Сегодня в рамках нашщего маленького флешмоба мне досталось слово Баня.
Вот оно должно было достаться не мне! Я не фанат бани, бываю там редко и не очень понимаю прикол собираться там компанией. Но это понятно почему :)
Потому что, конечно же, я не настолько красивая, чтоб в бане не стесняться того, как я выгляжу.
А еще длинные мокрые волосы - это красиво и сексуально, а мокрые короткие - это фу и ужас.
Так что если не мыться, а именно посидеть компанией - то нет, это не ко мне.
Хотя, конечно, бывали в моей жизни и хорошие банные вечера.
Как минимум три.
Один запомнился тем, что я впервые увидела баню, пристроенную прямо к дачному дому. Ну то есть из комнаты дверь ведет в предбанник (хотя выход из самой бани на улицу, чтоб выбежать в сугроб, там тоже есть). Удобно, в том числе и тем, что чай и пиво ты пьешь не в предбаннике, а в комнате, за нормальным столом.
Второй был на подмосковной даче одного архитектора. Даже не так, целой архитекторской династии. И там было Очень Много Крутого. Сама дача была, наверное, 50-х годов, и я постоянно чувствовала себя попавшей в фильм или картину того времени. Выход из зала на веранду. Застекленный эркер. Круглый стол посередине комнаты. И печь. И участок не 6, а все 20 соток, уходящий в сосновый лес. И на участке никаких тебе грядок, только газон и кусты.
И баня - как отдельный домик, у которого на втором этаже очень уютная и теплая гостевая комната. И вот там была хорошая компания. И я не стеснялась, поскольку "я тогда моложе, и лучше, кажется, была" (с)
Вот, на картинке, прям очень похожая баня :)
Третья баня, по контрасту, была Тру Деревенская Баня. на берегу крохотной речушки, как полагается - в некотором отдалении от собственно дома. Но именно там меня научили из парной бежать окунаться в эту речку, и я поняла этот кайф :) Да и вообще, любая поездка в деревню хороша, если едут две влюбленные пары :) и все друзья, и лето, и небо высокое и голубое.
Смотри-ка, думала мне нечего про баню сказать. А выяснилось, что очень даже есть!
Еще хочу вспомнить добрым словом одну интереснейшую книжку, вот эту: Алексей Галицкий, "Щедрый жар", 1980 г. издания. Читала ее в детстве, многие страницы (и очень талантливые рисунки!) до сих пор помню наизусть. Особенно меня поразил, помнится, один эпизод: русские после революции окультуривают алтайцев. И выясняется, что у них женщины вместо трусов носят штаны из тонкой косульей кожи, и не снимают их, и не моются целиком в принципе.
До сих пор с содроганием вспоминаю этот ужас!
Цитирую весь фрагмент:
"Глаза яснее видят
Афанасий Коптелов, старейший сибирский писатель, в романе «Великое кочевье» одним из первых в советской литературе запечатлел приобщение алтайцев - маленького, отсталого и вымирающего народа - к новой жизни, к культуре. Сейчас это покажется невероятным, но в старое время алтайцы никогда не мылись, не знали, что такое баня. Приобщение к простейшим правилам гигиены было здесь отнюдь не простым делом - побороть вековое суеверие, дремучие предрассудки.
Вот фрагменты из «Великого кочевья».
«…Сейчас Борлай начнет полоскаться. Он скорее других забыл седую, как столетия, заповедь “Не умывайся, и счастье будет жить в твоем аиле”.»
…Русская женщина Макрида Ивановна стала одним из организаторов «Дома алтайки». Здесь постигали азы грамоты, несложную мудрость шитья, привыкали соблюдать личную гигиену. Вот пришла юная Яманай.
«- У меня как раз банька поспела, - встретила ее Макрида Ивановна. Она достала чистое белье новое платье и душистое мыло. В предбаннике Макрида Ивановна потрясла перед Яманай ковшом и сказала:
- Ковш. Ну, говори смелее ко-овш».
Макрида Ивановна попыталась помочь девушке раздеться, но та стыдливо запахнулась: с малых лет говорили ей что тело честной женщины никто не должен видеть, кроме мужа.
«- Что ты, милочка моя, надо раздеться! - приговаривала Макрида Ивановна, тихонько разжимая ее руки. - Помоемся. Будешь ты у меня беленькая да свеженькая, как огурчик.
Яманай покорно опустила плечи, готовая на все, но, когда Макрида Ивановна предложила ей снять штаны из тонкой косульей кожи, она закричала, схватившись за голову: “Худо будет!”»
Но все же Макриде Ивановне удалось уговорить девушку раздеться. «Уронив голову на грудь, Яманай нащупывала завязки. Оставшись голой, она прижала руки к животу и повернулась лицом в угол. Макрида Ивановна посмотрела на одежду алтайки и вскрикнула:
- Ой, батюшки, страсть сколько их! Да как же они тебя, миленькая, не заели? Придется всё спалить в печке…»
Приходили новые женщины из кочевий. Макрида Ивановна спрашивала:
- Кто сегодня в баньку собирается? Какая бабочка хочет чистой ходить? С мылом мойтесь, хорошенько. Мыльце серо, да моет бело."