более меня уже заприметил один братан на проитвоположном конце деповской территоирии и неуверенно двигался в мою сторону.
Пока он подбирался ко мне, я продолжал делать своё дело, гуляя средь ржавеющей техники.
Бетонная опора с демонтированной КС
Наконец, ко мне подошел братан и представился сторожем. Я сказал, что мне разрешили походить тут и снять всё для истории, на что он сразу заметил:
- Иииии! Пойдем туда! Там вообще история!
Мы прошли в самую отдаленную часть депо и что я увидел! Это же раритетный ЗиУ-5! Тот, с которого всё только начиналось!
Вот это в самом деле находка!
ЗиУ - завод имени Урицкого, который расположен в городе Энгельс.
Вот где он стоит, если смотреть со спутника
Спрашиваю у сторожа почему закрыли троллейбусное движение, на что тот только пожимает плечами:
- Мешают наверное. Они все на гарантии, кстати.
- А почему не вернули просто назад?
- Не знаю. Наверное это сложно. Вот гарантия закончится и их на металл порежут - так проще.
С территории депо ухожу уже почти как свой человек. Сторож провожает.
Среди иностарнных машин находу соотечественника! Новый МАЗ-107!
- Новый, да, - говорит сторож. - Вот этот назад вернут точно. По гарантии
- А что не так? Не понравился?
- Нэ знаю, - пожимает плечами сторож. - Вернут и всё.
Я уже было практически вышел через проходную, но меня окликнул знакомый водитель:
- Э, история! Ты куда? А мы? Мы же тоже история! Нас тоже на память сфотографируй!
- Без проблем! Вот только одна заминка - фотографии будут через два-три месяца. Я же не местный - я из Беларуси.
- Так ты шьто - бульбашЬ? - удивленно вопросил шофер. - Я в Могилёве служил. А ты не из Могилева? А где сам служил? Не в разведке хоть?
- Да нет, - успокаиваю. - Я не шпион, я просто интересуюсь многими вещами - я географ. Ну так фоткаться будете?
В коморке было три водителя да портрет Гурбангулы. Откуда-то притащили молодого башлыка в сером пиджаке с карманами, сказали ему пару туркменских слов, отчего он сделал строгую заточку. Вот такими я их и запечатлел для истории. Фотографию я честно обещал не выкладывать в инет, так что уж извиняйте, товарищи.
Так я благополучно завершил свою экскурсию к гниющим троллейбусам Ашхабада. Вот интересно, как далеко я бы прошел за проходную в каком-нибудь троллейбусном депо Минска?