Кому выгоден теракт, произошедший 19 июля в Казани?

Jul 20, 2012 00:31

Есть как минимум пять структур или организаций, на которые вполне логично может пасть подозрение в организации покушения на жизнь муфтия Татарстана Ильдуса Файзова и убийства его бывшего заместителя Валиуллы Якупова. Вот они: Федеральные спец.службы (с ведома или без ведома Путина), местные татарстанские силовики (это версия Гейдара Джемаля), татарские "ваххабиты-салафиты-фундаменталисты", получившие духовное образование за рубежом, кавказские мусульманские экстремисты (или они же, но в сговоре с татарскими экстремистами) и, наконец, местные (или даже не местные) русские националисты-имперцы. У каждой из этих групп есть свой мотив: Русским националистам (которые никогда не прочь побаловаться огнестрельным оружием и взрывчаткой) хотелось бы спровоцировать федеральную власть на более активное вмешательство в дела Татарстана. Самостоятельность Татарстана им как кость в горле. Им хотелось бы превратить Татарстан в "Казанскую губернию" без малейших признаков татарской культуры. Кавказским экстремистам очень хотелось бы распространить зону военного конфликта с Кавказа на всё Поволжье. В Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии есть немало исламистов, желающих создания "исламского халифата" на территории всех мусульманских республик. По их мнению, не хватает лишь искорки, чтобы воспламенить всю мусульманскую умму России. Татарские "ваххабиты-салафиты-фундаменталисты" очень не любили Файзова и Якупова за их приверженность к традиционному татарскому исламу - по их мнению, чересчур толерантному и умеренному (например, татарская поп-певица может почти нагишом выйти на сцену, не опасаясь за свою жизнь - чего нет практически ни в одном другом мусульманском регионе мира. А уж о том, что татары едят свинину и жрут водку известно всем). Ну и, наконец, федеральные спец.службы, которым бы тоже хотелось подмять Татарстан под федеральную власть, лишив его всех остатков и без того куцей автономии.

Разберёмся с каждой из этих групп. Кавказские экстремисты вряд ли решились бы на убийство ни в чём не повинных людей. Убийства на Кавказе почти всегда тесно связаны с кровной местью, клановой борьбой, родовыми связями или возмездием за предыдущие убийства. Кроме того, теракт в Казани предполагал участие целой группы людей, а также транспортировку оружия через многочисленные дорожные посты и т.д. Всё это слишком хлопотно. Да и странно было бы заниматься убийствами в канун священного для мусульман месяца Рамадан.

Местные силовики, по мнению Гейдара Джемаля, могли совершить этот акт якобы для того, чтобы показать Москве, что после смещения с поста бывшего главы местного МВД Асгата Сафарова и чистки в рядах татарстанского МВД в результате ЧП в посёлке Дальнем местные полицейские силы настолько ослабли, что не смогли предотвратить теракт. Дескать, местные силовики хотят возвращения прежнего статуса кво. Но тут напрашивается вопрос: для чего? Им платят те же зарплаты, у них та же самая работа, те же самые обязанности... Какая им разница, кто сидит в кресле министра? Версия Джемаля мне кажется неубедительной.

Татарские "ваххабиты-салафиты-фундаменталисты" слишком трусливы и никогда не держали в руках оружия. Максимум, на что они способны - это писать кляузы, петиции, доносы, выходить на пикеты с участием нескольких человек и уж когда совсем "озвереют", отобрать ту или иную мечеть у представителей традиционного ислама. Т.е. это не боевики, не террористы, а большей частью демагоги и болтуны. Тем более, что некоторое время назад они одержали убедительную победу над муфтием Татарстана Ильдусом Файзовым, не позволив ему отнять у себя знаменитую казанскую мечеть Кул Шариф, чтобы переместить её под контроль Духовного управления мусульман Татарстана. Сторонники имама Рамиля Юнусова практически прогнали Файзова из мечети (см. видео http://www.youtube.com/watch?v=YkGXz0E-sFI ). Спрашивается: зачем им убивать побеждённого?

Местные русские националисты имеют связи с аналогичными организациями в других регионах России, которые нередко связаны с полуфашистскими и фашистскими элементами. У последних есть лагеря для обучения молодёжи военному делу, они проводят уйму времени в спортзалах и на стрельбищах, а отдельные представители даже участвовали в военных действиях в Боснии, Чечне и других горячих точках. То есть, теракт им по плечу. Но всё-таки, местные русские националисты вряд ли хотят рубить сук на котором сидят: Любой конфликт в Татарстане коснётся их самих и их семей. Поэтому, и эта версия не особо убедительна.

А вот федеральные спец.службы, московские силовики, вполне могли бы исполнить с большим профессионализмом любой теракт. Никаких "сдерживающих факторов" у них нет. С их точки зрения, муфтий Татарстана Файзов должен был выполнить очень важную задачу: создать твёрдую "вертикаль власти" внутри разношёрстной мусульманской уммы Татарстана. То есть, отстранить "фундаменталистов" и подчинить все их мечети Духовному управлению Татарстана (оплоту традиционного ислама в республике), сделав, таким образом, мусульманскую общину более управляемой и подконтрольной как местным властям, так и Москве. Но Файзов (как показывает история с Рамилем хазратом), не справился с этой задачей. Видимо, потребовалось срочно заменить его более энергичным и сильным муфтием, который бы не церемонился с радикальными течениями.

Чтобы понять, почему эта задача так важна и неотлагательна для Москвы, нужно иметь в виду следующее: Почти в каждом, даже "чисто русском", регионе России, есть мусульманское меньшинство - от одного-двух процентов в одних областях до десяти-пятнадцати в других. И вот тут есть очень важный, но малоизвестный момент - практически в каждом российском регионе, за исключением Кавказа, мусульманскими организациями руководят татары. А это значит, что всё, что происходит в Казани, рано или поздно распространяется по всей татарской диаспоре. Казань - это духовный центр для всех татар мира. Иными словами, если в Казани, например, победили бы ваххабиты, то и во всей остальной России на местах к руководству мечетями постепенно пришли бы ваххабиты. Поэтому, всё, что происходит в мусульманской умме Казани и Татарстана, имеет далеко не только местное значение. Отсюда понятно, почему Москва так нервничет по поводу любых проявлений "фундаментализма" в Татарстане - ведь если начнётся вооружённый конфликт внутри татарского ислама, то отзвуки конфликта будут слышны буквально во всех регионах России.

Именно поэтому Москва поручила Шаймиеву начать грандиозный проект в древнем городе Булгар, где предки татар приняли ислам в 922 году. Теперь этот городок постепенно превращается в своего рода "Мекку Севера" и оплот традиционного (т.е. умеренного и рабски преданного Москве) ислама. Там строятся огромные мечети, там хранится самый большой в мире Коран, туда вкладываются огромные деньги. Всё это разрешается и поощряется Москвой не из-за любви к исламу, а из-за страха перед экстремистскими течениями в нём. Поэтому, слабый и безвольный муфтий, не сумевший административно расправиться с "ваххабитами" был не только не нужен Москве, но в какой-то мере даже представлял угрозу безопасности России. Скорее всего, поэтому его и пытались убрать федеральные спец.службы.

террор, Россия, татары, ислам, Татарстан

Previous post Next post
Up