Если ехать по 92-й дороге восточнее озера Кинерет, недалеко от поворота на кибуц Ха-Он есть указатель с очень необычной надписью - «Памятник турецким пилотам». Турецкие пилоты? В Израиле? Памятник? Да, все именно так, и это действительно памятник с очень необычной историей. И началась эта история давно и очень далеко.
Наверно, отправной датой этой истории можно считать 25-е июля 1909-го года. Французский пилот и изобретатель Луи Блерио в этот день впервые перелетел пролив Ла-Манш на моноплане BleriotXI собственной конструкции. 37 минут длился этот полет и эти 37 минут прославили французского изобретателя. Под аплодисменты восторженной публики он посадил свой самолет на английском берегу пролива. Среди тех, кто рукоплескал смелому пилоту был молодой турецкий офицер, доверенное лицо Энвер-паши - Садик-бей. Дождавшись, когда Блерио осмотрел свой самолет (при посадке у моноплана сломалось шасси и несколько лопастей винта), офицер подошел к изобретателю и между ними завязалась беседа. Беседа двух увлеченных людей, результатом которой было приглашение выступить в Стамбуле с показательным полетом.
Луи Блерио
моноплан Блерио, перелетевший через Ла-Манш
самолет Блерио над Ла-Маншем
Осенью того-же, 1909-го года Блерио прибыл на корабле в Стамбул, привезя с собой усовершенствованный самолет BleriotXI. Однако полет над Стамбулом был не столь удачным, как над Ла-Маншем. При посадке, из-за сильного и неожиданного порыва ветра, моноплан Блерио задел крылом здание и рухнул на землю. Пришлось французскому пилоту пролежать в стамбульской больнице пару недель, пока он окончательно смог встать на ноги. Эти несколько недель были очень плодотворными. Блерио получил заказ от турецких властей на изготовление нескольких самолетов, а также предложение - создать во Франции школу пилотов, в которой могли бы учиться и турецкие военные.
И в 1911-м году первая группа турецких офицеров отправилась в Париж - учиться летать. В этой группе был и уже знакомый нам Садик-бей. Курс обучения длился два года и уже в начале 1914-го года над небом Турции летали турецкие самолеты, сконструированные Луи Блерио и пилотируемые турецкими пилотами. Для повышения морали и патриотизма в феврале 1914-го года турецкое командование решило провести перелет через всю турецкую империю. Для участия в этом перелете были выбраны лучшие пилоты. Лейтенант Фатхи-бей, действительно лучший среди турецких пилотов и знакомый нам Садик-бей, близкий друг Энвер-паши. Пилоты должны были вылететь из Стамбула на новом самолете Блерио, который был специально модернизирован для такого перелета. Новый самолет получил название Muavenet’eMillie- «Народная поддержка» и развивал скорость около 100 км. в час.
Фатхи-бей
Садик-бей
маршрут перелета
По замыслу организаторов перелета, самолет, стартовавший в Стамбуле, должен был совершить промежуточные посадки в Бейруте, Дамаске, Иерусалиме, Александрии и закончить свой маршрут в Каире. Перелет освещался во всех средствах массовой информации, и на всем пути перелета тысячи людей выглядывали небольшой моноплан в облаках, приветствуя смелых пилотов радостными возгласами и молитвами.
Но, видимо, молитвы не помогли. До Дамаска самолет долетел без приключений. Но на пути из Дамаска в Иерусалим у BleriotXIначались проблемы с двигателем, и недалеко от заброшенного арабского поселения Самра на берегу озера Кинерет (сегодня это кибуц Ха-Он) Фатхи-бей, который пилотировал самолет, не справился с управлением и самолет упал.
Оба пилота - лейтенант Фатхи-бей и капитан Садик-бей погибли, став таким образом первыми турецкими летчиками, погибшими на военной службе.
приглашение на торжество посвященное Фатхи-бею
По решению турецкого военного командования на месте катастрофы был установлен памятник, а тела летчиков были перевезены в Дамаск и похоронены в мечети Омеядов, рядом с могилой Саладина.
Через месяц военное командование попыталось повторить этот перелет, но и его ждала такая же печальная участь - самолет разбился в горах возле Анаталии. И лишь третья попытка - в мае 1914-го года увенчалась успехом. Лейтенанты Салим-бей и Кемаль-бей пролетели весь маршрут без неисправностей и гордо посадили свой моноплан в Каире.
В годы Первой Мировой войны британские пилоты обновили памятник турецким коллегам, а после образования государства Израиль этот памятник находится под опекой Военно-Воздушных сил израильской армии.
памятник турецким пилотам
В завершении хочу лишь заметить, что полет Фатхи-бея и Садик-Бея над небом Святой земли не был первым. Но это совсем другая история, и я обязательно ее расскажу.