Оригинал взят у
uchenic_89 в
Озерные мореходыВ первой половине июня этого года состоялся байдарочный поход по Онежскому озеру.
Нам не нужно семь футов под килем,
Непременно попутных ветров.
Но проходим мы многие мили
Вдоль извилистых берегов.
Мы матросы особого рода
И особые наши труды.
Мы - озерные мореходы,
Робинзоны пресной воды.
Действующие лица:
Сергей (
tomeotoge ). Арзамас.
Артур. Москва.
Григорий (
uchenic_89). Москва.
Байдарка Щука-1. (Со стабилизатором).
Байдарка Маринка-2
Первые разговоры о походе начались в марте, а планы, как потом выяснилось, Сергей вынашивал еще с прошлого года. И не просто вынашивал, а собирал полезную информацию - карты, отчеты, погодные условия и пр. Совсем основательно начали готовиться с апреля.
Состав группы определился довольно быстро: с Сергеем мы друг друга проверили в
прошлогоднем походе. С Артуром мы дружим с первого курса института. У него не было опыта хождения на байдарках, но, будучи опытным рыбаком, он имел опыт жизни в походных условиях, в том числе в Карелии, и всю необходимую снарягу. У других наших друзей и знакомых не было либо желания, либо возможности к нам присоединиться. Кого-то мы сами не позвали, т.к. несмотря на отсутствие на маршруте порогов и даже шивер, его вряд ли можно отнести к "матрасным".
Еще за неделю до похода было не ясно, на каких байдарках мы пойдем, но я все-таки решился, и купил Маринку. О чем пока не жалею.
01.06 День 0. Москва.
В 10 часов вечера на Ленинградском вокзале мы погрузились на 92-й поезд Москва-Мурманск. Сергей добирался на метро и приехал в сопровождении Кати (
kainis_dk), у которой в этот день был день рождения. Свой рюкзак Сергей еще утром, когда приехал с Арзамаса, оставил в камере хранения. Прелесть байдарок Щука в том, что они легкие и компактные. Свою Щуку-1 Сергей сумел запихнуть в один рюкзак со всеми вещами. Нас с Артуром довез до вокзала на машине отец Артура, что было весьма кстати, учитывая количество набранных нами вещей. У меня был рюкзак с Маринкой и рюкзак со своими вещами, у Артура рюкзак и палатка. Палатка у Артура большая, четырехместная. Она имеет большой удобный тамбур, и в ней можно стоять в полный рост. За это приходится нести с собой дополнительные 11 кг веса.
Поезд отправился в 22.20. Места у нас были в одном отсеке плацкартного вагона, и мы, закинув рюкзаки под лавки и на верхние багажные полки, мы проговорили до часа ночи, пока нам не стали делать замечания. Артур и Сергей до этого дня были не знакомы, но общие интересы нашлись очень быстро. Впрочем, Артур - человек не слишком разговорчивый и чаще предпочитает слушать.
02.06 День 1. Петрозаводск - Шала - Малые Гольцы.
В 12.18 сошли с поезда в Петрозаводске. Погода отличная. Путь длиной меньше 3-х км до водного вокзала проделали пешком часа за 1.5, регулярно останавливаясь передохнуть или перехватить руки. Шли по центральной улице, спускающейся от вокзала прямо до набережной, потом по набережной до водного вокзала. Сделали несколько снимков на набережной.
Купили билеты до Шальского по 905 рублей. Билеты в Кижи стоят в 1.5 раза дороже и, насколько я понял из разговоров, продают их сразу в 2 конца и с экскурсией. То есть нужно около 3-х тысяч с носа. Купить билет в Кижи в один конец чтобы там остаться на день-два у людей не получалось. Хотя могу и ошибаться, слушал в полуха разговоры у кассы.
Кометы в Кижи ходят 3-4 раза в день, в Шальский - 2 или 3 раза в неделю. Разницу в цене могу объяснить только популярностью Кижей у туристов, т.к. по расстоянию от Петрозаводска они не дальше Шальского.
Наша комета отходила в 17.30 и у нас еще оставалось время закупить продукты. Я остался сторожить вещи, а ребята отправились обчищать осматривать местные продуктовые магазины. Здесь стоит отметить, что, ввиду некоторых ограничений по здоровью у отдельных членов команды, мы вынуждены были исключить из нашего меню некоторые виды продуктов. Продукты брали в расчете на двухразовое питание. Из консервов решили брать тушенку и сайру, из круп - гречку и рис. Кроме того взяли чай, сахар, соль, сгущенку, шоколад и привезенные из Москвы сухофрукты и немного конфет.
Когда ребята вернулись с продуктами, мы с Сергеем еще раз отправились в город, чтобы поискать динамо-фонарь для зарядки телефонов и что-нибудь перекусить. Зашли в виденный нами по дороге от вокзала магазин рыболовного снаряжения. Магазин неплохой, но нужного нам фонаря мы там не нашли. Зато нашли его в магазине "Спортмастер" в торговом центре, расположенном напротив. В такие магазины заходить, конечно, опасно, глаза разбегаются, но мы сумели сдержать себя в руках и купили только фонарь.
Наша комета подошла к причалу без четверти пять, но посадку, как и обещали, дали только за 15 минут до отплытия. За это время вокруг столпилось довольно много народу и мы стали опасаться, что нам будет непросто найти места с нашими баулами. Билеты продавались без мест, а за багаж сказали доплачивать на корабле. Наши опасения не оправдались, и мы спокойно разместились в конце первой палубы. За багаж доплатили всего 150 рублей и то, наверно, можно было не доплачивать, практически сами напросились.
По расписанию комета от Петрозаводска до Шальского идет ровно 1.5 часа. Доплыли без приключений, но с опозданием на 15 минут. По дороге слушали женщину-врача, ехавшую в командировку в Пудож. Еще из Петрозаводска в Пудож можно добраться на автобусе, но стоит он немногим меньше кометы, а ехать часов 8. Раньше, говорят, еще вертолет летал, но не очень давно отменили.
В 19.15 высадились в Шальском. Метрах в 50 от причала нашли более или менее приличное место для стапеля. Стапелились больше 3-х часов! Маринку, конечно, можно собрать за полчаса, но мы ее видели в первый раз и, хоть у нас и была инструкция, потратили мы раз в 5 больше времени. Лично меня больше всего удивило, что баллоны, при накачивании, гнут стрингера. Собрали немного неправильно, дека осталась незастегнутой, но этим решили заняться после. С Щукой никаких проблем не возникло. Она тоже была первый раз в походе, но у Сергея уже был большой опыт обращения с Щукой-2, с не сильно отличающейся конструкцией. Да и с надувнушками, на мой взгляд, должно быть попроще, чем с КНБ. Собираться мешали комары, от которых химия, обильно вылитая на себя, почти не помогала.
Переложили вещи в гермы, погрузились и в 22.30 наконец-то отчалили! Поход можно считать начавшимся!
Прошли 2.5-3 км до выхода из устья р. Водлы и еще около 5 км до Малых Шальских (Гольцов) островов. Первый оказался занят и мы высадились на втором. Было это около половины первого. Пока плыли, село солнце. Но сильно темнее от этого не стало и мы поняли, что фонари можно было не брать.
На ужин сварили роскошный суп из сырков, томатной пасты и консервов. Стоянка неплохо продувается, комаров значительно меньше, чем в Шальском. А может уже спать легли. Много чаек. Дневник сел писать в 3 часа ночи, без фонаря.
За день пройдено ~ 8 км.
03.06 День 2. о. Малый Голец - о. Большой Голец - о. Василисин
В 8.30 утра поднялся Сергей. Потом Артур. Потом я. Сергей искупался. На завтрак доели вчерашний суп, попили чаю. Не взяли никаких моющих средств, песка тоже нет - посуда осталась жирная. Палатка стоит на тонком слое мха, покрывающего камни. Колышки втыкать почти некуда. Лес на острове преимущественно хвойный, дров достаточно. Погода солнечная, жарко.
Вышли в 12.10. В 12.25 высадились на о. Большой Голец. На нем раньше работали заключенные, добывали камень. Два больших креста. На одном намотана колючая проволока. Остатки стен из камней. Атмосфера на острове негативная, задерживаться не хочется. Нашли спиральку из камней. Доложили по камушку.
По описаниям, на острове должен быть петроглиф с изображением лебедя, но мы его не нашли.
Отчалили в 13.20.
В 16.30 дошли до о.Василисин. Немного подождали Сергея - переход был длинный и он поотстал. Влево по берегу видна моторная лодка. Прошлись по берегу вправо. Нашли готовую стоянку с дровами. А рядом на берегу лежал лед! Оказалось, что не обязательно быть альпинистом, чтобы найти, где перезимовать лето!
Вернулись к байдаркам, дошли до стоянки, расположились. Все успели неплохо обгореть на солнце. Делать ничего не хотелось, а солнце продолжало припекать.
Поужинали рисом с рыбными консервами. Раза 3-4 мимо проходили рыбаки на моторках. Один раз кто-то специально приплыл за льдом. Накололи себе льда и ушли. С нами в разговоры никто не вступал, нам тем более никто не нужен.
По очереди, по двое сходили на маяк - основную достопримечательность острова, ради которой сюда и шли. Вещи без присмотра решили не оставлять, поэтому кто-то все время находился в лагере. Маяк хорош! В этом году его еще обшили снаружи досками.
Спать улеглись около часа ночи.
За день пройдено ~ 15 км.
04.06 День 3. о.Василисин - о.Курдило
Ребята встали в 8, меня подняли в 8.30. На завтрак попили пустого чаю. Сфотографировались на леднике, нырнули пару раз в воду. Бодрит!
Неспешно собрались и около 11 отчалили. Около часа дня дошли до Лосьих островов. Вошли в пролив между островами и встали на левом береге - на о. Малый Лосий. Сварили рис и ели его со сгущенкой. Отдохнули.
Искупались. Сергей даже доплыл до небольшого островка на входе в пролив. Вода в проливе почти теплая, гораздо теплее, чем в открытом озере.
Неожиданно у Сергея началась аллергия. То ли сгущенка оказалась дрянная, то ли гнус какой укусил. Он выпил супрастин, постепенно полегчало. Но лицо еще долго оставалось немного опухшим.
Собираться стали около половины шестого. За Большим Лосьим погромыхивало.
Вышли в открытое озеро, держа курс на острова Унойских шхер. Ветер, волны. Маринку стало стабильно заливать при взрезании волны. Пристали к Большому Лосьему. Решили идти вдоль берега. Сергея в это время на Щуке прошел чуть ли не половину нужного расстояния. Связались с ним по рации. Отчалили, прошли немного вдоль острова. Продолжало немного заливать и были опасения, что волны могут еще усилиться. Опять причалили к Б. Лосьему. Сергею пришлось к нам возвращаться.
Стали думать, что делать с Маринкой. Вставили на место кормовую распорку, которая непонятно когда выскочила, подкачали баллоны, в хвост засунули надувной мячик. Правый баллон перекачали, поэтому нас потом ощутимо сносило влево. У Сергея нашлись запасные пробки для шлангов баллонов и мы воспользовались ими, т.к. при стандартном соединении шлангов выходил воздух. Разобрались, как одеваются юбки. Загрузились, одели юбки, отчалили. Идти стало гораздо легче. Маринку перестало заливать.
Дошли до ближайшего острова Унойских шхер, пошли дальше, вдоль островов. Встреченные рыбаки сказали, что дальше хороших стоянок нет, но, немного поплавав между островами, около полуночи мы высадились на западный берег о. Курдило. Место оказалось вполне приличным. На ужин ели гречку с куриными консервами. Легли в 3 часа утра.
За день прошли ~ 19 км.
05.06 День 4. о. Курдило - Пертищи
Встали в 11 часов. Немного спустили правый баллон у Маринки. Разогрели остатки гречки с тушенкой, попили чай.
Собрали вещи, искупались, отчалили. Без приключений дошли до о. Лукостров. Постояли на воде в тенечке, поели сухофруктов, сверились с навигатором и картой. Решили обогнуть остров и идти к о. Мудр. За бухтой, на другом конце острова высадились из-за сильных волн. Попили чай с шоколадкой. Мох горит как порох. Для разведения костра это хорошо, но в то же время сухой мох представляет опасность. Костер нужно окапывать!
Показалось, что волны поутихли, вышли. Шли с юбками, но все равно Маринку сильно заливало. Нервы себе немного пощекотали. Она, конечно, теоретически должна держать 200-250л, но проверять это на практике в километре от берега не хотелось. Шли почти по колено в воде. Налегли с Артуром на весла. Выскочили на о. Ближний. На подходе к острову волны стали поменьше. Подошел Сергей на Щуке. Его тоже залило, но гораздо меньше. В Маринке плавали гермы. Разгрузились, слили воду. Развели костер на камнях, погрелись. Загрузились. Надувной мяч переложили из кормы в нос. Нос больше ничем не загружали. Решили идти в Пертищи. Судя по описаниям, там должна была быть записная стоянка. И с намеченным маршрутом все согласовывалось - от Пертищ почти кратчайшее расстояние до Оленьих островов.
Отчалили. Артур шел с юбкой, я - без, т.к. заливало в основном спереди. Волны стали потише и почти не захлестывали. Дошли до материка, пошли вдоль берега. Мест, где можно было бы встать, довольно много. За мысом Скала-Пертище открылся вид на песчаный пляж и оборудованную стоянку. В описании точка стоянки стояла за следующим мысом, поэтому на всякий случай сходили посмотреть. Ничего интересного. Вернулись. Стало холодать. Вылезли на песчаный пляж. Быстро переоделись в сухое, развели костер. С северо-востока надвигалась тучка, поэтому быстро поставили палатку и закинули в тамбур вещи. Тучка прошла мимо.
Стоянка действительно оказалась записной.
На ужин сварили харчо из пакетиков с добавлением риса и куриных консервов. Слопали с большим аппетитом.
В бухте волны. Ветер дул северо-западный и все усиливался. Холодало.
Легли около 3-х часов.
За день пройдено ~ 14 км.
06.06 День 5. Пертищи - о.Южный Олений
Спали часов до 11. По шуму волн, доносящимся до палатки, было понятно, что спешить некуда. Дул очень сильный северо-западный ветер. С трудом поставили тент, который прикрывал костер и немного места вокруг него. Сильно лучше не стало. На завтрак-обед была гречка с сайрой.
Во второй половине дня отправились с Сергеем осмотреть мыс и пофотографировать.
Обнаружили, что с другой стороны мыса светит солнышко, а волн и ветра почти нет. Решили перетащить вещи и байдарки и попробовать совершить переход до Оленьих островов. Артур скептически отнесся к этой затее, но мы настояли.
В несколько заходов перенесли все вещи. В камнях видели ужа. Спустили и заново накачали баллоны у Маринки. При спущенных баллонах удалось застегнуть деку. Часть продуктов, которые до этого грузились в Маринку, переложили в Щуку. Из Маринки вытащили надувной мяч.
Загрузились. Артур шел с юбкой, а я опрометчиво от нее отказался, т.к. на предыдущих переходах, меня почти не заливало. Сергей отчалил немного раньше, мы все еще возились. Отчалили. Время - около 8 вечера. Если верить навигатору, по прямой до о. Южный Олений от той точки было всего 16.5 км.
Очень быстро потеряли Сергея из виду. Нас ему во все переходы было лучше видно - у нас с Артуром были оранжевые спасжилеты, а у Сергея жилет был защитного цвета. В рации несколько раз раздались потрескивания, но было непонятно - то ли Сергей нас вызывал, то ли садились батарейки. В любом случае, связь была потеряна, визуальный контакт тоже. Гребли дальше, в намеченном направлении. Нас стало сильно сносить вправо. Почти весь переход работали только правым веслом. После прохождения 2/3 пути, волны стали усиливаться. Продолжало сильно сносить вправо. На большинство волн нас поднимало, но нет-нет, да и захлестывало. Пришлось пожалеть об отсутствии второй юбки. Солнце медленно село за горизонт, а мы продолжали бороться с волнами. Волны постепенно усиливались. Наконец, мы наметили ближайшие деревья на берегу и гребли прямо на них, тормозя и поворачиваясь на месте каждый раз, когда нас разворачивало не в ту сторону. Добрались до берега. Крупная галька, о которую били неслабые волны. Но мы были сильно измотаны, и сил дальше бороться с волнами и искать более удачное место уже не осталось. Когда выбрасывались, Маринку кидало волнами на камни и заливало. Быстро выпрыгнули, выкинули вещи, отчерпали котелком воду и с трудом перевернули байдарку, чтобы слить воду. Вытащили ее на камни. Повреждений не было.
Артур развел костер, переоделись в сухое. Включил мобильник. Время 0:15. 11 пропущенных звонков и 3 смс от Сергея. Пробовал ему звонить - не соединяет. Смс уходили со второй или третьей попытки. Оказалось, что Сергей в был Пертищах. Потеряв с нам связь по рации и визуальный контакт, он решил вернуться, подумав, что мы вернулись в Пертищи, хотя прошел уже значительную часть пути. После восстановления связи он хотел тут же плыть к нам, но мы отговорили - были большие волны и кроме того мы не могли точно установить свое местоположение. Сергей написал, что выйдет рано утром.
Мы поставили палатку прямо на камнях у воды, в лес решили не ломиться. Ужинать не стали, я только погрыз немного сухофруктов. Сильный ветер. Укрепили палатку камнями, затушили костер. Тут выяснилось, что в герму с моими вещами попала вода (позже обнаружилась дырка) и половина вещей промокла. В том числе спальник. Палатка и пенки, естественно тоже мокрые, т.к. плавают без всяких герм. Заново костер разводить не стали. Оделся потеплее, укрылся сырым спальником, устроились поудобнее на камнях и спать.
07.06 День 6. Пертищи - о. Большой Климецкий - о. Южный Олений - о. N1
В 8 утра пришло смс от Сергея. Он уже переплыл залив и искал нас. Попытались его сориентировать, но только еще больше запутали. Сходили на разведку по берегу в разные стороны. Оказалось, что мы на острове, но не на Климецком. Я вышел один на легке на Маринке. Поплыл вдоль берега на север. Рация не работала, замена батареек ее не оживила. Дойдя почти до конца острова, заметил Сергея. Он плыл в мою сторону. Развернулись, дошли до лагеря. В 11:30 группа снова была в сборе!
Ночью Сергей не спал. Спалил в Пертищах водные тапочки. Это была 3 пара обуви, сожженная им в походах - стал настоящим туристом! Утром греб с 2:30 до 11:30 с небольшими перерывами. Высаживался на Б.Климецком. Видел гадюку. За 15 часов намотал, наверное, больше 50 км.
Поели гречки с тушенкой. Отдохнули. Подкачали Маринке баллоны. Волны мешали грузиться. Щука обычно грузилась на берегу и стаскивалась в воду уже с вещами.
Отчалили около семи вечера. Обогнули остров с юга, вошли в пролив Олений Остров. Здесь вода была совершенно спокойной, а остров был гораздо живописнее. Сергей два раза причаливал и углублялся в лес. На Южном Оленьем добывали известь, а также обнаружены древние захоронения. Остались входы в шахты, которые сейчас засыпаны и завалены камнями и шмотками колючей проволоки.
Пока Сергей все это фотографировал, у него сел единственный аккумулятор, заряжать который было не чем. На острове можно найти 2-3 оборудованные стоянки.
Пошли дальше вдоль Б. Климецкого. Когда вышли из-под прикрытия Ю.Оленьего волны опять усилились. Слабее тех, что были накануне, но тоже ощутимые. Прошли между Б. Климецким и Северным Оленьим, затем обогнули Климецкий и пошли вдоль берега. Справа много небольших островков. Впереди показались верхушки церквей. Мы решили, что это Кижи и стали искать стоянку. Искали не меньше получаса. Приличных мест не было, оборудованных стоянок - тем более. Наконец высадились на маленьком островке с видом на Кижи. Примяли траву, развели костер, поставили палатку. Как обычно много комаров. Поели гречки с сайрой. Улеглись в 2 часа ночи.
За день прошли ~13 км
08.06 День 7. о. N1 - поселок Ямки - о.N2
Встали в 12.20! В палатке жарко, как в бане. Поставили котелок для чая. Мимо прошла большая тучка. Обнаружилось, что фотоаппарат Артура тоже вышел из строя - отсырел и картинка в объективе выглядела мутной. Долго возились и собирались, вышли только в пятом часу. Держали курс на ближайшие дома. Дошли до причала, спросили про магазин. Он оказался метрах в ста от нас и рядом с берегом. Причалили. Деревня называется Ямки. Магазин небольшой, но вполне приличный. Цены тоже - не ниже московских. Закупили консервов, шоколадок, конфеток и пачку гречки. Обогнули остров, с воды полюбовались всемирно известным церквями и домами. Хотели сфотографироваться, но фотоаппарата Сергея не хватило даже на один кадр, а мой был очень далеко запрятан. У пристани возле Кижей видели два больших четырехпалубных круизных теплохода. Позже они нас один за другим обогнали.
Дальше шли между островами и огибали мыс, периодически сверяясь с навигатором. Островов много и легко заплутать или попасть в залив. Обогнули мыс, пошли на север. Там должен был быть пролив, выходящий в губу, которую нам предстояло пересечь. Остановились в начале одиннадцатого на неплохой стоянке на безымянном острове напротив о.Калгов. Решили половить рыбу. Оборвали два поплавка, один потом подобрали возле берега. В честь захода в магазин, сварили полпачки риса с тремя банками тушенки. После ужина я еще покидал блесну. Часто цепляло за камни, но раза с пятого или шестого вытащил маленького щученка. Тут выяснилось, что возиться с ним никто не хотел и все уже наелись. Бросил (да-да, бросил :( ) в воду. Надеюсь, выжил. Впредь решил ловить рыбу только при нехватке продуктов. Легли около половины третьего.
За день прошли ~15 км.
09.06 День 8. о.N2 - о.Заячий
Встали в 11. Разогрели остатки риса с тушенкой (или тушенки с рисом). Вышли около 2-х часов. За час дошли до пролива, прошли его и еще километра полтора на север вдоль берега. Вода была более или менее спокойная. Было два варианта - делать переход сразу или идти вдоль берега до виднеющегося далеко на севере острова. Остановились на первом варианте. Прямо на воде одели юбки и рванули к другому берегу. Пересекли губу меньше, чем за 4 часа. На этот раз, Маринку сносило влево. Ближе к концу перехода выскочила привязанная сзади пенка. Хорошо что Щука шла прямо за нами и Сергей ее подхватил. Пенки он убрал к себе, а мешок с вещами, который был привязан вместе с пенками, я положил себе на колени поверх юбки. Волны не давали считать ворон чаек, Маринку несколько раз захлестнуло, но внутрь много воды не попало. По словам Сергея, на Ладоге волны побольше бывали. Под конец перехода солнце закрыло тучкой и стало довольно холодно.
Около семи часов встали на отличную оборудованную стоянку на восточном из Заячих островов (по карте 23041) в северной его части. До Кондопоги оставалось чуть больше 30 км, которые надо было растянуть на 4 дня. Ужинали гречкой с куриными консервами. Сходили с Сергеем за дровами. Нашли непонятную конструкцию состоящую из длинной мачты с прибитыми к ней двумя поленами и козиной с большими ячейками из коры наверху. Перепили мачту в двух местах, взвалили на плечи и тащили по камням через весь остров. В честь этого устроили себе второй ужин.
Просидели у костра до половины третьего. Немного почистили стоянку - пожгли часть стеклянных бутылок, разбросанных по кустам.
За день прошли ~24 км.
10.06. День 9. о.Заячий - о. N3
Встал в 11.20. Сходил вдоль берега, притащил два сосновых бревна. Долго пытался развести костер. В 12.20 встали ребята, тоже принесли дров. Наконец развели нормальный костер. Ветер тащил тучки со стороны Петрозаводска, погромыхивало. Поставили вариться гречку. В 13.40 пошел дождь, загнал в палатку.
Во второй половине дня прояснилось, решили идти дальше. Вышли около половины седьмого. Обогнули мыс, вошли в губу. Встречные рыбаки первыми в контакт не вступают, мы тоже. Берег каменистый, сосновый. Явных стоянок нет, но при желании встать можно. Прошли небольшую губу, в глубине которой виднелось село Кулмукса. Вдоль берега много моторок. Встали на безымянном острове, отделенном от населенки мысом. Стоянка была оборудована костром и изрядным количеством бутылок. На другом конце острова обнаружил большой белый камень с интересными выщербинами. Вдоль берега лежали еще несколько больших белых камней, выделяющихся на общем серо-желто-зеленом фоне, но этот был особенным. После ужина сходили к нему пофотографироваться. Чем, видать, прогневали местных богов, испортивших нам погоду на остаток похода. Пока мы устраивали фотосессию на шаманском камне, Артур пытался ловить рыбу, призывно плескавшуюся возле берега. Сначала он кидал блесну. Безуспешно. После ужина, состоявшего из гречки с сайрой и чая, Артур отправился рыбачить с воды на Щуке. Снова неудача. То ли место не то, то ли камень уже начал нам мстить за посягательство. Я тоже попробовал пройтись на Щуке. На воде стоит хорошо, идет легко, не вертится, благодаря стабилизатору. Спать легли около 3-х часов.
За день прошли ~11 км.
11.06 День 10. о.N3 - о.N4
Часть ночи и почти весь день шел дождь. Отлеживались в палатке. В 3 часа погрызли сухофруктов. Дождь прекратился ближе к вечеру. С трудом развели костер, сварили гречки с тушенкой. Отчалили около половины девятого. Обогнули соседний большой остров, вышли в губу. Волны приличные, ветер. Шли с юбками. Довольно быстро проскочили 3 км открытого пространства и укрылись за длинным островом, лежащим параллельно берегу. Тут волн почти не было. Шли вдоль острова, любовались красивыми скалистыми берегами. Точнее, это два острова, но проход между ними очень узкий. За вторым островом решили искать стоянку, повернули налево, внутрь архипелага островов. Пролив между островами оказался перегорожен канатами - частная территория, как нам сказали. На берегах пара коттеджиков, на воде плавучая платформа. Нам разрешили пройти. Прошли поверх плавающих по воде канатов, стали искать стоянку. Слева была маленькая бухточка с оборудованной стоянкой, но заросшая травой и совсем не продуваемая. Решили поискать еще. Встали на другом острове на скалистом берегу о-очень хорошо продуваемом. По дороге налетели на Маринке на камни. Слезли, обошлось. За стоянкой хвойный лес, но с дровами не очень. Ребята нашли спиленную сосну, распилили, принесли. Костер развести не успели, пришлось срочно ставить палатку - опять начался дождик. Быстро поставили, забросили вещи в тамбур, залезли сами. Пожевали сухофруктов и спать. В этот раз необычно рано - всего в пол первого ночи.
За день прошли ~ 8.5 км.
12.06 День 11. о.N4 - мыс M
Встали около 9. Дождик кончился, но холодно и сыро. Ноги мерзнут даже в носках и в спальнике. Ребята вылезли разжигать костер, потом и меня подняли. Развели костер. Развесили сушиться вещи. Дождик иногда пытается накрапывать. Сварили гречки с тушенкой, попили чай. Натянули еще веревку, перевесили вещи ближе к огню. Немного прояснилось, но тучи все шли и шли. Сходили с Сергеем, еще попилили ту сосну.
Вышли около 3-х. Около 5-и высадились на мыс в 3 км от Кондопоги. Погода немного разгулялась, но прохладно. По дороге видели оборудованную стоянку на острове, но занимать не стали - слишком "приторная" - даже клеенка от ветра натянута. Развели костер - тоже долго не хотел разгораться, все еще сырое после дождей. Сходил на разведку вдоль берега. Мыс большой и каменистый, есть красивые разломы. Несколько костровищ.
На ужин сварили рис с сайрой. Палатку на мысу ставить негде - везде камни. Перенесли лагерь подальше вглубь мыса. Палатка все равно встала под углом, но если согнуть ноги в коленях, то был шанс не скатиться. Еще посидели у костра. Когда собрались спать, опять начал моросить дождик.
За день прошли ~ 8.5 км.
13.06 День 12. Мыс М. Дневка.
Проснулся раньше ребят. Прохладно. Из спальника вылезать не хочется, но в спальнике мерзнут ноги. Выбрался на мыс, на солнышко. Ветерок пробирает, но жить можно. Погода хорошая. Встали ребята. Сварили рис. Над нами весь день летали истребители, некоторые довольно низко. Похоже, у них недалеко аэродром.
Стоянку решили не переносить - слишком много хлопот, а до Кондопоги рукой подать.
Весь день светило солнце. Сначала загорали, но потом поднялся ветер, и загорать стало холодно. Залезли с Сергеем в палатку, спали до вечера. Вечером стали варить рис. Оставалось еще 1.5 пачки. Половина промокла и испортилась. Я заправил рис сгущенкой, Артур тушенкой, а Сергей есть не захотел. До этого еще поклевали кураги и жаренных на крышке котелка мокрофрутктов (промокших сухофруктов). Легли рано, часов в 11. На ночь утеплились дополнительной одеждой. Поставили будильник на 8.
14.06 День 13. Мыс М - Кондопога.
В 8 проснулись. По палатке барабанил дождь. Решили еще поспать. В 9 встали, хоть все еще капало. Костер даже не пытались разводить - слишком сыро, да и есть не очень хотелось. Собрали вещи, аккуратно прыгая по скользким камням, спустили байдарки на воду, отчалили. Пока собирались, дождик кончился.
До ближайших домов Кондопоги было 3 км, но до места намеченной высадки - около 8. Прошли нормально. Волны были, но попутные.
Кондопога встретила нас запахом заводского дыма и причалом, возле которого стояли баржи с лесом. Дальше пришлось обходить плавающие в воде бревна и цистерны. Высадились в 11.50 в намеченном месте, менее чем в 2 км от вокзала. Это была зеленая поляна со следами костром, битым стеклом и прочим мусором. Переоделись, собрали байдарки, упаковали рюкзаки. Опять начал моросить дождик. В 14.20 дотопали до вокзала. Пока писал дневник, ребята сходили в магазин, купили йогурты и шоколадку. Потом еще купили магнитики в киоске у вокзала.
В семь часов вечера сели на поезд. Тот же самый, 91-й. У нас было 3 верхних боковых места в противоположных концах вагона. Закинули рюкзаки повыше и завалились спать. В вагоне было много детей и других отдыхающих, так что выспаться удалось не всем.
За день пройдено ~ 8 км.
15.06 День 14. Москва
Прибыли на Ленинградский вокзал в 11.37. По домам разъезжались ровно в обратном порядке тому, в котором собирались. На вокзале нас встретила Катя и увлекла Сергея в метро. Отец Артура встретил нас на машине и развез по домам. Все, поход окончен!
Напоследок несколько пейзажей:
Итоги:
За 13 дней прошли маршрут по Онежскому озеру от поселка Шальский до г. Кондопога - 161 км, если считать переходы прямыми линиями. Побывали на островах: Шальские (Гольцы), Василисин, Лосьи, Унойских шхер, Оленьих, Б.Климецком, Заячьих.
Маршрут прошли с запасом по времени. Запас закладывался изначально, на случай плохой погоды.
Щука прошла маршрут без повреждений. У Маринки вылетело 3 болта из фальшборта.
На маршруте мы не встретили ни одного туриста.
Сергей: "Для тех, кто соберётся в поход на судах разного класса - на "щуках" надо держаться за КНБ (в том случае, если она превосходит щуку по скорости) не ближе 0,5 метров, но и не дальше 5-6 метров. Если таким образом "упасть на хвост", то легко держать темп и двигаться кильватерной колонной."
Может мы и ошибка природы,
Но любимый её недочет.
Мы - озерные мореходы,
Покорители пресных широт.