Страна заходящего солнца. Часть 8. Армия, флот и порт Карфагена.

Jun 24, 2012 19:02



За оградами, сложенными из светлого песчаника, виднеются роскошные сады, окружающие виллы с белыми крышами. Настала очередь осмотра памятников древнего милитаризма. Карфагенские гавани, военная и торговая, находятся в десяти минутах ходьбы от терм Антонина Пия. Вся военная мощь Карфагена основывалась на двух столпах - это армия и флот. 




Командующего армией избирал совет старейшин. Полководец был наделен самыми широкими полномочиями, однако во время войны подчинялся «совету ста четырех». После победы в войне карфагеняне устраивали в честь отличившегося военачальника праздник, напоминавший римский триумф. Во время праздника солдаты, проходя по городу, вели пленных врагов. Сухопутная армия Карфагена состояла из пехоты, конницы, боевых колесниц позднее замененных  боевыми слонами. Ядро армии составляла «Священная дружина» - отборный пеший отряд, состоявший из представителей самых знатных карфагенских родов. Здесь проходили подготовку будущие военачальники карфагенского войска. Члены «священной дружины» были вооружены железными доспехами, медными шлемами, длинными копьями и большими щитами, обтянутыми слоновьей кожей. Возглавляли армию и флот представители олигархии. В принципе, каждая народность, входившая в состав Карфагенской державы, формировала особый род войск. Например, из ливийцев составлялась пехота, из нумидийцев - легкая конница, вооруженная дротиками и мечами, из жителей Балеарских островов набирались отряды пращников, самые меткие в то время. Как говорят историки, завидев стаю летящих уток, эти снайперы договаривались, кто в какую птицу будет стрелять, и каждый промах встречался громовым хохотом остальных, ибо неточный выстрел считался позором. Гордостью армии Карфагена были знаменитые боевые слоны. Их численность доходила до трех сотен. Слонов использовали для прорыва вражеских рядов, а также истребления противника. В карфагенской армии, по разным оценкам, служили от 25 до 55 тысяч человек, собственно жителей Карфагена. Легко понять, что без помощи наемников карфагеняне не могли вести войну. Карфагенская республика была достаточно богата, чтобы содержать не только первоклассную армию, но и мощный торговый и боевой флот. Карфагенские купцы бороздили Средиземное море и заходили в Черное, проникали через канал, связывавший Нил с Красным морем, в Индийский океан и добирались до Индии и Цейлона. Финикийские моряки, находившиеся на службе у египетского фараона Нехо II, впервые обошли вокруг Африки, опередив на двадцать столетий Васко да Гаму. Вдали от берегов днем они ориентировались по Солнцу, а ночью - по Малой медведице и Полярной звезде. Открытие этих способов навигации строго держалось в тайне. Финикийцы первыми начали строить килевые корабли нового типа, способные совершать дальние плавания и нести на себе большой груз. Превосходным материалом для морских  судов стал ливанский кедр, а связи с другими странами дали финикийским корабелам возможность заимствовать технические новинки. Их корабли были не плоскодонными, а килевыми, как у «народов моря», что сильно увеличивало их скорость. Изобретение киля было сродни открытию колеса. Он сразу укрепил корабль и позволил связать его в продольном и поперечном направлениях. Мачта по египетскому образцу несла прямой парус на двух реях. Вдоль бортов в один ряд располагались гребцы, а на корме были укреплены два мощных весла, которые использовались для поворота судна. Торговые суда строились вместительными, поэтому их корпус был коротким и широким. В трюм загружали амфоры или кожаные бурдюки с зерном, вином, маслом. Более ценные товары размещали на палубе, которая ограждалась деревянными решетками. На носу корабля закрепляли громадный сосуд для питьевой воды. Длина такого судна достигала 30 метров, экипаж состоял из 20-30 человек. От такого судна ждали не быстрого хода, а большой грузоподъемности и остойчивости. Двигались такие суда лишь в дневное время и по возможности старались не удаляться от берега, заходя во встречные гавани за продовольствием и свежей водой. Именно поэтому финикийцы обустраивали колонии вдоль всего побережья Средиземного моря. После Х века до н. э. у финикийцев появились боевые суда. Они были легче торговых, но длиннее и выше - гребцы располагались на двух палубах для большей скорости. Над ними возвышалась узкая площадка, защищенная щитами, с которой воины во время битвы обстреливали врага из луков и забрасывали дротиками. Но главным оружием был грозный таран, обитый медью и поднятый над водой. Корма корабля вздымалась вверх, как хвост скорпиона. Большие поворотные весла размещались не только на корме, но и на носу, что позволяло почти мгновенно совершить поворот. Корабль мог перевозить до сотни человек - воинов, команду и гребцов, которыми часто были рабы. Чтобы поддержать флот в готовности, власти Карфагена, каждый год призывали на переподготовку несколько тысяч человек. Для Карфагена, как и для других античных городов-государств, незыблемым оставалось правило: нельзя было одновременно мобилизовать сухопутную армию и флот. Даже поразительно, что у Карфагена при таком большом флоте еще оставалось, кому служить в армии. По данным археологических раскопок, первый искусственный порт был построен в Карфагене в первой половине 6 в. до н. э. при Магонидах. Этот порт представлял собой длинный канал, прорытый к морю.



Вскоре его засыпали, а вместо него построили новую «стоянку» для судов - торговую и военную гавани, соединенные каналом шириной до 22 м. Вход в порт преграждали массивные цепи. По свидетельству современников это был обширный круглый бассейн, окружённый огромным кольцеобразным зданием, колонны которого поднимались из воды. Триеры проплывали между колонн внутрь арсенала и по наклонной плоскости поднимались в сухие доки. Посреди бассейна возвышалось круглое здание с доками и адмиральской наблюдательной башней, доки были рассчитаны на 220 кораблей. При этом внутренняя гавань Котон  -  предназначалась для военного флота. Двойная гавань, где билось торговое сердце Карфагена, долгое время оставалась для археологов загадкой. Глядя на две большие поблескивающие на солнце лужи воды, лежащие на севере, между Саламбо и Дермешем, трудно представить, что одна из них, по описанию Аппиана, некогда представляла собой огромный прямоугольный бассейн, сообщавшийся с морем и предназначавшийся, несомненно, для нужд торговли, а вторая - кругообразный бассейн, обнесенный двумя стенами, где вокруг островка Адмиралтейства стоял на якоре военный флот.



Именно здесь, в середине прошлого века, Бёле обнаружил, как он считал, основные детали плана расположения обеих искусственных гаваней. Но розыски местонахождения этих гаваней продолжались. Их искали в открытом море, в заливе Крам, у подножия холма Бордж-Джедид, в Тунисском заливе. И немалая ирония заключается в том, что после полувековых раскопок и споров, исследователи вернулись к гипотезе Бёле. Глядя на эту большую лужу, состоящую из двух мелководных прудов с ветхими сараями по берегам трудно поверить, что это, остатки былого военного могущества великой державы.

Котон., карфагенский флот, ливийцы, гавань, нумидийцы, Священная дружина Карфагена

Previous post Next post
Up