котлета по-американски

Dec 17, 2020 10:01

Впервые американские котлеты с немецким названием «гамбургер» появились в Израиле в 1959-м году. Безусловно в Тель-Авиве и, конечно, на улице Дизенгоф. На углу улиц Дизенгоф и Фришман, прямо под книжным магазином Эйби Натан открывает свой ресторан «Калифорния». Ресторан - это я из уважения к Эйби Натану так назвал этот прилавок с плитой и несколько столиков вокруг.
«Калифорния», о которой я уже рассказывал, совершила революцию в национальном спорте Израиля - пожрать! Американские котлеты не были кошерными, подавались с картошкой-фри, нарезанной толстыми ломтиками и на столах стояли бутылки с американским кетчупом. Не то, чтобы тельавивцы не видели до этого котлет. Клопсы (домашние котлеты) готовили хозяйки по всей стране, независимо от страны исхода.  Но гамбургер….  Это Америка!
В «Калифорнии» было несколько видов этих самых американских котлет с немецким названием. Обычный говяжий гамбургер на 200 или на 300 граммов, чизбургер - та же котлета, но с ломтиком сыра. Так как изначально мясо в «Калифорнии» было не кошерным, то тонкий, почти прозрачный ломтик сыра уже никому не мешал. Из одного ломтика картошки, подаваемой в «Калифорнии», можно было нарезать порцию сегодняшнего «макдональдса».  Но это в 2020-м... а тогда был 1959-й, люди ходили по улицам без масок, еще можно было кушать прямо в ресторане, и ходить на работу.


Вообще-то это странная история.  Самая популярная в мире котлета - из Америки. А называется она в честь немецкого города Гамбурга, который я очень люблю. Почему? Там живет моя мама!
История рассказывает, что в 18-м веке немецкие моряки из свободного города Гамбурга были частыми гостями во всех портах Балтийского моря. А именно оттуда чаще всего отправлялись корабли в далекую Америку. И котлета, которую жарили моряки на камбузах своих кораблей, вместе с эмигрантами из Европы, покорила далекую страну. Примерно та же история произошла и со знаменитыми сосисками из другого немецкого города - Франкфурта.
Ну, а мы вернемся в «Калифорнию», на столах которой в том далеком, 1959-м году, кроме бутылок с кетчупом, можно было увидеть бутылки с настоящим американским виски, если американский виски можно назвать настоящим. «Джони Гуляка» успешно конкурировал с непонятным напитком под названием «Скотч», который разливали в винодельне «Кармель».


Плоская плита в «Калифорнии» завораживала.  Огня видно не было, он горел где-то внизу, зато плита находилась не на кухне, как это было принято ранее, а у всех на виду. И это тоже был умный ход Эйби Натана. На плите всегда жарилось мясо. Даже если в ресторане не было клиентов, на плите шкворчала и шипела круглая американская котлета. Запах ее разносился по улице, и проходящие мимо не могли остаться равнодушными. Даже сытые не могли устоять. Ну, а уж дети….  Это отдельная история. Котлеты-гамбургеры были идеально круглые - их лепили с помощью специальной формы.  Толсто нарезанная картошка была «один в один» - и ее резали с помощью специальных ножей. В беспорядок израильской кухни «Калифорния» внесла немецкую точность и американскую производительность. Проходящая мимо футбольная команда через десять минут могла продолжить свой путь с тренировки на море, и все держали в руках абсолютно одинаковые булочки с абсолютно одинаковыми котлетами. Даже ломтики лука и помидор были одинаковыми.
Но, Эйби Натан не был поваром. Он был революционером. И после гамбургеров он увлекся музыкой и радио. И в этом направлении его путь был нестандартным, но об этом в другой раз. А сеть ресторанов «Калифорния» в Израиле так и не возникла.
Зато в 1966-м в стране открывается первая сеть импортных котлет. В этот раз они были не американскими, и даже не немецкими, хотя и назывались «гамбургер». В 1968-м году на тель-авивской площади имени Зины Дизенгоф (ну, вы би и сами догадались - где еще в Тель-Авиве такое может случиться) открывается первый филиал английской сети гамбургеров «Уимпи».  В первые два года «Уимпи» открыли несколько своих филиалов только на загородных заправках «Сонол» - англичане, это вам не американцы.  Они начали свой путь к желудкам израильтян издалека, неспешно.
«Уимпи» - это сеть баров, названная в честь Велингтона Уимпи, одного из героев популярного комикса про морячка по имени Попай. И если сам Попай питается шпинатом, то Уимпи покоряет гамбургерами. Но, как вы и сами догадываетесь, ни одно хорошее начинание не может обойтись без участия еврея. В 1950-м году, чикагский еврей по фамилии Голд, открыл несколько закусочных, где готовились котлеты из Гамбурга под названием «гамбургер» и сосиски из Франкфурта под названием «франкфуртер». Видимо, неплохо готовились, так как за несколько лет Голд сколотил неплохое состояние.  В то же время английская компания «Лайонс», владевшая сетью «народных» закусочных, разбросанных по улицам британских городов, как раз переживала тяжелые времена.  Им необходимы были новая идея и деньги. Неведомые пути бизнеса свели Голда из Чикаго, и владельцев «Лайонс» из Лондона. Результатом этого союза стала новая сеть гамбургеров «Уимпи». Новая сеть использовала уже существовавшие помещения «Лайонс» и удачную рецептуру Голда.
В 1970-м году в «Уимпи» было более тысячи! филиалов в 23-х странах и Израиль была одной из них. «Макдональдсу» до них еще было далеко.




19-го октября 1966-го года компания «Уимпи» публикует во всех ведущих израильских газетах огромную рекламу. Описание восхитительных гамбургеров заканчивалось по-британски лаконичным сообщением - «Уимпи» открывает два первых филиала в стране - на заправке «Сонол» возле Зихрон Якова и на площади «Париж» в Хайфе. «Чем отличается гамбургер «Уимпи» от других гамбургеров? «Уимпи» - это сто процентов свежего говяжьего мяса, которое готовится под контролем инспекторов Министерства Здравоохранения. Мясо перемолото на новейших машинах, построенных специально для «Уимпи». В мясо добавляются только натуральные приправы. Гамбургер готовится при температуре 316 градусов, определенной научным путем.  Но главное преимущество «Уимпи» - превосходное качество и доступная цена»
Объявление было длинным, заманчивым, но… не очень точным. На то она и реклама. На следующий день в газетах было опубликовано извинение от имени компании «Уимпи-Израиль», в котором говорилось, что компания сожалеет о неточности, которая закралась в первое объявление. Министерство Здравоохранения Израиля не контролирует процесс производства гамбургеров! Но компания «Уимпи-Израиль» теперь с еще большим внимание будет контролировать все этапы производства.
До сих пор не известно, была ли эта «ошибка» тонко продуманным рекламных ходом, или действительно левантийская безалаберность привела к такому. Но….  Иногда антиреклама является самой лучшей рекламой.  И у прилавков «Уимпи» выстраивались очереди.
За три первых года работы в Израиле «Уимпи» «нажарили» 200 000 гамбургеров.  Но сказать, что «Уимпи» покорили израильтян - было бы неправдой. Может быть из-за маленького размера - котлета «Уимпи» весила всего 65 граммов, а может быть из-за особой рецептуры, в результате которой котлета получалась суховатой, что тоже было не привычно для израильтян, выросших на клопсах, текущих бульоном. Не пошло!!!


И было грустно наблюдать за продавцом самого большого филиала «Уимпи» на углу улиц Карлибах и Иегуда Ха-леви, сидящем у прилавка в одиночестве.  Некоторые филиалы были более успешными. Например тот, что был на Алленби угол Маза. Огромный красный рекламный щит был виден и от рынка Кармель, и от Большой синагоги. И по началу там стояла очередь. Но в еде израильтян не обмануть. И туда туже в скором времени пришла скука. Еще некоторое время продержался филиал на площади Дизенгоф, в основном за счет гуляющих парочек, которые не могли позволить себе котлету Эйби Натана. Стесненные в средствах молодые люди покупали своим дамам маленькие котлеты, «заботясь» об их фигурах. Но, как я уже сказал, в еде израильтян не обмануть.
Летом 1971-года компания «Уимпи-Израиль» объявила о банкротстве. «Размер имеет значение» - писали тогда в газетах. Красные рекламные щиты еще повисели некоторое время на заправках, а потом и их растащили предприимчивые владельцы соседних киосков, приспособив под навесы от солнца. «Уимпи» исчез с улиц Израиля.




Но десять лет спустя, в 1981-м году, газеты вспомнили о гамбургерах «Уимпи», но в связи с совсем другой историей. В славном городе Бат-Яме произошло двойное убийство. Два местных уголовника убили двух конкурентов по своим уголовным делам. Убийство произошло глубокой ночью на складе фабрики по обработке мяса, принадлежавшей одному из убийц.  Тела жертв «упаковали» в подвернувшиеся под руку ящики и закопали в песках возле Ашдода.  Но в скором времени бедуин, который пас своих коз в этих песках, случайно обнаружил эти ящики. Видимо, плохо закопали. Когда вызванная бедуином полиция раскопала эти ящики, все увидели на красных боках лого «Уимпи». А мясная фабрика закрылась через день - «Кто знает, или мясо этой фабрики было только говяжим?» - писала газета «Ха-Арец, хотя владелец уверял, что он человек соблюдающий еврейские традиции и никогда не мог даже подумать об этом. Может и так…


Так или иначе, но история первой сети гамбургеров в Израиле закончилась грустно. Но мы же знаем - когда заканчивается одна история, начинается следующая.
Продолжение следует

кушать подано, легенды Тель-Авива, история Тель-Авива

Previous post Next post
Up