Где могут встретиться английский лорд Мальчет, Моше Монтифиори, бельгийский король Альберт 1, первый еврейский скульптор Бецалель Яффе и рав Нахмани? Если добавить, что места этого нет, но оно есть, то окажется, что я совсем запутал путешественников. И я поспешу объяснить. Есть в Тель-Авиве небольшая площадь на пересечении улиц Нахмани, Бецалель, Монтефиори и Мальчет. Площадь эта носит имя бельгийского короля Альберта 1, большого друга первого мэра Тель-Авива - Меира Дизенгофа. Но, как это часто бывает, на самой площади нет даже табличек с ее названием, а на картах города она появилась всего два года назад. Признаюсь, я даже не сразу смог узнать - в честь какого именно Альберта названа площадь - английского принца или бельгийского короля, трагически погибшего в 1934 году. (Бельгийцы произносят это имя, как Альбер)
Но все-таки не именами знаменита эта площадь. Так что… оставим на время имена и вперед, в сердце города! «Лев Ха-Ир» - Сердце города, именно так называется этот район Тель-Авива, к северу от улицы Алленби, в самой середине которого находится площадь Альберта. Площадь напоминает своей формой сильно вытянутый ромб, в западной вершине которого, словно драгоценный камень в короне, находится одно из красивейших строений Тель-Авива - дом «Пагода».
Дом этот построен архитектором Александром Леви в 1925. Трудно определить архитектурный стиль здания. Скорее всего, как и многие другие постройки Александра Леви, можно отнести его к стилю «польской» эклектики, хотя в линиях дома присутствуют и буддистские и чисто восточные мотивы и признаки модерна.
Первый владелец дома, он же и заказчик - Морис Блох, приехавший из Соединенных Штатов в 1920 году. Богатый владелец цитрусовых плантаций, один из основателей банка «Америка-Палестина», один из первых миллионеров Израиля, Морис Блох и своим домом хотел выделится из общей массы похожести. Не зря в длинной веренице «домов грез» (такое название получили эти дома) этот дом считается чемпионом по количеству использованных стилей.
В здании 4 этажа. В подвальном - винный склад, технические помещения, а сейчас еще и кинотеатр. На первом этаже, сразу за просторным вестибюлем находится бассейн. Второй этаж, украшенный арками, напоминает уменьшенную копию кафедрального собора, а стройные колонны третьего этажа придают ему вид эллинского храма. И, наконец, четвертый этаж, давший название дому напоминает пагоду. Здание это было уникальным для своего времени, в нем, одном из первых в Тель-Авиве было сделано центральное отопление и лифт.
Даже для богатого Мориса Блоха содержание такого дома было слишком дорогим (по тем временам). Поэтому он занимал только одно крыло - со сторонни улицы Монтефиори. Северное крыло, сменив нескольких владельцев, в конце концов, было занято польским консульством. Но процветание дома, служившего украшением города, закончилось в 1942 году после смерти Мориса Блоха. Его наследники продали дом. Длинная череда владельцев, сменяющих друг друга, не лучшим образом заботилась о сохранности дома. Здесь жили, превратив первый этаж в клинику, затем в дом вселилась семья Мандельбаум, устроившая на первом этаже синагогу и цветочный магазин. К началу 90-х дом представлял собой довольно жалкое зрелище. Настолько жалкое, что ему, первому в Тель-Авиве, был присвоен статус архитектурного памятника, охраняемого законом.
В начале 90-х «Пагоду» купил известный тель-авивский подрядчик Яков Пелед. Здание обошлось ему в несколько миллионов долларов и, видимо, на ремонт уже денег не осталось. Так дом простоял еще несколько лет, пока не был выкуплен шведским миллионером Робертом Вилом. Вил решил устроить в Тель-Авиве зимнюю резиденцию, спасаясь тут от скандинавских морозов. Он нанял французских реставраторов, которые под руководством фирмы «Плеснер Адрикалим» очень точно восстановили дом, его фасад и внутреннее убранство. И сегодня дом-Пагода снова привлекает к себе внимание, как и в 20-е годы, продолжая соревнование двух выдающихся архитекторов Тель-Авива - Александра Леви и Иегуды Магидовича.