Вот тут
http://nuci.livejournal.com/238367.html#comments Нуси пишет об условиях жизни рабочих в начале 20-го века. Как и обещала, рассказываю некоторые подробности о нашем, сормовском, прошлом.
Итак, я взяла у родителей книгу «История Красного Сормова». Также в ней лежит еще несколько вырезок из газет, посвященных истории Сормова, и брошюра столетия школы № 82.
Издание это вышло в 1969 году, к 120-летию с основания Сормовского завода. Поэтому мы, с одной стороны, делаем скидку на явную пропагандистскую направленность книги, с другой - тем не менее понимаем, что в подготовке используются исторические документы.
Книга довольно редкая, московское издательство «Мысль» выпустило ее тиражом всего 25 тыс. экземпляров. По советским временам небольшой тираж :)
Рассмотрим же, что пишут о положении рабочих на заводе НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ - до этого было несколько иначе, но нас же интересует период, непосредственно предшествующий 1905 году.
Как пишет Нуси про Горького (роман "Мать"): Однако, у него несчастные угнетаемые рабочие:
- Живут втроем в двухкомнатной отпаливаемой квартире (одна комната впрочем маленькая)
Жилище.
«До середины 1890 г. Рабочие кадры завода в основном комплектовались за счет местного и окрестного населения…» Администрация предпочитала именно их. «Им предоставлялись лучшие, вышеоплачиваемые места в механических цехах и на судоверфи. Пришлые же получали наиболее трудоемкую работу с меньшей оплатой». Кроме того, местные зарабатывали как раз на сдаче внаем комнат пришлым. Это порождало своеобразный антагонизм.
«Огромный наплыв рабочей силы на Сормовский завод в конце прошлого века привел к тому, что в его окрестностях разросся целый фабричный поселок… Всего в фабричном поселке, который раскинулся на 6 верст, к началу нового века проживало более 40 тысяч человек». (Стр 60)
Далее мне лень перебивать - перескажу своими словами коротко.. На 2/3 это было пришлое население, и естественно, место его проживания «напоминало огромный временный лагерь». Многие местные жители под жилье рабочим сдавали даже бани. Отдельные домовладельцы умудрялись держать по 2 комплекта жильцов из разных смен.
Но в конце прошлого века заводовладельцы наконец-то попытались несколько разрядить жилищный кризис. На собственной земле они продавали рабочим ГОТОВЫЕ постройки «с уплатой за них в рассрочку или выдавали долгосрочные ссуды на обзаведение домом, при этом отводили желающим небольшие земельные участки»
Вашу мать. Заводовладельцы. На своей земле. В долгосрочную ссуду. Готовые дома.
Там-то дальше делается очень советский вывод, что тем самым рабочих загоняли в долговую кабалу. Но мы-то знаем, что и сейчас ипотека на таких шоколадных условиях - огромная редкость!!!
Про стоимость. На стр. 57 приводятся такие цифры: самые квалифицированные рабочие получали в месяц 50-60 р, а неквалифицированные - 15-18 р. В 1885 г. был принят закон, обязывающий предпринимателей выплачивать зарплату деньгами, а не товарами и «харчевыми записками».
Для сравнения. Стр. 119. «»Из 57 учителей Сормовской церковно-приходской школы 23 получили образование в духовной семинарии: закон божий преподавали более 10 учителей, каждый из них получал в год 800 рублей, тогда как учителя арифметики и русского языка получали всего лишь по 200-300 рублей в год». То есть высокооплачиваемые учителя по 67 р в месяц, низкооплачиваемые - по 17-25 р. Как раз сравнимо с рабочими.
Надо заметить, что поводом для волнений на Сормовском заводе послужило снижение расценок на работы, причем произошло оно с началом русско-японской войны, в 1904 г.
- Не голодают, едят досыта
- Имеют возможность почти ежедневно тусить по кабакам
- Имеют парадные костюмы.
« В конце 19 и начале 20 века в Сормовском фабричном поселке в рабочем быту переплетались элементы городской и сельской, крестьянской культуры. Если воскресные классы, книги, газеты, лекции, любительские спектакли, музыкально-танцевальные вечера входили в быт передовой части рабочих, то сезонники и те, кто пришел на завод сравнительно недавно, вели несколько иной образ жизни. Они отличались от коренных сормовичей даже внешним видом: носили бороду, одевались по-крестьянски. Но в лаптях даже и новичку теперь уже не полагалось появляться на работе, а тем более, в общественном месте. «Фабричный парень - и вид у него должен быть как подобает»,- говорили в Сормове». (Стр 63)
Есть выходные, в которые они ходят в церковь
И не только в церковь. По свидетельству даже этой книги, « с годами все чаще в среде заводской молодежи стали появляться люди с возросшими культурными запросами. Отдельные рабочие стали интересоваться газетами, литературой, политикой. От общей массы пролетарского населения такие рабочие отличались трезвым поведением, любовью к чтению книг, заботой о своем внешнем виде. В рассказах старейших сормовичей о развлечениях того периода говорится следующее: «В воскресенье более культурные рабочие занимались рыбной ловлей, охотой, катались на лодках, ездили в лес гулять» «В свободное от работы время некоторые рабочие читали газеты, играли в шашки, шахматы».
Далее - в 1898 г в здании ремесленного училища появились воскресные технические курсы для взрослых рабочих. В первую же зиму на курсы записалось свыше 400 слушателей. В том же году в Народной столовой открыта бесплатная библиотека-читальня. В начале века ее посещало уже до тысячи читателей. При той же народной столовой открылся самодеятельный театр, там же - рабочий хор, духовой и струнный оркестры, там же силами энтузиастов-интеллигентов устраивались публичные лекции и народные чтения.
К слову сказать, все это очень согласуется со мнением моей бабушки, которая говорила дословно следующее: «Кто не пил, тот жил хорошо».
- Имеют возможность получать визиты врача на дом и доступ к оперативному вмешательству
На рубеже веков «все так же неблагополучно обстояли дела с медицинским обслуживанием. На 40 тысяч жителей поселок при заводе имелось 3 врача, 7 фельдшеров и акушерок и один фармацевт. В заводской больнице стояло 40 коек для больных и 4 кровати для рожениц». (Стр. 65)
- Имеют возможность покупать книги
- Дети умеют читать (ещё до своего увлечения революцией)
В 1881 году начато строительство школы (на удерживаемые с каждого заработанного рубля копейки). 14 января 1885 г она открыта - Сормовская церковноприходская школа. Класс девочек открыт в 1887 г. Все желающие, конечно, не попали в эти классы. Определяли по жребию. В 1893 г. построено новое, двухэтажное здание школы, но и оно слишком мало. В школе было 408 детей, их обучали 7 учителей, жалованье у которых было в 2-3 раза выше, чем в других церковных школах. По признанию «Нижегородских епархиальных новостей» от 14 января 1895 г., школа занимала весьма видное место в ряду всех церковноприходских школ Нижегородской епархии и даже за ее пределами. (Это уже из брошюры «100 лет средней школе №82 г. Горького», выпущенной к юбилею школы в 1985 г). Школа полностью содержалась за счет рабочих и служащих завода. Обучение, учебники и письменные принадлежности были бесплатными.
С 1894 г. учителя и некоторые служащие завода проводят «Народные чтения» для взрослых. В воскресные дни - «воскресные вечера» в помещении народной столовой.
В 1897 г. школа расширяет свой профиль, вводит новые предметы(геометрия, алгебра, физика, техническое рисование и черчение, а также обучение слесарному и столярному делу) и становится шестилетней (до этого - двухклассное образование). Правление акционерного общества «Сормово» стало ассигновать на школу 5000 р. ежегодно.
В 1901-1902 гг в школе обучается уже 1500 детей, кол-во учителей - за 70.
В 1903 г. открыто трехэтажное с полуподвалом здание школы На верхнем этаже были не только классные комнаты, но и церковь для школьников.. Именно оно сохранилось и по сей день
- В зимнее (точнее не летнее) время уходят на работу в сумерки и возвращаются с работы в сумерки (!)
Еще в 1887 г. был принят закон об ограничении рабочего дня в 11 ч. 30 мин. (стр. 57) Но да, одним из основных лозунгов большевиков был призыв к 8-часовому рабочему дню.
Интересно, что Заломов (прототип Власова) - потомственный пролетарий, но не совсем сормович. Его дед и отец десятки лет проработали на судоремонтном заводе Курбатова (это сильно меньший, чем Сормовский завод).. Сам Петя 15-летним мальчиком попал на тот же завод учеником слесаря, то есть к тому времени, как он устроился слесарем в механический цех в Сормове, он отнюдь не был новичком в слесарном деле, а был довольно опытным рабочим. И был местным, а не пришлым, то есть ему было где жить, и они подкармливались с имевшегося огорода. К тому же мать Заломова сдавала угол в их доме, то есть у их был дополнительный приработок.
Дальше мне немного лень уже, да и время позднее, но в принципе, если будет интересно - это не единственная книга по истории родного края у меня ;)