Oct 05, 2004 23:28
Сразу оговорюсь, что я отнюдь не призываю всем кидаться рисовать иконы в стиле Малевича.
С другой стороны, в отличие от иконы, фреска (почему-то) практически никогда не рассматривалась мною как средство молитвенного общения с первообразом. С ходу на ум приходит лишь 1 исключение: феофановский Макарий Египетский из новгородского Спаса Преображения на Ильине. "...доколе все сердце твое не станет молитвой, как железо, пожигаемое огнем, становится подобным ему." Бесплотное тело и горящие воздетые в молитве ладони... Ну да лано, вернемся к Бегову. В свое время "современными" художниками были и Микеланджело, и Боттичелли - для католической традиции это нормально. То, что данные фрески на порядок каноничнее того же Возрождения - неужели никто не видит?
> Ой, мама мия, это что жа чучела??
Отченька, а дети в них Богородицу со Спасителем узнают. Так что, давай не будем торопиться обзываться. Я, конечно, понимаю, что ты об образе, а не Первообразе, но все же...
> Трагично даже и боьно - так ИСПАХАБИТЬ СТАРИННЫЙ ЗАМОК, а?
Знаешь, после того, как мне лики святых в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря пришлось посколачивать своими ручками, я уже не так категорична... Росписи бывают в разном состоянии, разной (в т.ч. и весьма сомнительной) художественной ценности... Кто его знает, что там вообще было - может, поросшие плесенью голые кирпичные своды.
> Не удивительно и то, что у автора не хватило даже смелости нарисовать нимбы и даже надписью на кресте он решил «творчески» пренебречь :-/
Честно говоря, по фотографии я не могу твердо сказать, что ее (надписи) там нет. Более того, внизу просматривается что-то, весьма напоминающее ту самую дощечку, на которой должна быть сия надпись.
Теперича о нимбах. Является ли наличие нимба 100% гарантией того, что на изображении - христианский святой? Нимбы были известны в Древнем Египте, Персии, Византии, Китае, Японии, Тибете... Вслед за византийскими императорами, русские государи в 17-начале 18 века изображались на парсунах с нимбами - символами данности власти от Бога, нимб мы видим украшающим Ивана Грозного на росписях Архангельского собора Кремля (не путать с новоделами на тему "вперед навстречу канонизации Грозного и Распутина"). Далее - что делает христианство? Переосмысляет, преломляет... Нимб становится уже не просто символом святости, божественности происхождения или власти, а выражением реальности фаворского света. Какие еще способы изображения этого самого нетварного света мы знаем? Или намек на живописные ассисты и иже с ними опять только я тут вижу? Да в этом "петрове-водкине" исихазма на порядок больше чем во многих современных вполне канонических иконах!
Жду следующую порцию камней :))
живопись,
околорелигиозное,
искусство