Несколько впечатлений из шахты…

Jul 15, 2013 18:35

Сегодня я поделюсь своими впечатлениями о первом спуске в солигорские соляные шахты. Расскажу немного о том, как ведется добыча калийных солей и в общем о подземном быте настолько, насколько я успел это заметить. В голове зреет идея расписать про калийные соли намного детальнее, так сказать про все стадии работ, касающиеся их поиска и разведки, но это будет при наличии определенной заинтересованности со стороны читателя, ну или при наличии у меня лишнего времени ))



Ну а сегодня с ветерком катаемся под землей на глубине 620 метров!


Попасть на Второе рудоуправление (2РУ) ОАО «Беларуськалий» из города можно на автобусе № 2, на котором придется ехать примерно 20 минут. Предприятие расположено у пересечения дороги Р23 (Минск-Слуцк-Микашевичи) и Р-55 (Любань-Бобруйск).



Далее: проходная, разрешение на спуск в шахту, переодевание, выдача ламп и самоспасателей, краткий инструктаж…
В 8.30 начинается спуск в шахту. В компании с двумя молодыми девушками, которые должны провести замеры уровня шума рабочих установок, и молодого горного инженера мы заходим в клеть. Клеть - это транспортная кабина для спуска-подъема шахтеров вглубь шахтного ствола, а проще говоря - это лифт.



Спуск клети с рабочими проводят со скоростью 8 -12 м/с. Вроде бы это такая серьезная цифра, но вот я скажу, что высокой скорости абсолютно не ощутил - нас все равно что закрыли в коробке и подвесили в воздухе.

Глубина 620 метров наступает как-то уж очень быстро - через минуты три-три с половиной и мы уже выходим на горизонт «минус 445». Ура! Я побывал ниже самой низкой абсолютной отметки земной поверхности (-406 м - впадина Гхор в Израиле) аж на 40 метров! Ну теперь этот рекорд думаю смогу побить только, когда будем строить Нежинский рудник для «Славкалия».



Как ни в чем не бывало, идем на «остановку» и ожидаем наши "рейсовые автобусы", сидя на деревянных лавках.



Уже сидя здесь на «остановке» я всматриваюсь в стенку выработки и нахожу те самые давно знакомые уху (но пока еще не глазу) сильвинитовые слои 2, 3 и 4 и разделяющие их галитовые 2-3 и 3-4.

Тем временем из глубины шахты появляются транспортные автомобили. Машинка на вид ну очень топорная, и я очень сильно удивился, когда наша старшая группы сперва обозвала их «минками» немецкого производства.



Ситуацию прояснил водитель данного пепелаца. Оказывается чудо, которое он водит, есть не что иное, как интернациональная «солянка»: коробка передач от ЗИЛа, двигатель тракторный от МТЗ, подвеска и колеса от ГАЗ, а кузов бережно сварен на Сморгонском агрегатном заводе. У транспортных средств, работающих под землей на двигателях внутреннего сгорания, выхлоп фильтруется через специальный бак с водой, хотя все равно он ощущается достаточно сильно.



Мы занимаем места в авто и несемся по туннелю с неимоверной скоростью - 30 км/ч! Курс - главное юго-западное направление! Местами расстояние от автомобиля до стенок шахты составляет всего 20-30 см и нам кажется, что мы несемся аж под сотню!



Больше всего, конечно же, удивляет наш водитель, который умудряется вести машину в таких стесненных условиях в полной темноте, да еще и что-то горячо рассказывать пассажиру справа и при этом активно размахивать руками!

Мы же едем в машине как на веселом аттракционе



А дорога тем временем радует нас перекрестками и тупиками, крутыми спусками и подъемами, на одном из которых мы чуть не заглохли и не покатились назад в темноту... Вот мы снижаем скорость - из соседнего тоннеля вышли два шахтера и просят водителя подвезти. Тот очень долго объяснял ребятам, как он сегодня будет «катать», и в итоге они остаются, а мы едем дальше.

Еще через минут десять мы выходим. Перед нами «Лава № 29».



Лава - это название очистной горной выработки значительной длины (несколько сотен метров), вдоль стенки, которой происходит обрушение и выемка полезного ископаемого. Термин «лава» был занесён в шахту первыми добытчиками угля из деревни, где лавами называли узкие скамейки, поставленные вдоль наружной и внутренней стены домов. Скамейки эти были низкими и на них приходилось сидеть, уперев колени в подбородок. В старых шахтах, когда добыча угля велась только с помощью обушка и лопаты, шахтёры рассаживались в забое перед стенкой пласта и каждый принимался кайлить свой пай. Первым углекопам, выходцам из деревни, такое сидение напоминало сидение на домашних лавках. С тех пор длинные забои традиционно продолжают называть лавами.

Проходим в конвейерный штрек лавы, по которому соответственно проложен конвейер))



На ленте мы видим руду, уводящуюся по ленте от забоя



Узнаем расстояние, которое мы проделали от клетевого ствола № 3 - 7420 м. Вобщем уже ясно, что клетевой ствол - ствол по которому происходит спуск-подъем рабочего персонала.



Ствол № 2 (скиповой) находится отсюда на расстоянии 7220 м. Скиповой ствол - это ствол по которому осуществляется подъем полезного ископаемого на поверхность, а также спуск-подъем рабочего оборудования, проще говоря - это грузовой лифт.

Ну а мы тем временем движемся в забой лавы, чтобы лицезреть процесс выемки полезного ископаемого.
Слева от нас расположены огромные домкраты, над нами тяжеленные плиты крепи (масса одной плиты равна несколько тонн!!!), справа - конвейерная лента и стенка с которой в настоящий момент «срезают» породу.



На этом кадре и далее шумы - это соляная пыль. Срезают породу вот такими шнеками установленными на очистные комбайны.



Очистной комбайн



На снимке ниже мы видим, как происходит выемка слоя каменной соли 2-3 (серый), разделяющего сильвинитовые слои 2 и 3 (красные).



Слой 2-3 является вредным компонентом, поэтому в процессе выемки по конвейеру он поступает сначала в соседние с лавой специальные камеры и затем выдается «на гора» (на поверхность), где сразу уходит в отвалы. Вот из чего состоят знаменитые солигорские терриконы.



На снимке ниже мы видим «вынятые» слои 3 и 2-3 и нетронутый пока сильвинитовый слой 2 (уступ внизу).



После того как комбайн пройдет лаву от начала и до конца, вся система при помощи домкратов (слева на снимке) подвигается к стенке забоя и комбайн продолжает дальше врезаться в массив.



Такая технология выемки полезного ископаемого называется селективной, т.е. из продуктивного пласта отдельно вынимают сильвинитовые слои (они дальше идут на обогатительную фабрику) и отдельно слои каменной соли (идут в отвал).

Существует и иная технология выемки полезного ископаемого - валовая. Это когда обрушение массива происходит одновременно с забором сильвинитовых слоев и слоев каменной соли. Другими словами «добывать валом» - мешать все породы в одну кучу, а затем на поверхности уже пробовать отделять «зерна от плевел».

Уровень шума в выработке замерен и мы можем покинуть лаву. При движении обратно меня все больше напрягает постоянный стук моей каски об плиты крепи. По снимку можно оценить высоту лавы - около 1,9-2,0 м.



В шахтной практике это еще достаточно высоко, потому как во многих угольных шахтах Донбасса высота лавы едва превышает 1 метр!!! Шахтеры передвигаются в них на четвереньках, за что получают среди своих прозвище «горбатые» или «четвероногие». Сейчас посетим и такую лаву.

Лава № 29. Фото на память



Наряду с сильвинитовыми слоями 2 и 3 на Третьем калийном горизонте отрабатывается и сильвинитовый слой 4, который лежит на несколько метров выше. Высота лавы, вынимающей этот слой равна всего 1 метр.



Страшно представить, что такой низкий наклонный туннель уходит вглубь на 250 метров и, где-то там внизу у гудящего комбайна на четвереньках ползают шахтеры, дыша соляной пылью! Вот и думайте про з/п в 2000 долларов, стоит ли оно того?

Теперь мы отправляемся поглядеть на работу так называемых проходческих комбайнов (ПК), которые занимаются проходкой вот таких выработок.



Нам туда!



Мы проезжаем по подземным галереям еще несколько километров, затем преодолеваем еще несколько сотен метров пешком и оказываемся у проходческого комбайна.



Машина временно не работает и у нас есть возможность подобраться максимально близко к забою.



На первый взгляд может показаться, что под землей да на такой глубине можно рубить тоннели как вздумается и в какую хочешь сторону, однако дело обстоит как раз наоборот. Проходка выработок в подземном пространстве должна осуществляться в строго заданных направлениях с очень высокой точностью. В противном случае можно легко потеряться в пространстве и вскрыть какую-нибудь скважину, пробуренную с земной поверхности. Результат такой встречи будет один - затопленная шахта. А затопление шахты чревато самыми негативными последствиями: это не только возможные человеческие жертвы, но и огромные убытки предприятия, а то и вовсе потеря рудника.

Направление движения для проходческого комбайна задают маркшейдеры - горные геодезисты. Выглядит это следующим образом.



Маркшейдер выставляет ориентир - лазерный луч, который проецируется на ленте закрепленной на панели комбайна (фото внизу).



Таким образом проходчик, следя за лазерной указкой, ведет комбайн в необходимом направлении. В качестве вертикального ориентира служат уже упомянутые мною выше хорошие реперы - сильвинитовые слои красного цвета.
На снимке выше мы видим узкие шнеки, направленные в кровлю выработки и небольшие отверстия (шпуры), пробуренные с шагом 1,5- 2 метра. Эти шпуры бурятся специально для дегазации массива.



Дело в том, что наряду с сильвинитами и галитами в разрезе месторождения встречается и такой коварный минерал - карналлит (смесь хлорида калия и магния). Существуют участки, где содержание карналлита повышается, т.е. сильвинитовые слои замещаются карналлитом. Эти места являются потенциально опасными, потому как в них наблюдаются повышенные концентрации газов. В процессе проходки неоднократно случались выбросы газа из массива под огромным давлением, в результате чего тяжелые многотонные комбайны отбрасывало на десятки метров от забоя! Теперь через определенные интервалы в кровле бурятся дегазационные шпуры, которые постепенно высвобождают газ и снижают давление.

Что еще рассказать про этот комбайн? Порода, которую он вынимает поступает на транспортную ленту (над комбайном) и сбрасывается назад на самоходный вагон. На снимке ниже - груженый рудой самоходный вагон. Как видим, выемка осуществляется валовым способом («всё в кучу»).



Если отогнать комбайн от забоя, то можно увидеть похожую картину. Опять же мы здесь наблюдаем разрез калийного горизонта, состоящий из чередования слоев сильвинита и каменной соли.



Сильвинитовые слои распространяются практически горизонтально и являются целостными, однако иногда в шахте можно встретить и проявления тектонических процессов. Вот, например, мы видим тектонические нарушения, по которым происходит вертикальное смещение сильвинитовых слоев.



Амплитуда вертикального смещения сильвинитового слоя на снимке равна 15-20 см. По вертикальному разлому мы видим упомянутый выше карналлит (оранжевого цвета).

А вот перемятые и разорванные в клочья сильвинитовые слои.



Если не видно так, то изображу схематически таким образом. Нарушения показаны черным цветом, сильвинитовые слои - красным



Тем временем замечаем, что от клетевого ствола мы находимся уже на расстоянии более 11 километров! До подъема клети на поверхность (11.45) остается не так уж и много времени, поэтому нам уже надо разворачиваться обратно.

И вот, снова клеть, пара минут и мы на поверхности. Идем сдавать амуницию, но до этого успеваем сделать совместное фото на память.



Еще читать про калийные соли Беларуси:

Где в Беларуси растут кристаллы?

Фото, Геология Беларуси, Френдам, геология, шляхамі Беларусі, Я

Previous post Next post
Up